Основные требования к составлению
Психокоррекционной программы.
При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:
- чётко формировать цели коррекционной работы;
- определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
- выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
- чётко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с учащимися;
- отобрать методики и техники коррекционной работы;
- определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
- определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю и т. п.);
- определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин. В начале коррекционной программы до 1,5-2 ч. на заключительном этапе – например);
- определить содержание коррекционных занятий;
- при необходимости планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьёй – подключение родственников, значимых взрослых и т. д.);
- для реализации коррекционной программы и оценки её эффективности предусмотреть контроль коррекционной работы.
Примерное содержание коррекционной программы.
Программа психолого-педагогической коррекции
коммуникативных умений подростков.
Цель программы: развитие личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки в решении личностных проблем подростков.
Задачи программы:
1. Диагностика личностных качеств.
2. Овладение определёнными социально-психологическими знаниями.
3. Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других.
4. Коррекция личностных качеств, снятие коммуникативных барьеров.
5. Овладение приёмами межличностного взаимодействия.
Коррекция проводиться в виде социально-психологического тренинга. Психологическое воздействие основано на активных методах групповой работы. В ходе занятий решаются вопросы диагностика и развития личности; формируются коммуникативные навыки; оказывается психологическая помощь и поддержка, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников. В итоге у подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опят позитивного отношения к себе и окружающим людям, они становятся более компетентными в сфере общения.
Форма коррекционной работы: индивидуально-групповая.
Состав группы: 7-9 участников.
Примерный возраст участников: 12-15 лет.
Количество занятий: 10.
Частота занятий: 1 раз в неделю (при диагностике допускается до 2 раз в неделю).
Длительность занятий: от 1 часа до 1,5 часа.
I. Диагностический блок.
Цель: диагностика способностей развития личности, выявление факторов риска.
Диагностика проводится на протяжении 4 занятий; длительностью 1 час; частота занятий допускается до 2 раз в неделю; индивидуальная форма работы.
1-е занятие: проводится диагностика личностных особенностей с использованием: ПДО (патохарактерологический диагностический опросник), М МИЛ (миннесотский опросник многоаспектный личностный, тест Шмишена и т. п.).
2-е занятие: проводится диагностика самооценки (методика Е. В. Сидоренко и другие); иследование ценностных ориентаций (методика «ценностных ориентаций М. Рокича).
3-е занятие: проводится диагностика интеллектуального развития (тесы Амтхадера, Векслера, ШТУР).
4-е занятие: проводится диагностика взаимоотношений (метод незаконченных предложений, тест Т. Лири, социометрии).
Поученные результаты используются для составления социально-психологического профиля личности.
II. Установочный блок.
Цель: снятие состояния эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха.
Для реализации данной цели отводится одно занятие, длительностью до 1,5 часа; занятие проводятся 1 раз в неделю, групповая форма занятия.
5-е занятие: знакомство с принципами работы в группе.
Ход занятия.
1-е упражнение. Представление «Твоё имя, или я хочу тебя называть».
2-е упражнение. «Правила группы».
3-е упражнение. «Мой благородный поступок».
4-е упражнение. «Список личных претензий».
5-е упражнение. «Диагноз или какой я в общении».
6-е упражнение. «Мой стиль общения» (домашнее задание).
7-е упражнение. Анализ итогов «Откровенно говоря».
III. Коррекционный блок.
Цель: формировать активную социальную позицию подростков и развитие их коммуникативных способностей и способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих их людей, повышение общего уровня психологические культуры.
Для осуществления коррекционной работы отводится четыре занятия, длительностью до 1,5 часа; занятие проводится 1 раз в неделю; групповая форма занятия.
6-е занятие: самоанализ качеств, важных для межличностного общения.
Ход занятия.
1-е упражнение. Комплимент.
2-е упражнение. Анализ домашнего задания «Мой стиль общения».
3-е упражнение. Список качеств, важных для общения.
4-е упражнение. «Круг моего общения».
5-е упражнение. «Принимаю решение по изменению…».
Подведение итогов.
7-е занятие: развитие умений самоанализа и предопределения психологических барьеров.
1-е упражнение. «Нетрадиционное «невербальное» приветствие».
2-е упражнение. Домашнее задание «Мой лучший друг».
3-е упражнение. «Маленькие жертвы».
4-е упражнение. «Мы с тобой одной крови».
5-е упражнение. «Землетрясение».
6-е упражнение. «Оценка группы по коммуникативным качествам».
Подведение итогов.
8-е занятие: способы самоанализа и самокоррекции.
Ход занятия.
1-е упражнение. «Волшебные слова».
2-е упражнение. Анализ дневников «Мой тип общения».
3-е упражнение. «Контакты с новыми людьми» или «Инопланетянин».
4-е упражнение. «Неожиданная встреча».
5-е упражнение. «Анализ событий в группе».
Подведение итогов.
9-е занятие (продолжение). Способы самоанализа и самокоррекции.
Ход занятия.
1-е упражнение. «От всей души…».
2-е упражнение. «Новые знакомые».
3-е упражнение. «Друг для друга».
4-е упражнение. «Неожиданная встреча…».
5-е упражнение. «Необитаемый остров».
6-е упражнение. «Мнение».
Подведение итогов.
IV. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Цель: оценить психологическое содержание и динамику изменений, закрепить коммуникативные навыки, наметить перспективы на будущее.
Для реализации отводится одно занятие; длительностью до 1,5 часа; групповая форма занятия.
10-е занятие. Закрепление коммуникативных навыков, настрой на будущее.
Ход занятия.
1-е упражнение. Комплименты «Мне очень нравится, когда ты…».
2-е упражнение. Анализ дневников «Мой стиль общения».
3-е упражнение. Итоговая диагностика общительности.
4-е упражнение. Психологический чемодан: «Что собрать тебе в дорогу?»
5-е упражнение. «Больше всего мне нравится, когда партнёр по общению…»
Подведение итогов коррекционных занятий.
Литература:
1. Игры – обучения, тренинг, досуг…/под ред. В. В. Петруситского// - М.: Новая школа, 1994.
2. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000.
3. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.
4. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
5. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
6. Практикум по арт-терапии /под ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000.
7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
8. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.