Великие гуманисты Европы
В это время продолжается процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о загробном мире, его мысли обратились и к земной, мирской жизни. Сторонники такого взгляда на окружающий мир называли себя гуманистами (от лат. humanus — человеческий).
С
ильными, прекрасными, деятельными предстают перед нами люди Возрождения. Они умеют ценить время: их дни заполнены трудом, стремлением понять и изменить окружающий мир. «Человек измеряет землю и небо... Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким...» — сказано в рукописи XV в.
В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность.
Состоятельные люди приглашали учёных, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее образование своим детям. Знатный купец Джованни Морелли написал для сыновей «Записки», в которых советует читать древних авторов и размышлять над их поучениями, чтобы узнать, как надо поступать в жизни. Ведь знания доставляют разуму столько приятного и утешительного, как ничто другое, а наука даёт «сознание того, что ты человек, а не животное».
Много размышляли гуманисты и о месте человека во Вселенной. Знаменитый флорентийский философ в книге «Речь о достоинстве человека» писал, что Бог, сотворив человека, сказал ему: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать всё, что есть в мире».
Гуманист из Роттердама.
Эразм Роттердамский. 1523 г. Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего |
Гуманистические идеи, зародившиеся в Италии в эпоху Возрождения, нашли отклик и горячую поддержку у философов, богословов, писателей других стран, которые развили их и сделали достоянием европейского общества. Одним из образованнейших проповедников идей новой гуманистической культуры был голландский богослов и филолог Эразм Роттердамский (1469—1536). Биограф гуманиста знаменитый писатель XX в. С. Цвейг назвал его славой и светочем своего столетия.
|
Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.
Ещё в юности, зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления длясвоих учеников, в котором учил их изящно и красиво выражать свои мысли. Позднее сборник был опубликован под названием «Разговоры запросто». Лёгкий, изящный слог «Разговоров...» сделал их невероятно популярными: книга множество раз переиздавалась в разных странах.
Почти через два столетия по распоряжению Петра I она была переведена и напечатана в России.
Самым знаменитым творением Эразма Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и по- свящённая другу гуманисту Томасу Мору.
Эта книга имеет выразительное название — «Похвала Глупости». Главная героиня госпожа Глупость, одетая в мантию учёного, произносит хвалебную речь самой себе.
Выступая перед многолюдным собранием, Глупость убеждает слушателей, что именно она способствует движению мира, ибо «божественная сила» Глупости простирается так широко, что в служении ей объединился весь мир: «Глупость создаёт государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?» Вполне серьёзно она уверяет, что «в этой жизни лишь тот, кто одержим глупостью, может воистину именоваться человеком».
|
Листая страницы книги, читатель начинает понимать, что «гимн Глупости» — едкая насмешка, злая сатира, которыми воспользовался автор, чтобы бичевать пороки общества, высказывать горькие истины, подвергнуть осмеянию отжившие традиции средневекового прошлого. «Похвала Глупости» стала своеобразным вкладом Эразма Роттердамского в утверждение новых гуманистических идеалов.
Первые утопии. В Англии идеи гуманистов, прославлявших физическую красоту и духовное совершенство человека, утверждавших его право на счастье, оказали сильное влияние на Томаса Мора (1478— 1535). Этот мудрый политик и будущий первый министр короля учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой.
Томас Мор. Портрет кисги Ганса Гольбейна Младшего |
В начале XVI в. Мор написал и опубликовал «Золотую книгу, столь
же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия ». Необычное произведение поразило воображение читателей.
В первой части описывается современная автору Англия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского крестьянства, несправедливых законах против бедняков. Именно Т. Мору принадлежат крылатые слова о том, что прожорливые овцы «пожирают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города». Источник всех несчастий Англии писатель видит в частной собственности.
|
Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне — земледельцы и ремесленники — постоянным трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на Земле. Кругом расстилаются возделанные поля, цветущие сады.
Установлена коллективная собственность — имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а всё необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет производят между собой обмен всего, чем они владеют. Всеобщим уважением пользуются занятия искусством и наукой.
Автор описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал и поэтому поместил этот земной рай на острове, назвав его Утопия, что в переводе означает «несуществующее место». Стоит запомнить название этого романа. С тех пор утопиями называли произведения, описывающие справедливое, но несбыточное общество будущего.
Франсуа Рабле |
Современник Томаса Мора французский писатель Франсуа Рабле (1494—1553) родился в провинциальном городке, детство провёл на ферме. В юности он был очень религиозен и поступил в монастырь, но оставался там недолго: весёлый характер и любознательность плохо сочетались с монастырскими правилами. Позднее он много занимался наукой, стал
знаменитым врачом и одним из самых образованных людей своего времени. Рабле хорошо знал историю, языки, объездил всю Францию, трижды побывал в Риме. Он умел наблюдать и запоминать, был блестящим рассказчиком и сочинителем.
Около 20 лет он работал над романом «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Герои повествования — мудрые короли-великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает автор их жизнь, весёлые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество разнообразной еды. Но герои Рабле живут в очень неспокойном мире, правители которого «годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего гнусного удовольствия возмущать мир войнами». И добродушные гиганты громят рати врагов с помощью... хорошего пинка или совсем уж необычно — «накрыв языком целую армию».
Однако Рабле не был бы человеком своего времени — времени расцвета гуманизма, если бы зло в его книге побеждалось только сказочной силой. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Панург, воплощение здравого смысла простого народа. Весёлая компания отправляется в путешествие на край света и посещает множество удивительных мест. Среди них и остров папефигов, разорённый соседями па- поманами (католиками) за непочтительное отношение к портрету папы римского, и остров прожорливых птиц, которые питаются данью со всех концов света. За порядком наблюдает молчаливо сидящая в клетке птица Папе- го. Нетрудно догадаться, что это намёк на папу римского и его сторонников.
Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство, ханжество власть имущих. Жизнерадостная и умная книга Рабле, учёного, философа и гуманиста, пришлась по душе его современникам.
Эти слова принадлежат одному из удивительных людей XVI столетия — выдающемуся французскому гуманисту Мишелю Монтеню (1533—1592). Монтень много размышляет о жизни, странах и людях. Плодом раздумий стала книга со странным названием — «Опыты».
«Опыты» — собрание рассуждений о морали, философии, труде. Автор задумывал их как поучительное чтение для себя и немногочисленного крута родных и друзей, подчёркивая, что излагает раздумья, основанные на личном опыте. Но получилось так, что с момента своего появления книга привлекла внимание многих и многих людей, и сегодня остаётся произведением, которое читают образованные люди всех стран. Чем же книга заинтересовала современников Монтеня? Чем интересна она читателям нашего времени?
В глазах гуманистов человек стал перед необходимостью самопознания и самооценки. «Опыты» — не только гимн во славу человека, его разумной и доброй природы, но и результат стремления автора познать и оценить себя.
Монтень гневно обрушивается на суеверия, предостерегает от бесцельного существования, напоминает, что жизнь — величайший дар. Автор призывает людей разумно вести себя в повседневности: «Надо стремиться не выигрывать битвы или завоёвывать земли, царствовать или копить богатства, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах». Подлинная мудрость, считает Монтень, заключается именно в умении ценить каждый миг земного бытия, неизменно радостно воспринимать жизнь.
Монтень предостерегает людей от безделья, прежде всего умственного. Он ратует за гармоническое развитие всех заложенных в человеке способностей, за воспитание, в основе которого правило: ни в чём не полагаться на авторитет, а всё проверять разумом и опытом. Недостаточно затвердить наизусть то, что тебя заставили вызубрить, «знать наизусть ещё вовсе не значит знать; это — только держать в памяти то, что ей дали на хранение». «Юноша должен научиться не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь, претворяя их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своём поведении, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях, скромность в забавах... неприхотливость в питье и пище... умеет ли соблюдать порядок в своих домашних делах».
И уж совсем революционно звучат речи Монтеня о веротерпимости, а это было время религиозных войн. Проблема принадлежности к католической или протестантской церкви — личное дело человека, и нельзя ненавидеть или преследовать его за то, что он думает по-другому. Вообще для Монтеня самое главное в оценке человека не богатство и звания, здоровье или пышность наряда, а то, какова у него душа. Прекрасна ли она, одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами? Только сам человек, величие его духа — главная ценность мироздания.
Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию. Обсудите в классе и с родителями, какие суждения Монтеня актуальны и в наши дни.
Прогулки по Вечному городу
Давно известно, что облик города ярко выражает эпоху. Попробуем убедиться в этом, совершив короткую прогулку по Риму эпохи Возрождения.
К XVI в. Рим — духовная столица католического мира — становится центром гуманизма, сменяет угасающую Флоренцию. Новой роли города должен был соответствовать и его облик.
Ещё за столетие до этого Рим начинает перестраиваться. Сначала расширяют улицы и мостят дороги, ведущие к Ватикану, папской резиденции. Первым из европейских городов Рим обзаводится музеем: коллекция античной скульптуры, ранее принадлежавшая папе, была выставлена для всеобщего обозрения на Капитолийском холме.
В XVI в. перепланировка Рима продолжается. Появляются дороги, ведущие в торговый центр города, благоустраиваются площади. К Ватикану прокладываются прямые улицы, которые украшаются фонтанами и найденными при раскопках античными скульптурами. Самой значительной из построек того времени можно считать новую церковь в Ватикане — Сикстинскую капеллу (в названии увековечено имя заказчика — папы Сикста IV). Огромный зал капеллы предназначался для важнейших церковных церемоний. Роспись Сикстинской капеллы поручена самым знаменитым художникам Возрождения. Среди них был и Микеланджело, который в течение четырёх лет один, без помощников выполнил всю работу, украсив 600 кв. м потолка фресками на сюжеты из Библии. Одна из них — «Сотворение Адама»: Бог-творец протягивает руку первому человеку, распростёртому на земле, и это прикосновение пробуждает его к жизни.
В центре города во дворе старой церкви Сан-Пьетро архитектор Браманте строит изящный храм — Темиьетто. Сооружение напоминает античные постройки, имеет форму ротонды и окружено шестнадцатью колоннами дорического ордера. Всё это придаёт небольшому храму величественный вид. Современники видели в нём модель гармонично устроенного мира.
Главным католическим храмом Рима и всей Европы стал собор Святого Петра. В его создании (собор возводился более 100 лет) принимали участие разные архитекторы. Заканчивал строительство Микеланджело, которому было уже за 70 лет. Он рас-
Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).
критиковал почти готовую постройку и за 15 дней вылепил новую глиняную модель. Последние годы жизни он посвятил воплощению своего проекта. Главным украшением храма Микеланджело сделал величественный купол, послуживший образцом для многих европейских соборов. Перед собором Святого Петра установили древний обелиск, который когда-то стоял на арене цирка, где, по преданию, был распят апостол Пётр. На вершине обелиска поместили крест.
Как вы видите, реконструкция шла с грандиозным размахом, были даже планы снести Колизей, чтобы на его месте проложить широкую улицу. К счастью, этого не случилось и Колизей по-прежнему украшает Рим, связывая воедино прошлое и настоящее Вечного города.
HD |
Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.
Мир художественной
Культуры Возрождения
Т |
ворцы искусства Высокого Возрождения создали образ прекрасного гармоничного человека, сочетавшего физическую красоту и духовное совершенство. Идеалы итальянских гуманистов нашли немало сторонников и последователей среди европейских мыслителей, также пытавшихся отстаивать его право на счастье, утверждавших ценность и уникальность любой личности.
«Какое чудо природы человек!» В далёкой Англии гуманистические традиции Возрождения ярко проявились в творчестве Уильяма Шекспира (1564—1616). Поэт и драматург провёл юность в маленьком провинциальном городке, сонной и размеренной жизни которого он предпочёл шумный Лондон. Шекспир был влюблён в театр, выступал как актёр, сочинял пьесы. Окружающий мир он воспринимал как сцену, а людей — как актёров. Он свято верил в то, что театр должен стать для современников настоящей школой, которая научит их не сгибаться под ударами судьбы, презирать предательство и лицемерие, противостоять подлости.
В шекспировских произведениях много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за своё счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают. Погибает несчастная Офелия, преданная самыми близкими людьми; поверив клевете, Отелло убивает Дездемону; отравленный клинок поражает Гамлета; короля Лира лишают крова и обрекают на скитания и нищету собственные дочери. Каждый ищет свой ответ на вопрос, как поступить, столкнувшись со злом:
...покориться
Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством?
Против юных Ромео и Джульетты — весь свет. Их попытка противостоять семейной вражде, трагическому стечению обстоятельств приводит влюблённых к гибели. Но ничто не заставит отказаться от высокого и светлого чувства, сделавшего героев свободными и счастливыми. Так вопреки поражениям и смерти утверждается мысль Шекспира: «Какое чудо природы человек!»
Такой же силой духа и мужеством обладают странствующий рыцарь Дон Кихот и его верный слуга Санчо Панса, путешествующие по дорогам Испании и помогающие всем, кто слаб и несчастен. Эти замечательные персонажи были придуманы испанским писателем Мигелем Сервантесом (1547—1616), чья судьба похожа на приключенческий роман.
Сервантес происходил из семьи обедневшего дворянина, получил университетское образование и поступил на военную службу. В морском сражении он теряет руку, а по дороге домой попадает к разбойникам и 5 лет томится в плену в Алжире. За огромную сумму семье удаётся выкупить его и вернуть на родину. Здесь начинается самый важный период в жизни Сервантеса: он становится писателем. «Дон Кихот» был задуман автором как пародия на средневековые рыцарские романы.
Высоченный, тощий Рыцарь Печального Образа, взгромоздившись на полуживую клячу, надев старые помятые доспехи и шлем с картонным забралом, отправляется странствовать. Всякая несправедливость вокруг: жадный хозяин, который не платит жалованье батраку, страдания каторжников, осуждённых жестоким судом, — вызывает его благородное негодование. Как истинный рыцарь, Дон Кихот обнажает оружие и защищает обиженных, потому что «ради свободы... как и ради чести, можно и должно рисковать жизнью».
Часто он попадает в нелепые ситуации. Однажды, приняв ветряные мельницы за злых великанов, бросается на них с копьём, в другой раз вступает в битву с вражеским войском, оказавшимся лишь стадом баранов.
Уильям Шекспир |
Однако внимательный читатель не спешит посмеяться над героем Сервантеса. За внешне смешными поступками безумного Дон Кихота он видит мудрость, благородство и человечность. Так и бродит по дорогам в сопровождении своего оруженосца последний рыцарь добра в мире несправедливости, помогая людям стать немного лучше.
Эпоха титанов. Возрождение часто называют эпохой титанов. В самом деле, трудно найти другое время, отмеченное творчеством такого числа гениев, каждого из которых природа щедро наделила универсальными талантами.
Одним из них был Леонардо да Винчи (1452—1519). Его необыкновенная одарённость поражала современников. Леонардо был художником, поэтом, архитектором, скульптором, музыкантом, божественно пел, увлекался физикой, математикой, астрономией, историей, философией, разбирался в механике и военном деле. Его всеобъемлющий многогранный ум не имел себе равных даже среди разносторонних гениев Возрождения.
Люди, знавшие Леонардо да Винчи, отмечали, что он своей наружностью являл высшую красоту: высок ростом и хорошо сложён, очень силён (правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как свинец), всегда щегольски одет, его беседа была обворожительна.
После смерти Леонардо осталось около семи тысяч страниц записей, черновиков, рукописей. А вот картин сохранилось совсем немного, хотя именно живописи он отдавал предпочтение, считал её царицей искусств. В трактате о живописи Леонардо говорит о художнике как о человеке, наделённом божественным могуществом, способном охватить разнообразие природы и воссоздать его сначала в уме, а потом на бумаге или холсте.
Леонардо был не только гениальным живописцем, но одновременно и проницательным исследователем. Математические расчёты помогали ему показать в картинах глубину пространства, перспективу. Длительные опыты научили изображать объём тончайшими оттенками, игрой света.
Героями произведений Леонардо делал не богов и святых, а обычных людей. Такова юная «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»). В мягких переливах света и тени — мать, прижавшая к груди дитя. Нежное объятие её рук, лёгкая полуулыбка передают бесконечную любовь земной женщины к своему ребёнку. За спиной Мадонны два окна, в которых виден прекрасный пейзаж. И, как бы оставляя в наследство будущим поколениям загадку, Леонардо изобразил землю с огромной высоты. Только истинный гений, живший в эпоху, когда люди и мечтать не могли о том, чтобы подняться в воздух, смог показать мир, недоступный фантазии простого смертного.
Не меньше загадок таится и в портрете Моны Лизы («Джоконда») — жены богатого флорентийца. Спокойно и величественно восседает она в кресле, глаза пристально смотрят на зрителя, на губах едва уловимая улыбка, «столь приятная, что, глядя на этот портрет, испытываешь более божественное, чем человеческое, удовольствие...» — писал биограф художника. Неуловимая дымка окутывает лицо и фигуру Моны Лизы, смягчает контуры. Кажется, эта женщина владеет какой-то тайной, волнующей и наших современников.
Кроме живописных произведений, сохранилось несколько грандиозных фресок Леонардо. Изображение «Тайной вечери» украсило стену богатого миланского монастыря. Евангельская легенда повествует о том, как Христос незадолго до смерти в последний раз собрал учеников. Только что произнесено пророчество: «Один из вас предаст меня». Ученики поражены страшными словами. Реакция каждого неповторима: удивление, страх, гнев, недоверие, отчаяние. Иисус спокоен и печален, и только его руки, бессильно лежащие на столе вверх ладонями, выражают покорность судьбе, ожидание неизбежной гибели.
Конец жизни Леонардо провёл вдали от родины, во Франции, где ему было предложено место придворного живописца. Гений художника вызывал всеобщее восхищение и поклонение, смерть его опечалила всех, ибо, как пишет современник, «никогда не было человека, который принёс бы столько чести... живописи».
Почти на полвека пережил Леонардо да Винчи его постоянный соперник в искусстве Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Надгробие Микеланджеловеликого Микеланджело, сделавшего
Буонарроти так миого дЛЯ украшения Флоренции
и прославления рода Медичи, украшают три аллегорические фигуры: Живопись, Скульптура и Архитектура. Но сам он считал себя мастером скульптуры, в ней видел «первое из искусств», лучше всего прославляющее человека, его красоту.
Микеланджело считал, что в глыбе мрамора природой уже заложено произведение, автору нужно только отсечь всё лишнее. В одном из сонетов он писал:
И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что мрамор сам Таит в избытке, — и лишь это нам Рука, послушная рассудку, явит.
Ещё при жизни Микеланджело приобрёл славу искуснейшего творца. Однажды ему сообщили о прекрасном мраморе, лежащем во дворе одного из флорентийских соборов. Над этим камнем уже поработало несколько скульпторов, основательно его испортив. Церковные власти махнули на всё рукой, и глыба продолжала стоять в таком виде долгие годы. Микеланджело загорелся желанием выполнить скульптуру необычайной высоты — 5,5 м. Заново обмерив весь кусок мрамора, он приступил к задуманному.
Законченное произведение ошеломило современников. Микеланджело изваял обнажённую фигуру прекрасного юноши. По библейской легенде, юный пастух Давид отважился на бой со страшным великаном Голиафом и сразил его камнем, выпущенным из пращи. Скульптор изобразил Давида перед поединком. Лицо его полно гнева, сильная рука сжимает пращу. Соразмерностью и красотой произведение превзошло все известные шедевры, затмило даже греческие и римские статуи. Так писал о «Давиде» современник.
Микеланджело. Давид. 1501-1504 гг. |
Открытие монумента превратилось в народное торжество. Флорентийцы установили памятник на площади перед зданием городского самоуправления, чтобы власти справедливо управляли городом и мужественно его защищали.
Мало кто из современников знал, что Микеланджело посвящал себя служению ещё одной музе — Поэзии.
Его стихи поражают невероятной силой, сходством с изваянными из камня величественными фигурами, ведь пером водила рука, привыкшая держать резец скульптора. Наброски стихов можно увидеть на листках с рисунками. В них чувствуется мощь каменотёса, привыкшего подчинять себе неподатливый материал. Кажущаяся «не- отшлифованность» придаёт поэзии неповторимое своеобразие.
Подобно многим гуманистам, Микеланджело отдал дань любовной лирике. Цикл сонетов повествует о прекрасной возлюбленной поэта. И хоть его любовь безответна, автор видит в своей избраннице самое лучшее творение природы:
Кто создал всё, кто сотворил и части — И после выбрал лучшую из них, Чтоб здесь явить нам чудо дел своих, Достойное его высокой власти...
Но не только земная красота волнует и вдохновляет поэта. Стихи полны раздумий о совершенной красоте искусства, которое переживёт своих создателей:
Удел искусства более велик,
Чем естество! В ваяньи мир постиг,
Что смерть, что время здесь не побеждает.
Последние годы жизни творца прошли в трудах и одиночестве. Он умирает в возрасте 89 лет, достигнув вершины славы. В день похорон множество поэтов Флоренции приходили поклониться гробу великого старца и прикрепляли к дверям усыпальницы латинские и итальянские стихи.
Итальянское Возрождение невозможно представить без живописи Рафаэля Санти (1483—1520). Всего 37 лет прожил этот гений. Он покинул мир в расцвете сил и славы, оплакиваемый многочисленными друзьями и учениками. Природа наделила Рафаэля трудолюбием, скромностью и добрым нравом. Доброжелательность сочеталась с замечательным умом и редким живописным даром. Может быть, поэтому мир на картинах Рафаэля выглядит совершенным и прекрасным, гармоничным и спокойным.
Рафаэль выполнял разные работы. По приказу пап расписывал в Ватикане покои и залы для торжественных церемоний, проектировал римский собор Святого Петра, украшал интерьеры церквей и дворцы вельмож. Исключительное место в искусстве мастера занимали женские образы. «Мадонна Конестабиле» — воплощение женственности и материнской любви. Рафаэль расположил её фигуру на фоне мягких очертаний невысоких холмов вокруг озера. Тонкие деревца, прозрачный воздух создают ощущение мечтательности, лёгкой грусти. Едва заметный наклон головы Мадонны, округлые линии тела подчёркивают трогательную любовь к сыну. И только нимбы над головами Мадонны и Младенца напоминают о божественности.
Для монастыря Святого Сикста Рафаэль написал главный образ алтаря — «Сикстинскую Мадонну». «Единственной в своём роде» считали картину знатоки живописи. Медленно, как будто не ступает босыми ногами по облакам, а легко парит над ними, Мария движется навстречу судьбе. Недетски серьёзен взгляд Младенца Христа. Он словно предчувствует грядущие мучения и гибель. Печален и тревожен взгляд матери, она знает о том, что предстоит, и всё же идёт вперёд, чтобы отдать людям ребёнка, ценою жизни которого откроется им путь к спасению.
Северное Возрождение. «Мужицкий живописец». Гуманистические идеалы итальянского Возрождения повлияли на искусство стран Западной и Центральной Европы.
Экономический расцвет, который переживают в XVI в. Нидерланды, приводит к тому, что растут и становятся торговыми центрами мирового значения города, бурно развивается общественная жизнь. Вслед за торговыми устанавливаются прочные культурные связи с Италией, что открыло пути для широкого распространения идей гуманизма. Этому в немалой степени способствовало прекрасно развитое издательское дело. На севере страны возникала новая демократическая культура, ярче всего проявившаяся в изобразительном искусстве.
Нидерландские живописцы изображали на своих полотнах вполне реальных персонажей: купцов, кораблестроителей, крестьян, членов городского магистрата, нищих. Они создавали картины, героями которых были торговцы в лавках, менялы в конторах, крестьяне, занятые повседневными делами. Именно за свою любовь к изображению простолюдинов и народных сцен Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530—1569) был прозван Мужицким.
Брейгель был образованным человеком, членом гильдии живописцев, хорошо знал итальянское и французское искусство. Он жил в Антверпене и Брюсселе, однако часто посещал окрестные сёла. Биографы рассказывают, что Брейгель любил переодеться в крестьянскую одежду и смешаться с толпой, чтобы беспрепятственно наблюдать за сельской свадьбой, деревенским карнавалом, театральным представлением на ярмарке или событиями в таверне, подмечая характерные движения, выразительные жесты и позы персонажей своих будущих картин.
Полотно «Крестьянский танец» переносит нас на праздничную деревенскую улицу. Художник любуется грубоватым весельем крестьянского праздника, шумным гомоном многолюдной толпы. Пространство картины буквально переполнено народом. Автор соединяет фигуры так, чтобы дать возмолшость зрителю рассмотреть отдельные сценки. В неловких движениях и неуклюжих фигурах танцоров, простоватых лицах участников бесшабашного веселья угадывается сила и мощь народа.
Художник изображал не только сельские праздники, но и полные тяжёлого труда крестьянские будни. В середине 1560-х гг. им была создана серия картин «Времена года», посвящённая отдельным месяцам (в Средние века так иллюстрировали календари). Они позволяют «заглянуть» в мирную жизнь жителей Нидерландов, представить обыденные сезонные заботы, незатейливый быт, простые радости. Главный герой произведений — вечный труженик — крестьянин, которому природа диктует ритм жизни и цикл повседневных работ.
«Жатва» — одна из пяти сохранившихся картин серии. На фоне бескрайнего пейзажа художник запечатлел уборку хлеба. Жаркое лето, воздух насыщен благоуханием цветущей природы — полей созревшей пшеницы, зеленеющих лугов, деревьев, согретых солнцем. Крестьяне убирают урожай, возят сено, вяжут снопы, несколько человек присели передохнуть, истомлённые зноем. Всё в картине буквально пронизано ощущением тишины и покоя, царящих вокруг. Мы не увидим резких движений, ненужной суеты или раздражения. Люди ощущают себя частью великого и прекрасного мира, находятся в гармонии с ним. Это впечатление становится особенно отчётливым, если рассмотреть группу отдыхающих крестьян, к которой автор даёт возможность приглядеться, расположив их на переднем плане. Мужчины и женщины разворачивают нехитрую еду, неторопливо беседуют, кого-то сморила мягкая дремота. Позы некоторых работников неловки, даже неуклюжи, лица простоваты, но во всём угадывается очень доброе отношение автора к своим персонажам.
Совсем иным настроением проникнута картина «Возвращение охотников», символизирующая зиму. В этой картине царит холод, морозный воздух прозрачен и чист, много белого снега, на котором чётко выделяются тёмные силуэты деревьев. Повсюду глубокие сугробы, по которым бредут усталые охотники. Их путь лежит в долину, там виднеются чистенькие и приветливые домики, церковная колокольня, гружёная телега, медленно двигающаяся по заснеженной дороге. А ещё мы видим крохотные фигурки рыболовов и весёлых конькобежцев на покрытых льдом прудах, придающих этому холодному зимнему дню живую радость человеческого тепла. Эти мирные сценки, так же как и ясные и простые пейзажи сменяющих друг друга времён года, дороги Брейгелю, и за их кажущейся простотой угадывается величественный круговорот вечного обновления.
Леонардо да Винчи из Германии. Благотворным оказалось воздействие итальянского искусства на культуру Германии. Не случайно немецкого живописца, гравёра и учёного Альбрехта Дюрера (1471—1528) сравнивали с Леонардо да Винчи. Подобно великому итальянцу, Дюрер занимался математикой и механикой, был сведущ в архитектуре, писал стихи, но главным делом жизни считал искусство. Сильное влияние на творчество Дюрера оказали поездки в Италию. Во время одной из них он знакомится с Рафаэлем и дарит ему автопортрет, вызвавший восхищение прославленного мастера. Но главным учителем Дюрера была природа: он рисовал прекрасные пейзажи, натюрморты. После возвращения на родину художник открыл в Нюрнберге свою мастерскую. В портретах и автопортретах он утверждал гуманистическое понимание личности.
Автопортреты донесли и до нас образ живописца. В наиболее прославленном (1498) Дюрер изобразил себя в виде нарядно одетого кавале- Альбрехт Дюрер, ра-дворянина. Спокойная поза, уве- Автопортрет. 1498 г.
репный взгляд свидетельствуют о чувстве собственного достоинства, стремлении автора видеть в художниках не ремесленников, а мыслителей.
С юности художник увлёкся гравюрой. Появившиеся в XV в. «летучие листки» (так называли гравюру) были очень популярны — в местах паломничества можно было получить гравюры с изображением святых. Технику гравирования Дюрер довёл до совершенства.
С замечательным мастерством молодой художник выполняет серию гравюр к последней книге Нового Завета — Апокалипсису, в которой рассказывается о грядущей ги-
Альбрехт Дюрер. Четыре всадника. Из серии «Апокалипсис». 1498 г.
бели мира. Самый известный лист серии — «Четыре всадника». Всадникам, олицетворяющим страшные бедствия людей: Мор, Войну, Голод и Смерть, дана власть истребить часть человечества. Под копытами их коней гибнут грешники, среди которых король и священник.
Большое влияние на Дюрера оказала встреча с Эразмом Роттердамским. Два выдающихся современника высоко оценили друг друга: Дюрер сделал набросок углём, позднее превратил его в знаменитую гравюру, на которой изобразил Эразма за стойкой для письма, с пером и чернильницей в руке, а великий философ восторженно отзывался о мастерстве художника.
На пути к бессмертию. До позднего Возрождения музыкальное искусство Западной Европы оставалось связанным с церковью. Музыка была главной частью религиозной службы; воздействуя на прихожан сильнее, чем слово, она подчиняла их молитвенному настроению.
На протяжении столетий церковь бдительно следила за исполнением музыкальных произведений в храме, не допуская малейших отклонений от правил. Но в конце XVI в. под влиянием изменений в жизни общества характер церковной музыки постепенно меняется. Как в живописи и скульптуре, где религиозный сюжет рассматривался гуманистами с позиций человека, так и в музыке духовные произведения стали обращаться к человеческим чувствам.