ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15.




 

1. Книговедение как научная дисциплина.

2. Газеты, их функциональное назначение и видовые при­знаки.

3. Практическое задание. Внутренняя структура книги.

 

Составитель: _____________ С. Ф. Павлова

Зав. кафедрой: ___________ Е.С. Мертенс

«___» ц

 

Экслибрис - это книжный знак который несет в себе имя и фамилию владельца. Этот знак, например, может отображать суть профессии автора и показывать интересы писателя. Он появился в Германии сразу после изобретения книгопечатания, поэтому эта страна считается родиной экслибриса.

Художественный экслибрис можно разделить на три вида:

1. Гербовые - несет в себе рисунок герба владельца.

2. Вензелевые - в рисунок вписывают инициалы обладателя книги.

3. Сюжетные - изображение пейзажей, эмблем, отображающих вкусы и интересы владельца или библиотеки, которому принадлежит книга.

Король Франции, который оставил след в истории как выдающийся библиофил, однажды лично провел инвентаризацию своих манускриптов оставив на каждой книге подпись - "Эта книга моя. Карл". То был первый экслибрис дошедший до наших времен.

В XIX веке писатели, простые люди, ученые становились владельцами значительных библиотек, из-за этого экслибрис начал массово распространятся. Но, к сожалению, это привело к тому, что из красивого изображения с вензелями, инициалами или же красивой росписи герба на книге, символ превратился в простой ярлык который выполнялся типографским набором. Этот ярлык вмещал в себя информацию о полке и номере книги с фамилией владельца.

Экслибрис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца.

Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом.

Еще пару столетий назад экслибрис был непременной принадлежностью библиотеки знатного рода. Ему придавали такое же значение, как фамильному гербу. Фактически, он и был библиотечным гербом владельца, передаваясь из поколения в поколение.

Экслибрис придумали в XVI веке в Германии. Среди авторов ранних экслибрисов были такие великие мастера эпохи Возрождения, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах и Ганс Гольбейн-младший.

Древнейший русский экслибрис — это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493—1494 годы.

В России экслибрисы появились в начале XVIII века – наряду с другими европейскими новшествами, введенными Петром I. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал ее изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.

В следующем, XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий. Владельцами значительных библиотек становились писатели, ученые и просто просвещенные люди, что способствовало массовому распространению экслибриса. Но это также приводило и к тому, что из помпезного изображения фамильного герба или замысловатого вензеля экслибрис зачастую превращался в том числе и в простой ярлык, выполненный типографским набором. Он служил лишь для указания фамилии владельца и обозначения постоянного места книги – номера полки и номера книжного шкафа.

Но в ХХ веке, который породил изящную (и, что важно, целостную как произведение искусства) книгу, произошел настоящий ренессанс экслибриса. Экслибрис превратился практически в самостоятельный жанр графического искусства. И во многом благодаря тому обстоятельству, что к этому жанру в России обращались Георгий Нарбут, Иван Билибин, Елена Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века.

Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл – он все больше становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась, по большому счету, и эпоха коллекционирования экслибрисов. Это вид собирательства получил название экслибрисистики.

1920-е годы в России явились периодом расцвета гравюры на дереве. Тогда же значительно расширилась тематика экслибрисов. В этот период книжный знак поднялся до философского обобщения и глубокого проникновения в сущность личности владельца книги. Этот поистине золотой век отечественного экслибриса неразрывно связан с именами Владимира Фаворского, Николая Пискарева, Алексея Кравченко, Николая Купреянова и других замечательных художников-графиков той эпохи.

Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960–1970-е годы. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране. И несмотря на значительные ограничения творчества, связанные с узкими идеологическими рамками того времени, искусство экслибриса поднялось на новую ступень.

Сейчас, в начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается. И возвращается, как всегда, в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку. Неудивительно, так как в настоящее время все больше людей интересуются своими корнями, восстанавливают разрушенные родовые цепочки, создают собственные геральдические знаки, которые можно передать своим детям.

Среди художественных экслибрисов различают:

-гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков;

-вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;

-сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

-шрифтовые. Это все те же типографские ярлыки с текстом в акцидентных рамках, реже – без них; штемпеля, набранные из литер или отлитые в типографии, строчки набора в линейных или простых акцидентных рамках, обычно овальных, реже – гравированный штамп или трафарет, изредка – конгрев. Это – соединение наборного текста с какой-нибудь акцидентной завитушкой, линейкой, вставленной подчас в тяжелую, замысловатую наборную прямоугольную рамку, наконец, корона с фамилией или просто инициалами владельца-дворянина. Таковы наиболее частые формы русского книжного знака XIX – начала XX века. На шрифтовых ярлыках и штемпелях обычно указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца.

-универсальные. Это книжные знаки, которые нарисованы с пробелом, для вписания в них фамилии лица, наклеивающего их на книги своей библиотеки. За границей подобные экслибрисы выпускаются отдельными издательствами для продажи или отпечатываются заранее на переплете книги. В начале XX века книгоиздательство М.О. Вольф выпустило четыре вида универсальных книжных знаков-ярлыков, наклеивая их на продаваемые учебники. В послереволюционные годы несколько раз предпринимались попытки внедрения таких экслибрисов. Многие из них были стандартными, как, например, экслибрис с изображением шпиля Ленинградского Адмиралтейства. Эти знаки не отражают индивидуальность владельца библиотеки и не нашли в России широкого применения.

 

 

 
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: