ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Приволжский филиал
Кафедра теории и истории права, государства и судебной власти
Комплект заданий для контрольной работы
по дисциплине «Сравнительное правоведение»
(для студентов заочной формы обучения)
Контрольная работа предусмотрена учебным планом для студентов магистратуры заочной формы обучения.
Задания контрольной работы составлены с учетом возможности формирования всех компетенций, заявленных в рабочей программе дисциплины.
Принципы и аксиомы применяемой при выполнении контрольной работы методологии сравнительного правоведения, например, диалектический подход к изучению правовых систем, интеллектуальная объективность и толерантность, необходимость учета разницы между формальным и «живым» правом и тенденции сближения правовых систем, способствуют осознанию студентами социальной значимости будущей профессии, выработке уважительного отношение к национальному и зарубежному праву и закону, а также к международному праву, формированию у них профессионального правосознания.
Самостоятельное сравнительное исследование особенностей формирования и развития отдельных правовых систем, их современного состояния и перспектив, анализ классификаций правовых семей и их критериев, а также изучение зарубежных правовых культур и правовых систем позволяют студентам совершенствовать и развивать интеллектуальный и общекультурный уровень.
Сравнительно-правовой анализ российской и зарубежной научной доктрины, законодательства и правоприменительной практики по тематике магистерской диссертации формирует способность к проведению самостоятельных научных исследований по конкретным правовым проблемам и обеспечивает подготовку обучающихся к научно-исследовательской работе, выполнение ими качественного, научно и практически значимого диссертационного исследования.
|
1. Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством
№ п/п | Код компетенции | Название |
ОК-1 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | |
2. | ОК-3 | способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
3. | ПК-11 | способность к проведению самостоятельных научных исследований по актуальным правовым проблемам. |
2. Комплект заданий контрольной работы
Вариант № 1
№ п/п | Задание | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Используя методологию сравнительного правоведения, сопоставьте судебные системы Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Проанализируйте особенные черты, существенные различия, возможное сходство, причины различий и сходства избранных для исследования судебных систем. Обоснуйте выводы. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
2. | Используя методологию сравнительного правоведения, проведите сравнительно-правовое исследование института российского права, которому посвящена тема Вашей магистерской диссертации, и аналогичного ему института зарубежного права (страна/страны по Вашему выбору). В выводах постарайтесь изложить обоснованные предложения о возможности реформирования российского законодательства с использованием зарубежного опыта. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
|
Вариант № 2
№ п/п | Задание | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Сопоставьте германскую и романскую ветви внутри романо-германской правовой семьи. Проанализируйте особенные черты, существенные различия, сходство, причины различий и сходства. Обоснуйте выводы. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
2. | Используя методологию сравнительного правоведения, проведите сравнительно-правовое исследование института российского права, которому посвящена тема Вашей магистерской диссертации, и аналогичного ему института зарубежного права (страна/страны по Вашему выбору). В выводах постарайтесь изложить обоснованные предложения о возможности реформирования российского законодательства с использованием зарубежного опыта. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
Вариант № 3
№ п/п | Задание | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Правовая система России — составная часть романо-германской правовой семьи? Мотивируйте своё мнение с применением методики сравнительно-правового анализа. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
2. | Используя методологию сравнительного правоведения, проведите сравнительно-правовое исследование института российского права, которому посвящена тема Вашей магистерской диссертации, и аналогичного ему института зарубежного права (страна/страны по Вашему выбору). В выводах постарайтесь изложить обоснованные предложения о возможности реформирования российского законодательства с использованием зарубежного опыта. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
|
Вариант № 4
№ п/п | Задание | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Сохранение или умаление роли прецедента как источника права в странах семьи общего права? Обоснуйте свое мнение со ссылками на конкретные примеры и научную литературу. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
2. | Используя методологию сравнительного правоведения, проведите сравнительно-правовое исследование института российского права, которому посвящена тема Вашей магистерской диссертации, и аналогичного ему института зарубежного права (страна/страны по Вашему выбору). В выводах постарайтесь изложить обоснованные предложения о возможности реформирования российского законодательства с использованием зарубежного опыта. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
Вариант № 5
№ п/п | Задание | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Место судебного прецедента в российском праве и его будущее. Определите и спрогнозируйте. Сравните с историей и доктринами прецедента в странах семьи общего права. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
2. | Используя методологию сравнительного правоведения, проведите сравнительно-правовое исследование института российского права, которому посвящена тема Вашей магистерской диссертации, и аналогичного ему института зарубежного права (страна/страны по Вашему выбору). В выводах постарайтесь изложить обоснованные предложения о возможности реформирования российского законодательства с использованием зарубежного опыта. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
Вариант № 6
№ п/п | Задание | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Значение изучения мусульманского права для современного российского юриста. Обоснуйте свою позицию по данному вопросу. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
2. | Используя методологию сравнительного правоведения, проведите сравнительно-правовое исследование института российского права, которому посвящена тема Вашей магистерской диссертации, и аналогичного ему института зарубежного права (страна/страны по Вашему выбору). В выводах постарайтесь изложить обоснованные предложения о возможности реформирования российского законодательства с использованием зарубежного опыта. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
Вариант № 7
№ п/п | Задание | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Нормы мусульманского права в современной российской правовой системе. Осуществите поиск актов и научных статей в интернете и справочных правовых системах. Сформулируйте свою позицию по данному вопросу. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
2. | Используя методологию сравнительного правоведения, проведите сравнительно-правовое исследование института российского права, которому посвящена тема Вашей магистерской диссертации, и аналогичного ему института зарубежного права (страна/страны по Вашему выбору). В выводах постарайтесь изложить обоснованные предложения о возможности реформирования российского законодательства с использованием зарубежного опыта. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
Вариант № 8
№ п/п | Задание | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Древнекитайская философско-правовая доктрина и современное право Китая: есть ли связь? Проанализируйте значение изучения китайской правовой традиции и современного права Китая для российского юриста. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
2. | Используя методологию сравнительного правоведения, проведите сравнительно-правовое исследование института российского права, которому посвящена тема Вашей магистерской диссертации, и аналогичного ему института зарубежного права (страна/страны по Вашему выбору). В выводах постарайтесь изложить обоснованные предложения о возможности реформирования российского законодательства с использованием зарубежного опыта. | ОК-1; ОК-3; ПК-11 |
3. Критерии оценки контрольной работы
Форма обучения | заочная (классическая, ГВД) |
Контрольная работа | 0-20 |
Критерии оценивания применяются в целом по оценочному средству при каждом его применении; в баллах оценивается сформированность всех компетенций, проверяемых оценочным средством.
Результаты обучения | Баллы, зачет | |
Форма обучения | заочная (классическая) | |
Знания отсутствуют либо имеют фрагментарный характер; обучающийся не владеет методикой сравнительного правоведения; работа не имеет самостоятельного характера; оформление не соответствует необходимым требованиям | 0-5 | не зачтено |
Неполные знания; недостаточно обоснованные или самостоятельные выводы; оформление работы соответствует не всем необходимым требованиям (начальный уровень) | 6-11 | зачтено |
Сформированные знания, имеющие незначительные пробелы; недостаточно аргументированные выводы; оформление работы соответствует не всем необходимым требованиям (базовый уровень) | 12-17 | |
Полностью сформированные знания; обучающийся последователен в изложении материала, обосновывает свою позицию всесторонне и объективно, со ссылками на нормативные акты, судебную практику, доктринальные труды. Работа оформлена в соответствии с необходимыми требованиями. | 18-20 |