1. Найдите в психолого-педагогической литературе определения понятия «самоопределение», «профессиональное самоопределение» запишите источник, сравните их, подготовьте свои суждения по данному вопросу.
Самоопределение ПоК.А.Абульхановой-Славской, – это осознание личности своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности.
Самоопределение-новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л.И. Божович называла «самоопределением», т.е. осознание себя, с субъективной точки зрения, в качестве члена общества и в новой общественно значимой позиции Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них
Профессиональное самоопределение по Пряжникову - это «самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности. Если самоопределение является предельно широким понятием, то профессиональное самоопределение предполагает в нем конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственности за данную работу.
|
Профессиональное самоопределение по Е.А. Климову. Он рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко - в социальное сообщество. В течение жизни у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, своих возможностях, выделяются предпочтения в социально-экономических факторах оценки труда, определяется спектр возможных выборов. Результатом смысловых и мотивационных поисков человека выступает выполнение социально значимой деятельности, направленной на производство социально ценного продукта.
Выводы:
2. Охарактеризуйте специфику профориентационной работы различных образовательно-возрастных групп.
Профессионально-возрастная группа | Особенности ожиданий | Специфика профориентационной работы |
Дошкольники | ||
Выпускники школ | ||
Учащиеся младших классов | ||
Учащиеся средней школы (5-7 класс) | ||
Учащиеся средней школы (8-9 класс) | ||
Учащиеся 10-11 классов | ||
Выпускники школ | ||
Абитуриенты | ||
Студенты | ||
Выпускники профессиональных учебных заведений | ||
Работающие специалисты (период профессиональной адаптации) | ||
Специалисты, работающие в стабильных организациях | ||
Специалисты, работающие в нестабильных организациях | ||
Безработные | ||
Работники предпенсионного возраста | ||
Пенсионеры |
3. Для эффективного управления профессиональным самоопределением выделяют показатели, характеризующие его как процесс, который предполагает развитие личности – субъекта будущей профессиональной деятельности. Эти показатели включают:
|
1. Информированность учащегося: знание отраслей экономики и видов профессионального образования, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность).
2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда).
3. Выраженность профессиональных интересов к определенной области деятельности и конкретной профессии.
4. Наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности.
5. Практический опыт в избранной трудовой деятельности (занятия в кружке, факультативе, секции, музыкальной школе и т.д.).
6. Сформированность профессиональных намерений.
7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой).
8. Состояние здоровья позволяет избрать данный вид деятельности (профессию) по заключению врача.