Виды должностного перемещения работников





Кулешова Алена МО-31

Перемещения работников — это объективный процесс.

Объективность — принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).

Согласно исследованиям социологов в среднем за период трудовой карьеры человек меняет шесть-восемь мест работы.

Перемещением назы­вается переход работника в организации с одной должности на другую. Увольнение работника или перевод его в другую органи­зацию является специфическим видом перемещения.

Перечислим основные функции перемещения работников с одного рабочего места на другое. Перемещение можно себе представить:

а) как мероприятие, направленное на обеспечение и поддер­жание нормальной организационно-производственной деятельно­сти предприятия;

б) внесение поправок в неправильный подбор работников надолжности или рабочие места;

в) дисциплинарное средство поощрения или наказания;

г) служебное продвижение;

д) элемент профессионального обучения.

В любом случае это перемещение будет элементом карьерного развития, продолжая линию карьеры конкретного работника вне зависимости от того, насколько это было запланировано.

При этом перемещения могут быть:(рис. 11.1):

• в рамках одной организации и за ее пределы;

• квалификационные, должностные и в рабочем пространстве — без роста должностного статуса;

• в различных направлениях организационной иерархии: вверх (продвижение), вниз (понижение), горизонтально (на одном долж­ностном уровне), по диагонали вверх и вниз;

• по инициативе работника и по инициативе администрации.

 

Осуществляя перевод работника с одного места на другое, не­обходимо отдавать себе отчет в том, какую функцию эта мера должна выполнять. Рассмотрим подробнее виды перемещений, выделенные на базе функций, которые они выполняют по отно­шению к предприятию или переводимому работнику.

Рис. 11.1. Разновидности перемещений работника

Перемещение как мероприятие, направленное на обеспечение и поддержание нормальной организационно-производственной деятель­ности предприятия.Политика внутрифирменных перемещений ра­ботников представляется эффективным и рациональным средством преодоления трудностей, обусловленных нехваткой в нужный мо­мент рабочих требуемой квалификации и опыта. Для осуществле­ния правильной политики перемещений необходимо разработать балансы занятости по профессиям и уровню квалификации. В чем заключается такой баланс?

На предприятии работает некоторое количество работников, относящихся к определенным тарифным разрядам. В то же время все работы, осуществляемые в рамках технологического процес­са, дифференцированы по степени сложности и отнесены к соот­ветствующим разрядам работ. Идеальное положение имеет место в том случае, когда каждый работник выполняет работы того раз­ряда, который был присвоен ему на основании его квалифика­ции, например рабочий, имеющий шестой разряд, выполняет работы шестого разряда и т.д.

Однако на практике такое идеальное положение дел оказыва­ется маловероятным. К тому же такое положение отнюдь не явля­ется эффективным и рациональным, поскольку работник может и даже обязан выполнять работы на один, а то и на два разряда ниже или выше того, который ему присвоен. Тем не менее уста­новление балансаквалификации работ и занятого персонала в соответствии с производственной программой предприятия не­обходимо. В то же время нет ни одного предприятия, на котором разряды соответствующих производственной программе работполностью соответствовали бы личным разрядам имеющегося пер­сонала.

Такое положение приводит к ряду отрицательных последствий. В одних подразделениях существует избыток работников с высо­ким личным разрядом, которые вследствие недостатка работ со­ответствующей квалификациивынуждены постоянно выполнять работы на один, два и даже на три разряда ниже. Это приводит к снижению заработков у рабочих-сдельщиков, поскольку их труд оплачивается в соответствии с разрядом работ, а не с их личным разрядом. В то же время и рабочие-повременщики в соответствии с их собственными разрядами часто вынуждены выполнять рабо­ты выше или ниже их квалификационных возможностей. Без со­ответствующейкомпенсации в обоих случаях это приводит к не­довольству.

В то же время на той же фирме, но в другом подразделении можно обнаружить нехватку работников высокойквалификации. В силу этого сложные работы в этом цехе выполняют рабочие, не подготовленные к ним, в результате чего значительно возрастает процент брака. Другим следствием такого положения является то, что вподразделениях, располагающих чересчур большим числом занятых высокой квалификации, которые не обеспечены соответ­ствующими работами, имеет место искусственная блокировка по­вышения разрядов, заключающаяся в задержке присвоения более высоких разрядов по мере повышения рабочим своей квалифика­ции. Подразделения же, испытывающие недостаток рабочих высо­кой квалификации, сплошь и рядом слишком быстро и незаслу­женно, как бы по необходимости, присваивают своим рабочим высокие разряды или осуществляют набор новых работников из­вне, привлекая их искусственно завышенными разрядами. Это вы­зывает недовольство у людей, повышение разряда которых искус­ственно заблокировано, и может служить деморализующим факто­ром для тех, кто незаслуженно получает более высокие разряды.

В приведенных случаях составление баланса, в котором реаль­но существующее в рамках предприятияраспределение работни­ков с учетом их квалификации сравнивается с реально необходи­мым, открывает большие возможности для внутриорганизационного перемещения рабочей силы, которое выполняло бы функ­цию поддержания нормальной организационно-производственной деятельности фирмы.

Это не единственная возможность использования профессио­нально-квалификационного баланса. Он может служить также ос­новой для перспективного планирования работы по повышению квалификации персонала. Рассмотрим простой пример. Фирме в ближайшее время предстоит изменение ассортимента выпускае­мой продукции или даже производственного профиля. В ее распо­ряжении имеется полная информация о количественной структуре работ разной сложности, которые предстоит выполнять. На этом этапе внимание руководителей фирмысосредоточено на техни­ческом и материальном обеспечении (машины и оборудование, техническая оснастка, снабжение и т.д.), а также на обеспечении необходимыми капиталовложениями и их реализацией. Об обес­печении необходимыми кадрами обычно думают в неопределен­ной форме. Эта проблема становится актуальной только в момент начала выпуска новой продукции.

На этом этапе выясняется, что фирме не хватает рабочих опре­деленных профессий или определенных разрядов. В связи с этим в срочном порядке набирают новых работников, непродуманно пе­реводят и перемещают их с одной должности на другую и т.д. Такой горячий период в работе кадровых служб хорошо знаком многим кадровикам. Однако он знаком не только им, но и на­чальникам производственных цехов, мастерам и бригадирам. А ведь заранее имея новое производственное задание и данные техноло­гии, можно было бы достаточно точно определить будущую по­требность фирмы в работниках разных профессий и квалифика­ции. Базируясь на этих данных, можно было бы заранее заплани­ровать и осуществить соответствующее обучение, набор и переме­щение работников.

Перемещение как внесение поправок в неправильный подбор и расстановку работников по рабочим местам.Даже при условии при­менения самых современных методов отбора кандидатов на конк­ретные рабочие места невозможно избежать ошибки. Только само выполнение нанятым возложенных на него обязанностейгаран­тирует получение полной информации, позволяющей судить о правильности первоначального решения. Что же следует делать в том случае, если факты убеждают нас в неправильности сделан­ного нами выбора? Следует ли уволить вновь принятого работни­ка? Иногда это оказывается единственно возможным выходом, но порой имеет смысл рассмотреть вопрос о возможности ис­пользования этого работника на другом вакантном месте, на ко­тором его обнаружившиеся недостатки не будут иметь существен­ного значения. В этом случае перевод на другое рабочее место или на другую должность носит характер внесения корректив в перво­начально неправильно осуществленный подбор работника.

Перемещение как элемент профессионального обучения.Каждая организация должна заранее предусмотреть возможность того, что в определенный момент со своих постов могут уйти работники, занимающие важные должности или рабочие места. Следователь­но, если фирма не хочет допустить возможных нарушений своей организационной или производственной деятельности, то она дол­жна иметь в своем распоряжении определенное количество лю­дей, которые могли бы в любой момент занять освободившееся место, т. е. располагать резервными кадрами.

Для подготовки таких кадров необходимо как время, так и про­думанная система обучения. Одним из элементов такой системы обучения может быть последовательный перевод работников с места на место. Этот метод, с одной стороны, способствует рас­ширению знаний и умения работника, приобретению навыков, необходимых ему для предусматриваемого для него на будущее места, с другой стороны, он дает возможность проверить на прак­тике способность данного работника справиться с выполнением предстоящих обязанностей.

В первом случае работника переводят на другую должность, чтобы он ближе познакомился с работой на конкретном месте, во втором же случае работника временно переводят на место дру­гого работника, находящегося в отпуске, заболевшего на длитель­ное время и т.д. Так, например, если мастер заболел или находит­ся в отпуске, то работнику, которого в будущем собираются сде­лать мастером, можно временно доверить выполнение его обя­занностей. Разумеется, в этот период за работником необходимо тщательно наблюдать и контролировать его работу. Сделанные на основании этого выводы могут быть положены в основу програм­мы дальнейшего обучения данного работника.

Перемещение как служебное продвижение.Несколько иной про­блемой является повышение. Политика повышения во внутрифир­менной кадровой политике занимает особенно важное место.

Повышение в должности, являющееся наиболее распространен­ной разновидностью поощрения, проявляется в различных фор­мах: для рабочих — это повышение разряда, приобретение профес­сии более высокойквалификации, административный рост; для специалистов — главным образом повышение в должности или вокладе без смены специальности. В процессе этой работы необходи­мо придерживаться нескольких правил: во-первых, повышение должно базироваться на учете разносторонних способностей кан­дидата; во-вторых, окончательное решение о назначении на новую должность или повышении должно приниматься только после де­тального обсуждения кандидатуры линейным руководством, в кол­лективе, а по необходимости и в вышестоящих инстанциях.

Существует несколько способов продвижения работников:

1) повышение квалификации работающих непосредственно на рабочих местах;

2) направление на учебу и повышение квалификации с отры­вом от производства;

3) повышение заработной платы при выполнении работником прежних обязанностей;

4) представление работнику лучшей по характеру работы без увеличения заработной платы, но и без ее снижения;

5) последовательное повышение должностного статуса заня­тых;

6) стажировка у квалифицированных работников и работа на основных операциях по всему технологическому циклу;

7) правильно организованное периодическое моральное и ма­териальное поощрение работников по результатам их труда.

При этом должна быть выбрана форма продвижения, позволя­ющая добиться от исполнителей максимальной производствен­ной отдачи. Как правило, речь идет о рациональном сочетании всех названных направлений этой работы. По данным авторов, наивысшая квалификация по рабочим специальностям достига­ется за 6 — 9 лет стажа. Большинство же работников получает пятый-шестой разряд (при восьмиразрядной сетке), что занимает 4 — 5 лет, а затем останавливается в росте. Согласно другим иссле­дованиям эти процессы протекают приблизительно так же.

Основной причиной должностного роста со сменой профес­сии является завершение обучения в вечерних и заочных вузах и техникумах. По данным исследований самый большой про­цент продолжающих учебу в высших и средних специальных за­ведениях составляют работники, выдвинутые на руководящую работу и получившие продвижение в должности (до 85 % в сум­ме). Среди всех продвинувшихся специалистов доля тех, кто по­вышалквалификацию с отрывом от производства или самосто­ятельно в последние 3 года перед выдвижением, составляет две трети, а среди выдвинутых на руководящую работу — до 80 %. Фактический ход продвижения специалистов на предприятиях показывает, что ведущее место среди вызывающих его факто­ров занимает совокупность знаний и навыков, приобретенных в ходе их участия в сложившихся формах производственного процесса.

Однако не все специалисты, чьи знания и интеллект получают при аттестации высокую оценку, растут в должности и, наобо­рот, часть работников, оцениваемых неудовлетворительно, про­двигается в должности. Слабо происходит и процесс выдвижения молодых специалистов. По полученным авторами данным возраст таких работников среднего звена, как мастера, начальники участ­ков, смен, руководители групп, бюро, лабораторий, цехов, отде­лов, за последние 5 лет вырос на 1,0 — 2,5 года. Все это свидетель­ствует о том, что наличие наиболее существенных в условиях на­учно-технической революции качеств рабочей силы, объективно отвечающих стоящим перед фирмой экономическим и социальным задачам, не всегда достаточно для продвижения.

Для того чтобы правильно организовать продвижение работ­ников, необходимо иметь четкую программу его осуществления, содержащую:

а) принципы политики продвижения кадров;

б) анализ каналов повышения в должности при сопутствую­щем повышении заработка;

в) описание способов отбора и оценки кандидатов на повы­шение для каждого канала;

г) критерий и методы отбора работников в резерв на занятие руководящей должности;

д) порядок их подготовки и переподготовки.

Исходя из результатов исследований в этой области, следует обратить внимание на существование на отдельных фирмах изве­стного парадокса. Он заключается в том, что фактически на пред­приятии имеются возможности повышения работников, однако по их представлениям такой возможности для них не существует. Каковы причины этого? Дело в том, что когда на фирме возника­ет та или иная вакансия, линейные администраторы начинают думать главным образом о ее замещении со стороны, о приеме на освободившееся место нового работника. В то же время на самом предприятии имеется много претендентов, которые могли бы в результате повышения занять это вакантное место. Таким обра­зом, отсутствие перспектив повышения сплошь и рядом является не столько результатом реально существующей объективной си­туации, сколько плодом порочной кадровой политики.

 

Рис. 11.2. Пример цепочки должностных перемещений, связанных с про­движением

 

Политика первоочередного продвижения по службе собствен­ных работников должна привести к такой ситуации, при которой со стороны будут набираться люди лишь на освобождающиеся низшие должности, тогда как занятие более высоких должностей должно в максимальной мере обеспечиваться за счет повышения старых работников. Продвижение может создать определеннуюцепочку перемещений, охватывающую несколько претендентов (рис. 11.2).

Наконец, считается, что нужно обратить внимание работни­ков на некоторые важнейшие правила, которые необходимо со­блюдать при переводе с одной должности на другую или с одного рабочего места на другое. Прежде чем принять решение о перево­де работника с одной должности на другую или с одного рабоче­го местана другое, необходимо провести тщательный анализ его пригодности к занятию новой должности или новогорабочего места.

Руководство должно быть должным образом осведомлено о том, как намеченный к переводу на новую должность или на новое рабочее место работник относится к этому переводу. Прежде чем осуществить перевод на новую должность или на новое рабочее место, с переводимым работником необходимо провести беседу, в ходе которой следует поставить его в известность о мотивах при­нятого решения. После согласия работника необходимо ввести его в новую должность или на новое рабочее место в соответствии с существующими правилами.

 





Читайте также:
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.025 с.