Кулешова Алена МО-31
Перемещения работников — это объективный процесс.
Объективность — принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).
Согласно исследованиям социологов в среднем за период трудовой карьеры человек меняет шесть-восемь мест работы.
Перемещением называется переход работника в организации с одной должности на другую. Увольнение работника или перевод его в другую организацию является специфическим видом перемещения.
Перечислим основные функции перемещения работников с одного рабочего места на другое. Перемещение можно себе представить:
а) как мероприятие, направленное на обеспечение и поддержание нормальной организационно-производственной деятельности предприятия;
б) внесение поправок в неправильный подбор работников надолжности или рабочие места;
в) дисциплинарное средство поощрения или наказания;
г) служебное продвижение;
д) элемент профессионального обучения.
В любом случае это перемещение будет элементом карьерного развития, продолжая линию карьеры конкретного работника вне зависимости от того, насколько это было запланировано.
При этом перемещения могут быть: (рис. 11.1):
• в рамках одной организации и за ее пределы;
• квалификационные, должностные и в рабочем пространстве — без роста должностного статуса;
• в различных направлениях организационной иерархии: вверх (продвижение), вниз (понижение), горизонтально (на одном должностном уровне), по диагонали вверх и вниз;
• по инициативе работника и по инициативе администрации.
Осуществляя перевод работника с одного места на другое, необходимо отдавать себе отчет в том, какую функцию эта мера должна выполнять. Рассмотрим подробнее виды перемещений, выделенные на базе функций, которые они выполняют по отношению к предприятию или переводимому работнику.
Рис. 11.1. Разновидности перемещений работника
Перемещение как мероприятие, направленное на обеспечение и поддержание нормальной организационно-производственной деятельности предприятия. Политика внутрифирменных перемещений работников представляется эффективным и рациональным средством преодоления трудностей, обусловленных нехваткой в нужный момент рабочих требуемой квалификации и опыта. Для осуществления правильной политики перемещений необходимо разработать балансы занятости по профессиям и уровню квалификации. В чем заключается такой баланс?
На предприятии работает некоторое количество работников, относящихся к определенным тарифным разрядам. В то же время все работы, осуществляемые в рамках технологического процесса, дифференцированы по степени сложности и отнесены к соответствующим разрядам работ. Идеальное положение имеет место в том случае, когда каждый работник выполняет работы того разряда, который был присвоен ему на основании его квалификации, например рабочий, имеющий шестой разряд, выполняет работы шестого разряда и т.д.
Однако на практике такое идеальное положение дел оказывается маловероятным. К тому же такое положение отнюдь не является эффективным и рациональным, поскольку работник может и даже обязан выполнять работы на один, а то и на два разряда ниже или выше того, который ему присвоен. Тем не менее установление балансаквалификации работ и занятого персонала в соответствии с производственной программой предприятия необходимо. В то же время нет ни одного предприятия, на котором разряды соответствующих производственной программе работполностью соответствовали бы личным разрядам имеющегося персонала.
Такое положение приводит к ряду отрицательных последствий. В одних подразделениях существует избыток работников с высоким личным разрядом, которые вследствие недостатка работ соответствующей квалификациивынуждены постоянно выполнять работы на один, два и даже на три разряда ниже. Это приводит к снижению заработков у рабочих-сдельщиков, поскольку их труд оплачивается в соответствии с разрядом работ, а не с их личным разрядом. В то же время и рабочие-повременщики в соответствии с их собственными разрядами часто вынуждены выполнять работы выше или ниже их квалификационных возможностей. Без соответствующейкомпенсации в обоих случаях это приводит к недовольству.
В то же время на той же фирме, но в другом подразделении можно обнаружить нехватку работников высокойквалификации. В силу этого сложные работы в этом цехе выполняют рабочие, не подготовленные к ним, в результате чего значительно возрастает процент брака. Другим следствием такого положения является то, что вподразделениях, располагающих чересчур большим числом занятых высокой квалификации, которые не обеспечены соответствующими работами, имеет место искусственная блокировка повышения разрядов, заключающаяся в задержке присвоения более высоких разрядов по мере повышения рабочим своей квалификации. Подразделения же, испытывающие недостаток рабочих высокой квалификации, сплошь и рядом слишком быстро и незаслуженно, как бы по необходимости, присваивают своим рабочим высокие разряды или осуществляют набор новых работников извне, привлекая их искусственно завышенными разрядами. Это вызывает недовольство у людей, повышение разряда которых искусственно заблокировано, и может служить деморализующим фактором для тех, кто незаслуженно получает более высокие разряды.
В приведенных случаях составление баланса, в котором реально существующее в рамках предприятияраспределение работников с учетом их квалификации сравнивается с реально необходимым, открывает большие возможности для внутриорганизационного перемещения рабочей силы, которое выполняло бы функцию поддержания нормальной организационно-производственной деятельности фирмы.
Это не единственная возможность использования профессионально-квалификационного баланса. Он может служить также основой для перспективного планирования работы по повышению квалификации персонала. Рассмотрим простой пример. Фирме в ближайшее время предстоит изменение ассортимента выпускаемой продукции или даже производственного профиля. В ее распоряжении имеется полная информация о количественной структуре работ разной сложности, которые предстоит выполнять. На этом этапе внимание руководителей фирмысосредоточено на техническом и материальном обеспечении (машины и оборудование, техническая оснастка, снабжение и т.д.), а также на обеспечении необходимыми капиталовложениями и их реализацией. Об обеспечении необходимыми кадрами обычно думают в неопределенной форме. Эта проблема становится актуальной только в момент начала выпуска новой продукции.
На этом этапе выясняется, что фирме не хватает рабочих определенных профессий или определенных разрядов. В связи с этим в срочном порядке набирают новых работников, непродуманно переводят и перемещают их с одной должности на другую и т.д. Такой горячий период в работе кадровых служб хорошо знаком многим кадровикам. Однако он знаком не только им, но и начальникам производственных цехов, мастерам и бригадирам. А ведь заранее имея новое производственное задание и данные технологии, можно было бы достаточно точно определить будущую потребность фирмы в работниках разных профессий и квалификации. Базируясь на этих данных, можно было бы заранее запланировать и осуществить соответствующее обучение, набор и перемещение работников.
Перемещение как внесение поправок в неправильный подбор и расстановку работников по рабочим местам. Даже при условии применения самых современных методов отбора кандидатов на конкретные рабочие места невозможно избежать ошибки. Только само выполнение нанятым возложенных на него обязанностейгарантирует получение полной информации, позволяющей судить о правильности первоначального решения. Что же следует делать в том случае, если факты убеждают нас в неправильности сделанного нами выбора? Следует ли уволить вновь принятого работника? Иногда это оказывается единственно возможным выходом, но порой имеет смысл рассмотреть вопрос о возможности использования этого работника на другом вакантном месте, на котором его обнаружившиеся недостатки не будут иметь существенного значения. В этом случае перевод на другое рабочее место или на другую должность носит характер внесения корректив в первоначально неправильно осуществленный подбор работника.
Перемещение как элемент профессионального обучения. Каждая организация должна заранее предусмотреть возможность того, что в определенный момент со своих постов могут уйти работники, занимающие важные должности или рабочие места. Следовательно, если фирма не хочет допустить возможных нарушений своей организационной или производственной деятельности, то она должна иметь в своем распоряжении определенное количество людей, которые могли бы в любой момент занять освободившееся место, т. е. располагать резервными кадрами.
Для подготовки таких кадров необходимо как время, так и продуманная система обучения. Одним из элементов такой системы обучения может быть последовательный перевод работников с места на место. Этот метод, с одной стороны, способствует расширению знаний и умения работника, приобретению навыков, необходимых ему для предусматриваемого для него на будущее места, с другой стороны, он дает возможность проверить на практике способность данного работника справиться с выполнением предстоящих обязанностей.
В первом случае работника переводят на другую должность, чтобы он ближе познакомился с работой на конкретном месте, во втором же случае работника временно переводят на место другого работника, находящегося в отпуске, заболевшего на длительное время и т.д. Так, например, если мастер заболел или находится в отпуске, то работнику, которого в будущем собираются сделать мастером, можно временно доверить выполнение его обязанностей. Разумеется, в этот период за работником необходимо тщательно наблюдать и контролировать его работу. Сделанные на основании этого выводы могут быть положены в основу программы дальнейшего обучения данного работника.
Перемещение как служебное продвижение. Несколько иной проблемой является повышение. Политика повышения во внутрифирменной кадровой политике занимает особенно важное место.
Повышение в должности, являющееся наиболее распространенной разновидностью поощрения, проявляется в различных формах: для рабочих — это повышение разряда, приобретение профессии более высокойквалификации, административный рост; для специалистов — главным образом повышение в должности или вокладе без смены специальности. В процессе этой работы необходимо придерживаться нескольких правил: во-первых, повышение должно базироваться на учете разносторонних способностей кандидата; во-вторых, окончательное решение о назначении на новую должность или повышении должно приниматься только после детального обсуждения кандидатуры линейным руководством, в коллективе, а по необходимости и в вышестоящих инстанциях.
Существует несколько способов продвижения работников:
1) повышение квалификации работающих непосредственно на рабочих местах;
2) направление на учебу и повышение квалификации с отрывом от производства;
3) повышение заработной платы при выполнении работником прежних обязанностей;
4) представление работнику лучшей по характеру работы без увеличения заработной платы, но и без ее снижения;
5) последовательное повышение должностного статуса занятых;
6) стажировка у квалифицированных работников и работа на основных операциях по всему технологическому циклу;
7) правильно организованное периодическое моральное и материальное поощрение работников по результатам их труда.
При этом должна быть выбрана форма продвижения, позволяющая добиться от исполнителей максимальной производственной отдачи. Как правило, речь идет о рациональном сочетании всех названных направлений этой работы. По данным авторов, наивысшая квалификация по рабочим специальностям достигается за 6 — 9 лет стажа. Большинство же работников получает пятый-шестой разряд (при восьмиразрядной сетке), что занимает 4 — 5 лет, а затем останавливается в росте. Согласно другим исследованиям эти процессы протекают приблизительно так же.
Основной причиной должностного роста со сменой профессии является завершение обучения в вечерних и заочных вузах и техникумах. По данным исследований самый большой процент продолжающих учебу в высших и средних специальных заведениях составляют работники, выдвинутые на руководящую работу и получившие продвижение в должности (до 85 % в сумме). Среди всех продвинувшихся специалистов доля тех, кто повышалквалификацию с отрывом от производства или самостоятельно в последние 3 года перед выдвижением, составляет две трети, а среди выдвинутых на руководящую работу — до 80 %. Фактический ход продвижения специалистов на предприятиях показывает, что ведущее место среди вызывающих его факторов занимает совокупность знаний и навыков, приобретенных в ходе их участия в сложившихся формах производственного процесса.
Однако не все специалисты, чьи знания и интеллект получают при аттестации высокую оценку, растут в должности и, наоборот, часть работников, оцениваемых неудовлетворительно, продвигается в должности. Слабо происходит и процесс выдвижения молодых специалистов. По полученным авторами данным возраст таких работников среднего звена, как мастера, начальники участков, смен, руководители групп, бюро, лабораторий, цехов, отделов, за последние 5 лет вырос на 1,0 — 2,5 года. Все это свидетельствует о том, что наличие наиболее существенных в условиях научно-технической революции качеств рабочей силы, объективно отвечающих стоящим перед фирмой экономическим и социальным задачам, не всегда достаточно для продвижения.
Для того чтобы правильно организовать продвижение работников, необходимо иметь четкую программу его осуществления, содержащую:
а) принципы политики продвижения кадров;
б) анализ каналов повышения в должности при сопутствующем повышении заработка;
в) описание способов отбора и оценки кандидатов на повышение для каждого канала;
г) критерий и методы отбора работников в резерв на занятие руководящей должности;
д) порядок их подготовки и переподготовки.
Исходя из результатов исследований в этой области, следует обратить внимание на существование на отдельных фирмах известного парадокса. Он заключается в том, что фактически на предприятии имеются возможности повышения работников, однако по их представлениям такой возможности для них не существует. Каковы причины этого? Дело в том, что когда на фирме возникает та или иная вакансия, линейные администраторы начинают думать главным образом о ее замещении со стороны, о приеме на освободившееся место нового работника. В то же время на самом предприятии имеется много претендентов, которые могли бы в результате повышения занять это вакантное место. Таким образом, отсутствие перспектив повышения сплошь и рядом является не столько результатом реально существующей объективной ситуации, сколько плодом порочной кадровой политики.
![]() |
Рис. 11.2. Пример цепочки должностных перемещений, связанных с продвижением
Политика первоочередного продвижения по службе собственных работников должна привести к такой ситуации, при которой со стороны будут набираться люди лишь на освобождающиеся низшие должности, тогда как занятие более высоких должностей должно в максимальной мере обеспечиваться за счет повышения старых работников. Продвижение может создать определеннуюцепочку перемещений, охватывающую несколько претендентов (рис. 11.2).
Наконец, считается, что нужно обратить внимание работников на некоторые важнейшие правила, которые необходимо соблюдать при переводе с одной должности на другую или с одного рабочего места на другое. Прежде чем принять решение о переводе работника с одной должности на другую или с одного рабочего местана другое, необходимо провести тщательный анализ его пригодности к занятию новой должности или новогорабочего места.
Руководство должно быть должным образом осведомлено о том, как намеченный к переводу на новую должность или на новое рабочее место работник относится к этому переводу. Прежде чем осуществить перевод на новую должность или на новое рабочее место, с переводимым работником необходимо провести беседу, в ходе которой следует поставить его в известность о мотивах принятого решения. После согласия работника необходимо ввести его в новую должность или на новое рабочее место в соответствии с существующими правилами.