РАБОТА 1. Классификация типа Членистоногие, важнейшие представители класса Inseсta, развивающиеся с неполным метаморфозом. Заполнить таблицу 36.1 «Медицинское значение представителей типа Членистоногие, класса Насекомые».
Насекомые имеют большое медицинское значение. Некоторые их виды являются постоянными или временными эктопаразитами человека и в связи с этой биологической особенностью являются переносчиками ряда опасных инфекций. Знание их строения, жизненных циклов необходимо врачу для планирования и проведения противоэпидемических мероприятий в целях профилактики некоторых заболеваний.
Изучить таблицу представителей типа Членистоногие. Заполнить таблицу 36.1, отметив латинские названия представителей и их медицинское значение
Таблица 36.1. «Медицинское значение представителей типа Членистоногие, класса Насекомые»
Таксон (латинское название) | Представители (латинское названиие) | Медицинское значение |
ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ Класс Насекомые Подкласс Высшие или Крылатые Отряды с неполным превращением Отряд таракановые | рыжий таракан, или прусак, Blattella germanica черный таракан Blatta orientalis | |
Отряд вши | головная платяная лобковая | |
Отряд полужесткокрылые, или клопы | постельный триатомовый (поцелуйный) |
РАБОТА 2. Характеристика важнейших представителей отрядов Вши и Блохи – переносчиков трансмиссивных заболеваний. Заполнить таблицу 36.2 «Сравнительная характеристика вшей и блох», обратив внимание на медицинское значение вшей и блох.
Таблица 32.2. «Сравнительная характеристика вшей и блох».
Представители Признаки | P.humanus capitis | P.humanus humanus | Ph.pubis | P.irritans |
1. Особенности морфологии | ||||
2. Тип развития | ||||
3. Возбудитель заболевания | ||||
4. Переносчик возбудителей заболеваний (назовите возбудителей заболеваний) | ||||
5. Локализация паразита | ||||
6. Способ передачи инфекции | ||||
7. Меры борьбы |
|
РАБОТА 3. Вши — возбудители заболеваний и переносчики инфекционных болезней. Морфологические особенности вшей родов Humanus и Phthirus.
Изучить строение самок головной, платяной и лобковой вшей – рис. 36.1, 36.2.
Зарисовать головную, платяную и лобковую вшей, отметив части тела. Обратить внимание на морфологические отличия вшей P.humanus capitis, P.humanus humanus и Phthirus pubis: размеры тела и конечностей, форму брюшка, вырезки на брюшке.Записать в альбом эти отличия.
Рис. 36.1. Вши – возбудители заболеваний человека (микрофотографии паразитов). Обратить внимание на особенности строения вшей и их отличительные признаки, которые лежат в основе дифференциальной диагностики педикулеза (головного, платяного или лобкового /фтириоза/). 1 – голова 2 – грудь 3 – конечности 4 – брюшко 5 – вырезки брюшка |
Рис.36.2. Схемы строения вшей и их яиц – гнид.
РАБОТА 4. Цикл развития насекомых с неполным метаморфозом на примере вшей рода Humanus.
Изучить цикл развития насекомых с неполным превращением на примере вшей – рис.36.2 «Жизненный цикл вшей рода Humanus »
Записать в альбом последовательные стадии развития и сроки метаморфоза у вшей.
Рисунок 36.2. Жизненный цикл вшей рода Humanus
|
РАБОТА 5. Блоха человеческая – эктопаразит и специфический переносчик чумы. Рассмотреть блоху на микропрепаратах, учебных таблицах и схемах. Зарисовать в альбом (рис.32.3)
Рис. 36.3. Внешнее строение блохи человеческой. Обратить внимание на особенности строения блох: тело блохи сплюснуто с боков. На голове расположены глаза, короткие усики и ротовой аппарат. Грудь состоит из трех сегментов. На каждом из сегментов расположена пара конечностей. Последняя пара конечностей значительно длиннее других и служит для прыгания. Брюшко обладает четко выраженной сегментацией. Все тело блохи покрыто волосками и щетинками. Зарисовать в альбом блоху, на рисунке обозначить: 1 — голова; 2 — грудь; 3 — брюшко; 4 — третья пара конечностей; 5 — ротовой аппарат. |
РАБОТА 6. Медицинское значение насекомых. Большинство кровососущих насекомых (блохи, вши, комары, москиты) — гематофаги, эктопаразиты человека и животных. Слюна этих насекомых обладает токсико-аллергическими свойствами. Кровососущие насекомые служат специфическими переносчиками трансмиссивных болезней. Некоторые насекомые переносят возбудителей болезней механическим путем (например, мухи, тараканы). Личинки мух и оводов вызывают миазы. Экологическое и биологическое разнообразие видов насекомых, быстрая выработка устойчивости к химическим инсектицидам (за счет высокой плодовитости и коротких циклов развития) затрудняют борьбу с ними.
Заполнить таблицу 36.3 «Насекомые — переносчики и возбудители болезней ». В случаях, если насекомое не имеет какого-либо значения (напр., не является возбудителем или специфическим переносчиком), то в соответствующей колонке поставить прочерк.
|
Таблица 36.3. Насекомые — переносчики и возбудители болезней
Отряд | Переносчики | Медицинское значение | ||
Специфический переносчик (указать заболевание) | Механический переносчик (указать заболевание) | Возбудитель (указать заболевание) | ||
Anoplura (вши) | -Pediculus humanus humanus (платяная вошь) -Pediculus humanus capitis (головная вошь) -Phtirus pubis (лобковая вошь) | |||
Hemiptera (клопы) | -Triatoma spp. (поцелуйный клоп) -Cimex lecturales (постельный клоп) | |||
Aphaniptera (блохи) | -Pulex irritans (блоха человеческая) -Xenopsylla cheopis (крысиная блоха) | |||
Blattoidea (тараканы) | -Blatta orientalis (черный таракан) -Blattela germanica (прусак) |
РАБОТА 7. Решить ситуационные задачи. Ответы занести в протокол.
Ситуационные задачи
Задача 1. Можно ли отнести вшивый сыпной и возвратный тифы к природно-очаговым болезням? Почему?
1. Кто является источником заражения? Приведите латинские названия переносчиков.
2. Как происходит распространение заболевания (способ заражения).
3. Профилактика.
Задача 2. У больного наблюдаются характерные поражения кожи под волосяным покровом головы, сопровождаемые зудом, огрублением кожи, пигментацией, расчесами и образованием инфицированных корок. На волосах обнаружены склеенные участки с прикрепленными беловатыми овальными яйцами.
1. Определите видовую принадлежность возбудителя.
2. Поставьте предположительный диагноз.
3. Предложите меры борьбы с данными членистоногими и методы профилактики заболевания.
ЗАНЯТИЕ 37
ТЕМА: МЕДИЦИНСКАЯ ЭНТОМОЛОГИЯ. КЛАСС Insecta. Часть 2 – ОТРЯД Diptera.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить строение, цикл развития, медицинское значение комаров. Уметь определять виды комаров на всех стадиях жизненного цикла.
Представители: Тип: Членистоногие - Arthropoda.
Подтип: Трахейнодышащие - Tracheata.
Класс Насекомые - Inseсta.
Отряд Двукрылые - Diptera.
Семейство: Комары - Culicidae.
Комар малярийный – р. Anopheles.
Комары немалярийные: р. Culex, р. Aedes.
Семейство - Мухи:
Муха комнатная - Muska domestiсa.
Муха вольфартова - Wohlfahrtia magnifica.
Муха це-це - Glossina palpalis.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Общая характеристика Класса Насекомые.
2. Характеристика Отряда - Двукрылые.
3. Морфология и жизненный цикл комаров, особенности у различных родов
4. Отличие яиц, личинок и куколок малярийных и немалярийных комаров.
5. Морфология иммагинальных стадий малярийных и немалярийных комаров.
6. Медицинское значение комаров. Эпидемиологическое значение комаров. Меры борьбы с комарами.
7. Строение и жизненный цикл домашней мухи. Эпидемиологическое значение домашней мухи.
8. Вольфартова муха, биологическое и медицинское значение.
9. Муха це-це и ее медицинское значение.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 298–302, 305–310, 313–315.
3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1988. - С. 199-201, 205-209.
4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 409-420, 422-442, 445-463, 504-531, 535-536.
5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.