Раздел I «Физиология центральной нервной системы»
1. Типы ионных каналов и механизмы управления ими.
2. Строение и основные свойства мембраны нейрона.
3. Морфофункциональная организация нейроглии.
4. Природа и ионный механизм потенциалов действия.
5. Синаптическая передача информации в центральной нервной системе.
6. Функции ионных каналов возбудимых мембран.
7. Возбуждающие и тормозные синапсы. Электрические синапсы.
8. Ионный механизм потенциала покоя, пейсмекерного потенциала.
9. Ионный механизм постсинаптических потенциалов.
10. Типы нервных волокон и скорости проведения по ним возбуждения.
11. Функции вегетативной нервной системы.
12. Рефлекторный принцип функционирования спинного мозга.
13. Функции симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
14. Этапы развития и основные черты организации нервной системы.
15. Нейромедиаторы. Отдельные типы медиаторов.
16. Механизм проведения потенциалов действия.
17. Функциональная роль разных видов торможения в центральной нервной системе.
18. Функциональное значение химических синапсов.
19. Простые рефлексы центральной нервной системы.
20. Координация рефлекторной деятельности.
21. Основные эффекторы организма: мышцы и железы.
22. Иерархия двигательной системы.
23. Функции отделов двигательной системы в организации движений.
24. Гипоталамус – важнейшая мотивационная структура мозга.
25. Механизмы пищевого поведения.
26. Механизмы питьевого поведения.
27. Механизмы регуляции температуры тела.
28. Виды рефлексов.
29. Планирование будущих действий и механизм их реализации.
30. Принципы организации функциональных систем мозга.
|
Раздел II «Физиология сенсорных систем»
1.Предмет, структура и основные проблемы современной физиологии сенсорных систем.
2.Методология и методы физиологических исследований сенсорной функции мозга. Примеры использования физиологических методов в психологическом исследовании.
3.Сенсорная функция мозга и восприятие информации человеком. Эволюция взглядов на сенсорные процессы от теории рецепторов (органов чувств) – теории анализаторов к современной концепции сенсорных систем.
4.Универсальная структура сенсорных систем человека и их классификация.
5.Этапы деятельности сенсорных систем: восприятие информации, кодирование и декодирование и их нейрофизиологические механизмы. Примеры специфики этапов деятельности различных сенсорных систем.
6.Принципы кодирования информации в сенсорных системах, конкретные примеры.
7.Морфофункциональная организация зрительной сенсорной системы и нейрофизиологические механизмы обработки зрительной информации.
8.Морфофункциональная организация слуховой сенсорной системы и нейрофизиологические механизмы обработки слуховой информации.
9.Морфофункциональная организация вестибулярной сенсорной системы и нейрофизиологические механизмы обработки вестибулярной информации.
10.Морфофункциональная организация вкусовой сенсорной системы и нейрофизиологические механизмы обработки вкусовой информации.
11.Морфофункциональная организация обонятельной сенсорной системы и нейрофизиологические механизмы обработки обонятельной информации.
12.Морфофункциональная организация соматосенсорной системы и нейрофизиологические механизмы обработки тактильной информации.
|
13. Механизмы образного восприятия человека: полимодальный синтез и ассоциативные системы мозга. Сенсомоторная интеграция и активность восприятия
Раздел III «Физиология высшей нервной деятельности»
1. Предмет, структура и основные проблемы современной физиологии ВНД. Понятия высшей и низшей нервной деятельности, их взаимосвязь.
2.Развитие физиологии ВНД и актуальные современные проблемы. Теоретическое и практическое значение физиологии ВНД и сенсорных систем.
3.Роль отечественных ученых в развитии физиологии ВНД. Русские физиологические школы и их представители. Зарубежные направления исследования поведения.
4.Методология и методы физиологических исследований поведения. Примеры использования физиологических методов в психологическом исследовании.
1. Принцип системной организации функций мозга и высшей нервной деятельности.
2. Принцип рефлекторности поведения. Эволюция форм рефлекторных реакций.
3. Потребности: определение, системы классификации и функциональное значение в структуре целенаправленного поведения.
4. Биологические, социальные и идеальные потребности человека, их универсальные и специфические характеристики и мозговые механизмы формирования.
5. Мотивация как фактор формирования целенаправленного поведения, виды мотиваций и их нейрофизиологические основы.
6. Основные положения учения А.А. Ухтомского о доминанте. Свойства доминантного очага.
7. Эмоции: определение, системы классификации и функциональное значение в структуре целенаправленного поведения.
|
8. Нейрофизиологические механизмы и структуры мозга связанные с организацией эмоций.
9. Теории эмоций: биологические теории Ч.Дарвина и П.К.Анохина, теория Джеймса-Ланге, информационная теория П.В.Симонова.
10. Функциональная роль эмоций в поведении: социальная, подкрепляющая, переключающая.
11. Память: определение, системы классификации и функциональное значение в структуре целенаправленного поведения и обучении.
12. Кратковременная и долговременная память, особенности их характеристик и нейрофизиологических механизмов.
13. Элементарные виды поведения (сенситизация, суммационный и ориентировочный рефлекс) и их нейрофизиологические механизмы.
14. Безусловный рефлекс и инстинктивное поведение: их характеристики, нейрофизиологические механизмы и конкретные примеры.
15. Условный рефлекс, как форма обучения. Его характеристики, нейрофизиологические механизмы и биологическое значение.
16. Типы условных рефлексов и системы их классификации. Конкретные примеры.
17. Закономерности и этапы выработки условных рефлексов. Факторы, определяющие эффективность обучения.
18. Условнорефлекторное торможение, его типы и нейрофизиологические основы.
19. Сознательное обучение и программирующая деятельность мозга: этапы и мозговые механизмы.
20. Сенсорные и моторные асимметрии человека. Индивидуальный профиль функциональной асимметрии человека.
21. Асимметрия мозга в филогенезе и онтогенезе. Латеральная специализация мозга человека.
22. Физиология пола: онтогенетические, морфологические и функциональные особенности. Теории половых различий. Половые различия латеральной специализации мозга.
23. Типологические и индивидуальные особенности поведения, их основы. Психофизиологическая типология. Факторы и системы психофизиологических типов.
24. Общие закономерности онтогенеза мозга и эволюции форм поведения.
25. Возрастная периодизация и критические этапы в развитии мозга и нейрофизиологических механизмов высшей нервной деятельности. Понятие нормы развития.
26. Половые и индивидуально-типологические особенности психофизиологического развития.