Примерный комплекс специальных упражнений прибронхиальной астме




Примерный комплекс упражнений для растягивания плевральных спаек

1) И.п. – лежа на спине или сидя, выполняется углубленное диафрагмальное дыхание.

2) И.п. – лежа на здоровом боку, выполняется углубленное дыхание.

3) И.п. – то же, углубленное дыхание выполняется с движением свободной рукой вверх. В процессе этого упражнения постепенно увеличивается глубина дыхания.

4) И.п. – сидя или стоя, ноги на ширине плеч, согнутые руки к плечам, выполнять наклон туловища в здоровую сторону с одновременным выпрямлением и подниманием противоположной руки в сторону – вверх. При спайках в синусах в этот момент производится вдох, при спайках в боковых отделах – выдох. Эффект упражнения усиливается за счет увеличения амплитуды движения руки и перехода от плавных и медленных движений к резким и быстрым (рис. 1). Упражнение усложняется за счет использования отягощений – гантелей или гимнастической палки.

5) И.п. – сидя на гимнастической скамейке, поднять руки вверх – вдох; не опуская рук, сделать глубокий выдох (для растяжения спаек в передне-верхних отделах).

6) И.п. – сидя или стоя, выполнять повороты туловища с движениями рук в сторону поворота. При поворотах выполняется выдох или вдох – в зависимости от локализации спаек. Для усиления эффекта упражнения таз фиксируется (например, в и.п. сидя на гимнастической скамейке).

7) И.п. – сидя, руки согнуты в локтях, предплечья параллельны полу, пальцы сжаты в кулаки. Поочередное вытягивание рук вперед с поворотом туловища в противоположную сторону; при этом локоть другой руки отводится назад (бокс). Темп медленный или средний, дыхание произвольное.

8) И.п. – стоя здоровым боком к гимнастической стенке и держась рукой за рейку (на уровне пояса), выполнять наклоны туловища в сторону стенки с захватом свободной рукой рейки над головой и последующим перехватом ниже расположенной рейки. В зависимости от расположения спаек выполняется вдох или выдох.

9) И.п. – сидя или стоя, выполнять наклоны туловища в стороны с одновременными его поворотами; при наклоне – выдох.

10) И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке и держась руками за рейку (на уровне лба), присесть – вдох (при спайках в синусах); вернуться в и. п. — выдох.

11) И.п. — стоя спиной к гимнастической стенке (на расстоянии полшага от нее) и захватив рейку руками, вытянутыми вверх, выполнять напряженное выгибание.

12) И.п. – стоя, держа в руках гимнастическую палку, махом перевести палку в сторону пораженного легкого, а затем вертикально вверх (рис. 2) с постепенным увеличением амплитуды движений.

13) И.п. – стоя или сидя, выполнять метание волейбольного или набивного мяча двумя руками из-за головы.

14) И.п. – стоя или сидя, выполнять броски волейбольного или набивного мяча рукой с пораженной стороны (сбоку, от плеча, из-за головы), одновременно наклоняя туловище в здоровую сторону (рис. 3).

15) И.п. – стоя, выполнять броски волейбольного мяча в баскетбольную корзину различными способами.

16) И.п. – стоя, выполнять метание небольших мячей в цель рукой с пораженной стороны.

17) И.п. – стоя, выполнять отбивание волейбольного мяча при высокой подаче.

18) И.п. – стоя спиной к гимнастической стенке, выполнять простые висы, с одновременным отведением прямых ног в здоровую сторону (рис. 4).

 

Примерный комплекс специальных упражнений прибронхиальной астме

1. И.п. - основная стойка (о.с). Медленно поднять руки в стороны – вдох; опуская руки, сделать продолжительный выдох с произнесением звука «шшш».

2. И.п. – стоя, обхватить руками нижнюю часть грудной клетки. Сделать вдох; на выдохе, слегка сжимая грудную клетку, протяжно произносить «жжж».

3. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, кисти на грудной клетке (пальцы обращены вперед), выполнить отведение локтей в стороны-назад, толчкообразно нажимая кистями на ребра и произнося звук «оо-оо-оо».

4. И.п. – то же, но равномерно отвести плечи назад – вдох; свести плечи – выдох.

5. И.п. – сидя, руки на поясе, отвести правую руку в сторону-назад с поворотом туловища направо – вдох; вернуться в и.п. – продолжительный выдох. То же, но в левую сторону.

6. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч; руки разведены в стороны, на уровне плеч и максимально отведены назад. На счет «раз» сделать вдох; на счет «два» – руки быстро скрестить перед грудью, чтобы локти оказались под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по спине, выше лопаток, – выдох.

7. И.п. – лежа на спине; руки, согнутые в локтях, подложить под поясницу. На вдохе прогнуть спину с опорой на затылок и локти; на выдохе вернуться в и.п.

8. И.п. – то же, но руки вдоль туловища. Развести руки в стороны – вдох; подтянуть одно колено к груди, обхватив его руками, – медленный выдох. То же, но с другой ногой.

9. И.п. – то же, но делать вдох; поднимая туловище, наклониться вперед, коснувшись лбом коленей (руками тянуться к пальцам ног), – медленный выдох.

10. И.п. – то же, но поднять прямые ноги вверх – вдох; опуская ноги, сесть – выдох.

11. И.п. – то же, но плотно обхватить кистями нижнюю часть грудной клетки – вдох; на выдохе сжать грудную клетку руками.

12. «Диафрагмальное дыхание». И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях; одна рука лежит на груди, другая – на животе. На вдохе брюшная стенка поднимается вверх вместе с рукой; рука, лежащая на груди, остается неподвижной. На выдохе живот втягивается; лежащая на нем рука надавливает на живот. Вдох – через нос, выдох – через рот (губы сложены трубочкой).

13. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища, выполнять поочередное приподнимание прямых ног вверх: поднять ногу – вдох, опустить – выдох. То же, но другой ногой.

14. И.п. – упор лежа на животе; руки согнуты в локтях на уровне груди. Разгибая руки, приподнять верхнюю часть туловища и прогнуть спину – вдох; вернуться в и. п. – выдох.

15. И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед. Приподнять вверх прямые руки и ноги – вдох; задержать дыхание и вернуться в и. п. – медленный выдох.

16. И.п. – о. с. Поднять надплечья; затем, расслабив мышцы, опустить их.

17. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, соединить лопатки. Затем расслабить мышцы плечевого пояса и спины и слегка наклониться вперед.

18. И.п. – сидя, руки на поясе, расслабить мышцы правой руки и опустить руку. Расслабить мышцы левой руки и опустить руку. Расслабить мышцы шеи и наклонить голову вверх

 

 

 

Бронхиальная астма

 

 

 

8.2.4. Метод волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД)К.П. БутейкоМетодика разработана новосибирским врачом К.П. Бутейко в
1960 г. и направлена на волевое исправление неправильного (глубоко
го) дыхания с постепенным полным отказом от него, поскольку глу
бокое дыхание вызывает недостаток углекислоты в крови, изменение
кислотно-основного состояния в сторону алкалоза и тканевую гипок
сию (при недостатке углекислого газа в организме кислород прочно
связывается с гемоглобином и не поступает в клетки и ткани).Основные задачи метода ВЛГД: нормализовать соотношение вдоха
и выдоха, уменьшить скорость и глубину вдоха, выработать компенса
торную паузу после долгого спокойного выдоха, нормализовать содер
жание углекислоты в крови, снизить количество приступов удушья,
препятствовать их возникновению.Первым этапом в обучении методу ВЛГД К.П. Бутейко является
теоретическая подготовка. Для закрепления правильной психологиче
ской установки на причину болезни (глубокое дыхание), перед лече
нием проводится проба с глубоким дььханием — пациенту предлагают
глубоко дышать некоторое время. Если в ответ на углубленное дыха
ние состояние пациента ухудшается, а при поверхностном дыхании
улучшается, проба с глубоким дыханием считается положительной.
Пациента знакомят с понятиями правильного дыхания, нормального
соотношения продолжительности вдоха и выдоха: дышать необходимо
через нос; вдох медленный, 2—3 с, как можно более поверхностный,
почти незаметный на глаз; за вдохом следует спокойный, пассивный
выдох в течение 3-4 с; после выдоха — дыхательная пауза продол-

 

жтельностью 3-4 с, затем медленный поверхностный вдох. Частоіа
дыхания — 6-8 раз в минуту. В начале обу^іения занятия проводятся в
положении больного сидя, в удобной расслабленной позе, ежедневно,
не менее 3 раз в сутки. Затем присоединяются занятия в движении.
Усилием воли пациент уменьшает скорость и глубину вдоха, а также
вырабатывает компенсаторную паузу после долгого спокойного вы
доха, стремясь постепенно приблизить дыхание к нормальному. Три
раза и день проводятся 2—3 максимальные задержки дыхания после вы
доха, желательно задерживать дыхание на 60 с и более. Максимальная
задержка дыхания проводится после спокойного выдоха; фиксирует
ся время начала и кониа паузы до появления ощущения предельной
трудности дальнейшей задержки дыхания. Регулярные задержки ды
хания нормализукуг содержание углекислоты в крови и препятствуют
возникновению приступов удушья.Показания к назначению ВЛГД. синдром гипервентиляции ~ глу
бокое дыхание и дефицит углекислоты в тканях, бронхиальная астма,
положительная проба с глубоким дыханием,Противопоказант для ВЛГД: психические заболевания и дефекты
умственного развития, которые не позволяют пациенту понять суть ме
тода и освоить способ лечения, инфекционные заболевания в остром
периоде, частые кровотечения, обострение хронического тонзиллита.Метод ВЛГД нельзя сочетать с другими методиками респираторной
гимнастики. Ошибочным следует признать стремление отдельных эн
тузиастов абсолютизировать возможности методики ВЛГД и сделать
ее монопольной реабилитационной методикой при заболеваниях ор
ганов дыхания.8.2.5. Парадоксальная дыхательная гимнастика
А.Н. СтрельниковойДанная дыхательная гимнастика разработана А.Н. Стрельниковой
в 1940-1950 гг. для восстановления голоса и расширения его диапазо
на у профессиональных певцов, затем случайно было обнаружено, что
данная методика помогает снять приступ удушья. Гимнастика полу
чила название тарадоксальной», поскольку вдох и выдох производят
ся одновременно с движениями рук, туловища и ног, затрудняющи
ми данную фазу дыхания. При сжатии грудной клетки производится
вдох, при расширении — выдох. Вдох должен быть коротким, рез
ким, шумным, активным, форсированным за счет диафрагмы; вьщох
происходит пассивно, самопроизвольно. Вдох осуществляется только
носом, выдох самостоятельно, пассивно (чтобы не было слышно), же
лательно через рот, не следует задерживать выдох.

Механизм действия парадоксальной дыхательной гимнастики на ор
ганизм заключается в восстановленирт нарушенного носового дыхания,
улучшении дренажной функции бронхов, активизации работы диа
фрагмы и мышц грудной клетки. Гимнастика способствует рассасы
ванию воспалительных образований, восстановлению нормального
лимфо- и кровоснабжения, ликвидации местных застойных явлений.
Устранение морфологических изменений в бронхолегочной системе
усиливает газообмен в альвеолах, тканевое дыхание и приводит к по
вышению поглощения кислорода тканями, что положительно влияет
на обменные процессы. Координация дыхания и движения способ
ствует восстановлению регуляции дыхания со стороны UHC, улуч
шает психоэмоциональное состояние, обладает общетонизирующим
воздействием.Практический опыт показал, что данная дыхательная гимнастика
помогает при таких заболеваниях, как ХОБЛ (бронхиальная астма,
хронический обструктивный бронхит), хронический ринит, гайморит,
заикание, неврозы, логоневрозы, переутомление, гипертоническая бо
лезнь, вегетососудистая дистония, язвенная болезнь желудка и две
надцатиперстной кишки, болезни обмена веществ, метаболический
синдром, синдром хронической усталости.Противопоказания к назначению', высокая степень миопии, глауко
ма, травмы головного мозга, высокий уровень АД, злокачественная
гипертония.В настоящее время дыхательная гимнастика по методике
А.Н. Стрельниковой не получила широкого распространения главным
образом вследствие технически сложного выполнения и отсутствия
существенных преимуществ по сравнению с другими видами респира
торной гимнастики.8.2.6. Современные восточные дыхательные системыПопулярные Б настоящее время различные методики восточной
дыхательной гимнастики (цигун, тай-цзи, хатха-йога и др.) основа
ны на произвольной регуляции глубины и частоты дыхания, контроле
правильности соотношения вдоха и выдоха. При этом обязательны
активное участие диафрагмы в процессе дыхания, а также обучение
концентрации и расслаблению. Важно научиться отдельным типам
дыхания (верхнегрудному, реберному, диафрагмальному) и полному
дыханию.Дыхательная техника йогов называется «пранаяма», что переводит
ся как управление дыханием («аяма» — контроль). Основное назначе
ние дькания — приносить жизненную силу (-«прану») в тело.

В процессе выполнения пранаямы изменяется концентрация кис
лорода и углекислого газа в организме, в дыхание включаются раз
личные группы мышц, осуществляется массаж внутренних органов,
стимулируется ЦНС. В результате улучшается ФВД, расширяются
адаптивные возможности организма, восстанавливается душевное
равновесие, снимается нервное напряжение. Данная дыхательная ме
тодика может быть рекомендована не только при заболеваниях ор
ганов дыхания, но и при патологии нервной и сердечно-сосудистой
системы,Противопоказаний к применению пранаяма практически не име
ет, поскольку, по мнению восточной медицины, любое заболевание
человек способен вьшечить самостоятельно, критерием определения,
подходит ли данная методика, является самочувствие после выполне
ния упражнений.Восточные методики дыхания в основном распространяются эн
тузиастами и применяются в нетрадиционной медицине, так как эти
техники дыхания несут еще и философский смысл с конечной целью
достичь гармонии и обрести полноценное здоровье своими силами,
задействовав скрытые резервы организма и силу воли.8.2.7. Лечебная физкультура в бассейне при заболеваниях
органов дыханияВоздействие водной среды на организм вызывает физиологические
изменения, обусловленные влиянием температурного, механическо
го и химического факторов. В ответ на раздражение терморецепто
ров кожи (температурный фактор) изменяются просвет кровеносных
сосудов, проницаемость стенок капи^ъгяров, происходит усиление
лимфо- и кровообращения, раскрываются резервные капилляры, уве
личиваются интенсивность обмена веществ и насыщение крови кис
лородом. Теплая вода способствует расслаблению мышц, уменьшает
спастические проявления, уменьшая тяжесть тела, облершет выпол
нение упражнений. Плавание способом брасс на груди способствует
ритмичному и полному дыханию вследствие цикличности движений,
сочетающихся с дыханием. Даштение воды на грудную клетку и пе
реднюю брюшную стенку формирует полноценный вьтдох. Сочетание
движения и дыхания хорошо влияет на развитие экскурсии грудной
клетки и эластичности тканей. Плавание тренирующе действует на
собственно дыхательную мускулатуру. Ритм дыхания при плавании —
один из компонентов двигательного навыка, образующегося за счет
условно-рефлекторных связей. Занятия в бассейне позволяют сочетать
физические тренировки с гимнастическими упражнениями и вьщохом

под воду, создающим положительное давление в конце выдоха. При
регулярных тренировках увелитаваются окружность грудной клетки и
показатели ЖЕЛ, повышается насыщение крови кислородом, улучша
ется приспособляемость организма к гипоксии. Отсутствие статиче
ского напряжения и цикличный ритм движений благоприятно влияют
на кровообращение: увеличивается минутный объем сердца, урежа-
ется пульс, нормализуется АД (при систематических тренировках).
Улучшение кровообращения способствует усилению притока крови
к сердцу и устранению застойных явлений в малом и большом круге
кровообращения. Занятия в водной среде оказывают закаливающее
действие на организм, повышают иммунитет и ФР.Задачи ЛГ в бассейне: нормализаиия ФВД, укрепление собствен
ной дыхательной мускулатуры, формирование полноценного, продол
жительного выдоха, исправление деформации грудной клетки, общее
тонизирующее воздействие, повышение ФР, компенсаторных воз
можностей кардиореспираторной системы, защитных сил организма,
закаливание.Показания к назначению: ХНЗЛ в фазе ремиссии, бронхиальная
астма в межприступный период, при отсутствии приступов в течение4-6 нед, хронический обструктивный бронхит в стадии ремиссии.Противопоказания для назначения: обострение хронического про
цесса в легких, острые респираторные заболевания, обострение хро
нического тонзиллита, синусита, ринита, острая пневмония, тяжелая
форма бронхиальной астмы, бронхоэктазы и кровохарканье, деком
пенсация деятельности сердечно-сосудистой системы, аллергические
реакции на средства дезинфекции (хлор, фтор и др.).Занятия в воде можно начинать не раннее чем через 4—6 нед после
перенесенного обострения заболевания бронхолегочной системы.

 

 

Глава 7

Лечебная физкультура

при заболеваниях органов дыхания*

При заболеваниях легких происходит нарушение функций

внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности

тканей легких, нарушением нормального газообмена между

кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной

проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов,

утолщением их стенок, механической закупоркой при

повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют

одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное

и диафрагмальное.

Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном

напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха

поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное,

или реберное, сопровождается расширением грудной клетки

на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается,

а при полноценном дыхании она должна опускаться.

При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что

неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное,

или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном

опускании диафрагмы в брюшную полость. Грудная

клетка расширяется преимущественно в -нижних отделах, и

полноценно при этом вентилируются только нижние доли

легких. При обучении методике дыхания больной осваивает

все типы дыхания.

З а д а ч и ЛФК:

- оказать общеукрепляющее' воздействие на все органы и

системы организма;

- улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению

методикой управления дыханием;

- уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;

- ускорить рассасывание при воспалительных процессах;

- уменьшить проявление бронхоспазма;

- увеличить отделение мокроты;

- стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

* Лубуж К. Д., Токарева О. В., Епифанов В. А., 1990.

68 Глава 7

П р о т и в о п о к а з а н и я для занятий ЛФК:

- дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого

до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический

статус, полный ателектаз легкого, скопление

большого количества жидкости в плевральной полости.

ЛФК при острой пневмонии

Задачи ЛФК:

- максимально воздействовать на здоровую легочную ткань

для включения ее в дыхание;

- усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

- противодействовать возникновению ателектазов.

В период Постельного режима, с 3-5-го дня в ИП лежа и

сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические

упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные

упражнения статические и динамические. Соотношение

общеразвивающих и дыхательных упражнений —

1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более

чем на 5-10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и

среднем темпе, каждое повторяют 4-8 раз с максимальной

амплитудой движения.

Продолжительность процедуры — 10-15 мин; самостоятельные

занятия — по 10 мин 3 раза в день.

На палатном, полупостельном режиме с 5-7-го дня в ИП

сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного

режима, но дозировку их увеличивают, включая

упражнения для крупных мышечных групп с предметами.

Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений—

1:1, 1:2. Учащение пульса допускают до 10-

15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения

до 8-10 раз в среднем темпе. Продолжительность занятия

15-30 мин, используют также ходьбу. Занятия повторяют

самостоятельно. Общая продолжительность занятий

в течение дня — до 2 ч, занятия — индивидуальные, мало-

групповые и самостоятельные.

С 7-10-го дня (не ранее) больных переводят на общий режим.

Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым

на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей

учащение пульса — до 100 уд./мин. Продолжительность

одного занятия — 40 мин; применение упражнений, ходьбы,

занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

ЛФК при заболеваниях органов дыхания 69

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией

(постельный режим)

ИП — лежа на спине

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое

длиннее вдоха.

3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе

руки опустить.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к

животу руками.

ИП — лежа на боку

6. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе

вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

7. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние

ребра ладонью, создать сопротивление.

8. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение

мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания ≪акцент

≫ приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным

дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией

(палатный режим)

ИП — сидя на стуле

1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе

руку опустить.

3. Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.

4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох — в ИП, выдох—

руки развести в стороны.

5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе ≪обнять.≫себя за плечи.

ИП — стоя

6. В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться,

ногу отвести назад, поставить на носок.

7. Круговые движения руками — ≪гребля≫.

8. В руках булаву. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу.

На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

9. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре

о пол.

10. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад,

на выдохе наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений

в процедуре лечебной гимнастики — 20-25.

го Глава 7

Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией

(общий режим)

ИП -*- стоя

Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней

стороне стоп (3-5 мин).

1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться

в И П.

2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе — приседание,

кисти рук на коленях.

3. ≪Насос≫. На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит

по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

4. В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны,

на выдохе вернуться в ИП.

5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-

5 мин).

6. ИП — стоя, палка лежит на стуле. Вдох — руки поднять, на выдохе

наклониться, взять палку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе

палку положить на сиденье.

7. Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину

на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе

вернуться в ИП.

8. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх,

тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться

за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх,

на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища

в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на

медленный.

ЛФК при плеврите

З а д а ч и ЛФК:

- стимулировать крово- и лимфообращение в целях уменьшения

воспаления в плевральной полости;

- профилактика развития спаек и шварт;

- восстановление, физиологического дыхания;

- повышение толерантности к физическим нагрузкам.

На.постельном режиме при экссудативном плеврите лечебную

гимнастику начинают со 2-3-го дня, чтобы не допустить

образования спаек. Боли при дыхании и движениях

туловища не являются противопоказанием для применения

упражнений.

Для профилактики развития спаек применяют специаль-

ЛФК при заболеваниях органов дыхания 71

ные дыхательные упражнения: наклоны туловища в ≪здоровую

≫ сторону попеременно на вдохе и на выдохе.

При выполнении этих упражнений растягивается плевра,

так как происходит максимальная экскурсия легких и грудной

клетки.

На занятиях используют упражнения дыхательные статического

и динамического характера для здорового легкого,

общеукрепляющие динамические — для увеличения экскурсий

грудной клетки, особенно пораженной стороны. Соотношение

дыхательных и общеукрепляющих упражнений—

1:1, 1:2. Общая нагрузка малой интенсивности, учащение

пульса на 5-10 уд./мин. Упражнение повторяют 4—

8 раз в медленном и среднем темпе с полной амплитудой.

Принимая во внимание болевой синдром, продолжительность

занятия небольшая — 5-7 мин, и повторяют его через

каждый час.

Полупостельный режим назначают в конце 1-й нед. Продолжительность

занятия увеличивают до 20 мин, но уменьшают

повторение его до 3-4 раз в день.

Общий режим назначают с 8-10-го дня. Методика лечебной

гимнастики аналогична' применяемой при острой пневмонии.

Комплекс № 1. Упражнения для больных плевритом

(постельный режим)

ИП — лежа на спине

1. Руки на нижних ребрах. На вдохе руки лежат свободно, на выдохе

сдавливать средненижние отделы легких.

2. Методист фиксирует верхушки легких руками, на вдохе создать сопротивление,

на выдохе надавливать, способствуя более полному

выдоху.

3. Мешочек с песком лежит на эпигастральной области. На вдохр —

руки вверх, живот куполообразно выпячивается, приподнимая мешочек,

на выдохе руки вдоль туловища.

ИП — лежа на здоровом боку

4. На нижнебоковой поверхности грудной клетки мешочек с песком

массой 1-2 кг. На вдохе рука вверх за голову, на выдохе вернуться

в ИП.

5. Вдох в ИП, рука вдоль туловища. На выдохе рука вверх за голову.

Выдох активный со звуком ≪ха≫.

Комплекс № 2. Упражнения для больных плевритом

(постельный режим)

ИП — сидя на стуле

1. На вдохе подъем прямой руки вверх с наклоном туловища в противоположную

сторону.

72 Глава 7

2. В руках булавы или гантели. На вдохе руки в стороны, на выдохе

наклон вперед, предметы положить перед собой.

3. В руках гимнастическая палка, движения ≪гребля на байдарке≫.

4. На вдохе руки в стороны, на выдохе подтянуть колено к животу.

5. Руки к плечам, на вдохе локти назад, прогнуться в грудном отделе

позвоночника, на выдохе наклон вперед, локти соединить перед

грудью.

И П — стоя

6. В руках гантели. На вдохе руки вдоль туловища, на выдохе наклон

в противоположную сторону, рука вверх.

7. В руках палка. Задержка дыхания на вдохе с наклоном в ≪здоровую

≫ сторону.

8. Руки с мячом над головой. Вдох в ИП, на выдохе бросить мяч с силой

вниз.

9. Стоя ≪здоровым≫ боком к спинке кровати. Рукой ухватиться за спинку

кровати. На вдохе подняться на носки, прогнуться, на выдохе

отклониться от спинки кровати, противоположной рукой тянуться

к полу.

10. Руками держаться за спинку кровати. На вдохе подняться на носки

и прогнуться, на выдохе — приседание.

Закончить процедуру в ИП — сидя, количество дыхательных и общетонизирующих

упражнений — 18-20.

Комплекс № 3. Упражнения для больных плевритом

(общий режим)

ИП — стоя

1. В руках медицинбол, руки опущены. На вдохе поворот влево, медленно

поднимать руки вверх, на выдохе опустить руки вниз.

2. В руках гимнастическая палка. На вдохе палку поднять над головой,

прогнуться, подняться на носки, на выдохе руки опустить, ноги согнуть

в коленях.

3. Выполняется вдвоем, стоя спиной друг к другу. Передавать мяч через

стороны слева направо и наоборот.

4. ≪Бокс≫. На выдохе поочередно выбрасывать руку вперед, пальцы

в кулак.

5. На вдохе поднять плечи вверх, на выдохе пружинящие 2-3 наклона

в противоположную сторону.

6. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе максимально вытянуть

руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе руки через

стороны опустить.

7. Руками держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе подтянуться

на носки, на выдохе максимально отклониться назад с опорой

на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: