Тема 2. Правовое регулирование электронных документов.




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА

Электронные архивы

Студент

Спарышев Виктор Алексеевич

 

Факультет 3 кафедра 311

Заочное отделение

Курс __5__________

Группа __501__________

Преподаватель (ФИО)

Доцент Афанасьева Л.П.

 

Москва 2017

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая тетрадь студента по специальной дисциплине «Электронные архивы» по специальности 080801 “Прикладная информатика в информационной сфере” 5 курса факультета 3 заочного отделения.

Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельного изучения студентами 5 курса з/о теоретического материала основных тем курса и наиболее важной научной и методической литературы, ресурсов Интернета, а также прикладного программного обеспечения в области создания электронных изданий. Рабочая тетрадь содержит задания, которые акцентируют внимание студентов на ключевых аспектах тематических разделов курса. Задания выполняются самостоятельно на основе освоения рекомендуемой литературы к каждой теме.

В соответствии с разделами программы дисциплины, РТС состоит из семи тем. Заполнение каждого из разделов оценивается по пятибалльной системе. Первая часть тетради включает 4 задания (0-20 баллов). Для допуска к экзамену необходимо набрать 11 баллов. Вторая часть включает 3 темы (0-15 баллов). Для зачета необходимо набрать 10 баллов. В целом заполнение тетради может быть оценено от 0 до 35 баллов. Рабочая тетрадь сдается преподавателю для проверки, после чего освоение материала проверяется в ходе индивидуального собеседования. Студенту задаются вопросы по разделам тетради. Для получения зачета помимо сдачи материала рабочей тетради необходимо также посещение практических занятий и выполнение заданий.

Тема 1. Введение

1. При изучении данной темы следует обратить особое внимание на понятийный аппарат.

 

Как в законе РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации » даны дефиниции понятий

 

информатизация

 

 

документированная информация (документ)

 

 

информационная система

 

Сравните

Дефиницию термина «Документ на машинном носителе» в ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения     Дефиницию термина «Электронный документ» в законе «Об электронной цифровой подписи»
ДОКУМЕНТ НА МАШИННОМ НОСИТЕЛЕ: Документ, созданный с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку его информацииэлектронно-вычислительной машиной   Электронный документ — (electronic document) — документ, в котором информация представлена в электронно цифровой форме и который как юридически полноценный аналог бумажного документа, создан, передается и хранится с помощью программных и технических средств

В чем различие между этими понятиями?

Тема 2. Правовое регулирование электронных документов.

 

На основе анализа законодательства ответьте на вопросы.

1. Каковы права собственника информационных ресурсов?

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством, в том числе он имеет право:

- назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;

-устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

-определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении;

-распоряжаться ими в соответствии с ГК РФ, как объектом интеллектуальной собственности


 

2.Какие обязанности должен выполнять собственник по защите конфиденциальных и персональных данных?

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

"О персональных данных"

1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;

3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;

5) учетом машинных носителей персональных данных;

6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;

7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

 

3.Как закон гарантирует право на доступ к государственным информационным ресурсам?

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

 

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.


5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

 

4. Сравните правовое регулирование

юридической силы документа на машинном носителе в ГОСТ 6.10.4-84. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения ГОСТ от 01.07.87 N 6.10.4-84 юридической силы документа, полученного из информационной системы в ст.5 закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (2006) юридической силы электронного документа в законе «законе «Об электронной цифровой подписи» (2002)
1.1. Документ на машинном носителе должен быть записан, изготовлен и размечен в соответствии с требованиями ГОСТ 6.10.3-83, ГОСТ 8303-93, ГОСТ 19768-93, ГОСТ 20731-86, ГОСТ 25465-95, ГОСТ 25752-83, ГОСТ 25764-83, ОСТ 24.958.01-84 - ОСТ 24.958.74-84, Р 50-54-76-88, а информация закодирована в соответствии с общесоюзными классификаторами технико-экономической информации. При отсутствии в общесоюзных классификаторах необходимой информации допускается применять коды зарегистрированных межотраслевых и отраслевых классификаторов. 1.2. Машинограмма должна быть создана с учетом требований государственных стандартов на унифицированные системы документации. 1.3. Документ на машинном носителе и машинограмму следует применять только при наличии соответствующих решений министерств, ведомств. 1.4. Транспортирование (передача, пересылка и т.д.) документа на машинном носителе и машинограммы должно осуществляться с сопроводительным письмом, оформленным по ГОСТ Р 6.30-2003. 1.5. Документ на машинном носителе и машинограмма приобретают юридическую силу после выполнения требований настоящего стандарта и подписания сопроводительного письма. 1.6. Запись документа на машинном носителе и создание машинограммы должны производиться на основе данных, зафиксированных в исходных (первичных) документах, полученных по каналам связи от автоматических регистрирующих устройств или в процессе автоматизированного решения задач. 1.7. По требованию организации-пользователя для визуального контроля документа, созданного на машинном носителе, преобразуют его в человекочитаемую форму различными техническими средствами отображения данных (дисплеи, печатающие устройства и др.). Документ на машинном носителе или машинограмма должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование организации - создателя документа; местонахождение организации - создателя документа или почтовый адрес; наименование документа; дату изготовления документа; код лица, ответственного за правильность изготовления документа на машинном носителе или машинограммы или, как правило, код лица, утвердившего документ. Согласно ст11 1. Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации. 2. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти. 4. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами. 5. Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством. Статья 11.1. Обмен информацией в форме электронных документов при осуществлении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления 1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в пределах своих полномочий обязаны предоставлять по выбору граждан (физических лиц) и организаций информацию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и (или) документов на бумажном носителе, за исключением случаев, если иной порядок предоставления такой информации установлен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности. 2. Информация, необходимая для осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, может быть представлена гражданами (физическими лицами) и организациями в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности. 3. Требования к осуществлению взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и порядок такого взаимодействия устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".   Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральным законом "О связи", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществляется соглашением сторон.

В чем суть произошедших за 20 лет изменений?

 

 

Литература к заданию:

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Российская газета. 29 июля 2006 г. № 4131.

4. Закон РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 N 1-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 2. Ст. 127.

ГОСТ 6.10.4-84. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники.

ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

Афанасьева Л.П. Информатизация архивного дела: организация и управление//Делопроизводство. 2004. № 2.

Кукарина Ю.М. Электронные документы в законодательных актах стран СНГ// Отечественные архивы. 2002. № 1. С.41-44.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: