Существуют два принципиально разных способа синтезирования цветного изображения: один из них телевизионный, другой - полиграфический. Телевизионная модель воспроизведения цветов основанана волновом смешении трех основных цветов: красного, синего и зеленого. Экран телевизора покрыт мозайкой из повторяющихся точек способных под действием электронного луча светиться красным, синим и зеленым светом. Когда на экране телевизора с одинковой силой светятся точки всех трех типов, мы видим белый экран. Если в сигменте экрана отсутствует зеленое свечение, то общий цвет представляется пурпурным, если нет красного, то - голубым, если нет синего - то желтым.
В полиграфии за основные цвета приняты желтый, голубой и пурпурный. Синтез цвета осуществляется смешиванием полупрозрачных красочных сред окрашенных в перечисленные цвета. Когда мы видим какой-то цвет на бумаге, это означает, что из падающего на бумагу белого света какой-то цвет поглащается, а какой-то отражается. Например, пурпурный цвет - это такой, для которого из белого света полностью поглащается зеленый компонент, а красные и синие лучи отражаются, их оптическое (волновое) смешание образует пурпурный цвет, т.е. его можно было бы назвать "минус зеленый",соответственно желтый - это "минус синий", голубой - это "минус красный".
Телевизионная модель формирования цветов называется аддитивной(суммирующей), а полиграфическая - субстрактивной (вычитательной). Субстрактивным смещением цветов пользуются художники, так, например, для того, чтобы нарисовать спелую вишню, художник выдавливает из тюбика на палитру красную краску и добавляет немного синей, в результате получается цвет спелой вишни, который является оттенком пурпурного.
|
Технология цветной печати состоит из следующих основных этапов:
1.С нужного цветного изображения изготавливают цветной слайд или фотографию.
2. Со слайда путем цветоделительной фотосъемки изготавливают фотоформы для каждого цвета, для этого последовательно проводят фотосъемку цветного изображения через синий, красный, зеленый светофильтры. Изображения формируются на материале с прозрачной основой;
-когда съемку проводят через синий светофильтр, то получают форму для желтой краски (т.к. через светофильтр проходят только синие лучи, а красный - зеленый поглощаются и при смешении дают желтый, т.е. негатив темнеет только там, где прошли синие лучи);
-когда съемку проводят через зеленый светофильтр, то получают форму для пурпурной краски (т.к. через светофильтр проходят только зеленые лучи, а синий - красный поглощаются и при смешении дают пурпурный, т.е. негатив темнеет только там, где прошли зеленые лучи);
-когда съемку проводят через красный светофильтр, то получают форму для голубой краски (т.к. через светофильтр проходят только красные лучи, а синий - зеленый поглощаются и при смешении дают голубой, т.е. негатив темнеет только там, где прошли красные лучи);
3.С этих фотоформ изготавливают печатные формы (для плоской печати);
4. Закрепляют форму в печатную машину, наносят соответствующую краску и получают цветной оттиск на бумаге. Многокрасочный оттиск получают последовательным переносом соответствующей краски с формы на лист бумаги с точным совмещением границ изображения, что на практике удается далеко не всегда.
|
Печатные машины могут быть одноцветные т.е. когда печатают цветное изображение за несколько прогонов и многоцветные, которые печатают цветное изображение за один прогон.
5. Для получения на оттиске черного цвета приходится смешивать все три основные краски. Во-первых, это экономически не выгодно; во-вторых, краски по своим спектральным характеристикам несовершенны и при их смешении вместо черного цвета получается, как правило, грязно-коричневый цвет. Поэтому в полиграфии для достижения высокого качества оттиска черный цвет воспроизводится черной краской, для которой изготавливается своя печатная форма.
6. Для передачи полутонов вместе с цветоделением проводят еще и растрирование изображения (это более быстрый и дешевый способ печати)
В настоящее время цветоделенные негативы могут быть получены с помощью компьютерной техники. Изображение, например, цветной фотографии с помощью цветного сканера вводится в ПЭВМ при необходимости редактируются и ретушируются на экране дисплея при помощи соответствующих программ, а затем с помощью черно-белого принтера выводится на прозрачные цветоделенные пленки или непосредственно на машину изготавливающую типографские печатные формы. Процесс цветоделения выполняется программными способами.
Если следует полиграфическим путем воспроизвести объект, состоящий не более чем из 4-5 цветов, то бывает, что экономически целесообразно не получать для него печатные формы для 4-х основных красок, а печатать его цвета простыми красками, т.е. красками тех цветов, в которые окрашен объект.
|
ВОПРОС 3
Назначение растров и их виды
Если внимательно посмотреть на черно-белую или цветную фотографию, то можно увидеть, что изображение состоит не только из черных участков, но и оттенков серого или цветного, которые плавно переходят один в другой. В полиграфии, такой объект называется полутоновым оригиналом.
Художники при воспроизведении полутонового оригинала с помощью кисти, применяют необходимое число красок различных цветовых оттенков, либо, в случае использования полупрозрачных красок, добиваются полутоновых переходов путем регулирования толщины красочного слоя.
В массовом полиграфическом производстве такие способы воспроизведения полутонов не применяются, т.к. их реализация требует существенных материальных затрат.
Для воспроизведения полутонового оригинала на печатной машине изображение должно быть разбито на множество систематически или хаотично расположенных под определенным углом точек разного размера, совокупность которых и позволяет передавать плавные изменения цвета оригинала.
В полиграфии для разбивки изображения на точки используют растры (от латинского rastrum - решетка). Растр представляет собой, как правило, решетку, выполненную на прозрачном для света материале (например, на фотопленке), эта решетка состоит из чередующихся прозрачных и непрозрачных для света полос. Эти полосы взаимно пересекаются, обычно, под углом 90 градусов. Таким образом, растр представляет собой оптическую среду, состоящую из прозрачных и непрозрачных элементов.
Передача градаций тонов растровыми элементами основана на свойстве глаза, различать с расстояния наилучшего зрения - 250 мм раздельно мелкие (например, растровые) элементы только до тех пор, пока расстояние между ними не менее 0,15 мм. Выдерживая данное расстояние можно сформировать изображение содержащее на площади 1 кв. см 3600 точек. В этом случае благодаря оптическому смешению цвета бумаги и цвета растровых элементов все изображение будет восприниматься глазом как тоновое. Число растровых точек, приходящихся на 1 см изображения, называется линиатурой растрирования. В зависимости от вида оригинала, назначения издания, применяемой для него бумаги, а также технологии изготовления печатных форм применяются та или иная линиатура растрирования (от 20 до 60 лин./см и более).
Расстояние между центрами растровых элементов определяется линеатурой растра, а их величина - уровнем яркости соответствующих участков объекта.
При воспроизведении многоцветных тоновых оригиналов одновременно с цветоделением осуществляется и растрирование изображения. Для этого используются проекционные или контактные растры. Проекционные растры устанавливаются внутри репродукционной фотокамеры на некотором расстоянии от фотослоя. Контактные растры предназначены для использования в контакте со светочувствительными слоями, например, для растрирования цветоделенных изображений, выполненных на фототехнической пленке.
Контактный растр - состоит из элементов с переменной оптической плотностью, действующих как световой клин.
Проекционный растр – более простой по своей конструкции это решетка из прозрачных и непрозрачных для света полос, выполненных на прозрачном материале.
Принципиальная схема проекционного растрирования выглядит следующим образом:
(схема)
Исходный полутоновой оригинал 1 репродуцируется на контрастный фотоматериал 3, при этом на некотором расстоянии от фотоматериала внутри фотокамеры помещается растр 2, представляющий собой решетку. Отраженный от оригинала и прошедший через объектив фотокамеры свет попадает сначала на растр и только затем на фотоматериал. В результате изображение на фотоматериале после его обработки представляется состоящим из множества точек переменного размера, но с постоянным расстоянием между центрами. На светлых участках точки меньшего размера, на темных (теневых) точки большего размера.
Так выглядит растрирование черно-белого изображения.
(картинка)
Растровые точки обычно имеют круглую форму, но могут использоваться растры с элепсовидными, квадратными, крестообразными и другими точками.
Существуют линейный (регулярный), нерегулярный (стохастический) и корешковый растры.
Так выглядят регулярный и нерегулярный растр в изображениях:
(картинка)
а- стохастический, для которого не существует математического упорядочения растровых точек;
б- регулярный растр для которого наблюдается математическое упорядочение точек.
При рассмотрении технологии цветной печати мы говорили о том, что для передачи полутонов вместе с цветоделением проводят еще и растрирование изображения. В цветоделенных растровых фотоформах линиатура для каждой краски выполнена под разным углом наклона это делается для того, чтобы основные краски не накладывались одна на другую и не создавали муара (это раздражающая глаз видимая растровая структура, отвлекающая от основного сюжета изображения).
Общая проблема рассмотренных выше способов полиграфической печати - передача плавных цветовых переходов на непрерывной линии или едином многокрасочном рисунке. Это связано с тем, что для каждого цвета используется своя растрированная печатная форма и добиться абсолютного совмещения ("приводки") их оттисков по технологическим причинам в принципе невозможно. Плавность переходов цветов при обычных способах печати является условной,т.к. она достигается за счет использования растрированных изображений не воспринимаемых раздельными при наблюдении не вооруженным глазом, но хорошо видимых таковыми, например, через микроскоп. Этих недостатков лишен способ, изобретенный в 1890 году И.И.Орловым.
ВОПРОС 4
Современные способы полиграфической печати. Средства оперативной полиграфии и копировально-множительной техники.
Для размножения текстовой и изобразительной информации в полиграфическом производстве применяются печатные формы. Выше уже рассматривалась технология изготовления печатных форм для высокой печати с использованием монотипов и линотипов, а также ручного и машинного набора литер в печатную форму. Остановимся на других технологиях и методах подготовки печатных форм.
Механический или гравировальный способ изготовления печатных форм Сущность этого способа заключается в механическом удалении
части формного материала. Способ используется для изготовления
форм высокой и глубокой печати. В первом случае путем механического удаления части формного материала углубляются пробельные элементы, во втором - печатающие.
Фотоцинкографский способ изготовления печатных форм.
Его сущность заключается в том, что часть формного материала удалаяется химическим путем, а именно травлением в кислоте. Например,на цинковой пластине, покрытой светочуствительным эмульсионным слоем, создается зеркальное изображение текста или иллюстрации. Если форма готовится для высокой печати, то штрихи покрываются кислотостойким лаком, а пробельные участки не защищаются от воздействия кислоты. Если же форма готовится для глубокой печати, то наоборот - пробельные участки покрываются лаком, а будущие печатающие элементы не защищаются от воздействаия кислоты.
В результате травления в кислоте не защищенные участки формного материала удаляются. После травления форма проходит окончательную доводку, при которой механическим способом удаляются излишки пробельного материала.
Фотополимерный способ.
При этом используется свойство некоторых полимерных материалов задубливаться под действием УФ-излучения. Сущность этого способа заключается в том, что сначала на фотопленке изготавливается фотографическое изображение будущей печатной формы, которое затем с помощью УФ лучей экспонируется на фотополимерный материал. Под действием УФ лучей прошедших через прозрачные участки пленки полимер задубливается и приобретает механическую прочность. Пробельные участки фотополимерной печатной формы (не засвеченные УФ лучами) вымываются в процессе обработки формы в соответствующем растворителе. Данным способом могут быть изготовлены печатные формы для высокой и глубокой печати.
На печатных формах плоской печати печатающие и пробельные
элементы имеют различные физико-химические свойства, которые придаются им химическим путем в процессе изготовления формы. Печатающие элементы - олеофильные (от лат. oleum - масло и filo - люблю), а пробельные гидрофильные. В качестве формного материала обычно используется металлическая фольга.
Печатные формы для трафаретной печати изготавливают путем вырезания или вырубания из формного материала (картона,металлической фольги,пластика) сквозных отверстий, по форме соответствующих печатным или иллюстрационным символам.
ВОПРОС 5
Новые разновидности способов печати, наряду с традиционными, используются для изготовления бумажной продукции.
Непрямая (или косвенная) высокая печать, иначе называемая типоофсет или сухой офсет. Способ заключается в печатании на обычных офсетных машинах при отключенном увлажняющем аппарате с полноформатных мелкотравленных печатных форм. Эти формы представляют собой клише большого формата, равного по площади плоскости формного цилиндра печатных машин. В отличие от обычных форм высокой (иначе - типографской) печати, у типоофсетных форм разница между высотой печатающих и пробельных элементов значительно меньше.
Драйография или плоская офсетная печать без увлажнения производится с форм, пробельные элементы которых не воспринимают печатную краску, т.к. они покрыты слоем силиконового каучука.
В настоящее время этот способ используется для печатания денежных билетов банка России.
Способ "Ди-Лито" заключается в печатании на типографских машинах высокой печати с форм плоской печати. Для этой цели типографские машины оснащены увлажняющими аппаратами. Переход красочного изображения с формы на бумагу прямой (непосредственный). По сути, этот способ является возрождением старого способа литографии на базе современных материалов и оборудования.
Печать, как правило высокая, с фотополимерных печатных форм,
материалом формы является пластмассовая композиция, нанесенная на
металлическую основу.
Технология изготовления таких печатных форм рассмотрена выше.
Признаки штрихов новых способов печати.
N!Признак способа! Название способа печати
!печати!--------------------------------------------
!!непрям.вы-!драйография!"Ди-Лито"!высок.печ.
!!сокая печ.!!!с ф/п форм
1.Красочный бортик по периметру штри-
ха. отсут. отсут. отсут. присутст.
2.Деформация бумаги в местах наложения
краски отсут. отсут. отсут. слабо выраж.
3.Толщина красочно-
го слоя на оттиске малая малая средн. выше средн.
4.Четкость краев
штриха. четкие четкие нечетк. четкие
ВОПРОС 6
В настоящее время получили широкое распространение средства оперативной полиграфии. Данные средства по закону
не могут использоваться
для изготовления бланков документов, денежных знаков,
ценных бумаг. Основное их назначение состоит в копировании и размножении различных текстов и документов, не связанных с получением материальных ценностей.
Однако, де факте, данные средства все шире используются, например, для изготовления текстов некоторых бланков.
В оперативной полиграфии применяются плоские и трафаретные печатные формы.
Плоские печатные формы представляют собой пластины (стекло,
фольга, гидрофильная бумага), на поверхности которых нанесены печатающие изображения элементы. Пробельные и печатающие элементы формы находятся практически в одной плоскости.
Трафаретные печатные формы - это пластины (восковые,ротапленка,пластиковая пленка), в месте расположения печатающих элементов которых имеются отверстия для подачи краски при печатании. К устройствам реализующим такой способ печати относятся, например,ризограф, ротатор.
Плоские печатные формы представляют собой пластины (восковые, ротапленка,пластиковая пленка), в месте расположения печатающих элементов которых имеются отверстия для подачи краски при печатании.
Соответственно этим двум видам печатных форм в оперативной полиграфии используются два вида печати (печатания): плоская и трафаретная.
Плоская печать.
В оперативной полиграфии применяются такие способы плоской печати: обычная плоская печать, офсетная и гектографическая.
.
Фототипный способ- отличается от всех других способов плоской печати оперативной полиграфии максимальной точностью передачи изображения. Используется фототипия главным образом для факсимильной печати документов, автографов и других объектов, требующих большой точности воспроизведения, а также для полутоновых и штриховых репродукций. Основой фототипной формы служит толстое стекло с матированной поверхностью. Для изготовления формы стекло покрывается светочувствительным слоем хромированного желатина, который затем высушивается. При сушке желатиновый слой сморщивается, образуя множество мелких зерен неправильной формы.
На высушенную поверхность пластины копируется негативное изображение изготавляемой формы. Под воздействием света участки формы, соответствующие прозрачным частям негатива, задубливаются. Перед печатанием форму увлажняют смесью воды и глицерина. Набухание печатного желатинового слоя обратно пропорционально степени задубливания: чем больше задубленный слой, тем меньше набухание. В результате морщинистая поверхность формы воспринимает жирную краску обратно пропорционально набуханию, то есть, чем больше набух слой, тем меньше количество жирной краски удерживается формой.
Основным признаком этого способа является наличие морщинистой структтуры штрихов. Такой вид поверхности - следствие того, что поверхность желатинового слоя формы при высыхании сильно сморщивается.
Лучше всего морщинистая структура просматривается в штрихах средней силы тона. В более темных тонах штрихов оттиска морщинки просматриваются хуже, что объясняется более сильным набуханием соответствующих участков желатина на форме при ее увлажнении перед печатанием.
Ротопринтная плоская офсетная печать с фотомеханических форм
Фотомеханический способ изготовления печатных форм основан на свойстве хромированного альбулина дубиться под действием света и терять способность растворяться в воде. Печатные формы изготавляются так: на специально обработанную цинковую или алюминиевую пластину (фольгу) толщиной 0,6 - 0,8 мм наносится слой хромированного альбумина. На этот слой с негатива копируется изображение печатной формы. Под действием света происходит дубление слоя на участках, соответствующих прозрачным местам негатива (печатающие элементы). После этого на платину наносят жирную краску, припудривают тальком и промывают в воде. Незадубленный слой на пробельных участках смывается вместе с краской, а задубленные печатающие элементы остаются на поверхности формы. Для образования устойчивых печатающих элементов проявленную форму обрабатывают гидрофилизирующим раствором и раствором гидрофильного коллоида. После этого форма готова для печати. Печатание с форм, изготовленных фотомеханическим способом, производится на специальных множительных аппратах - ротопринтах, работающих по принципу офсетной печати. Этим способом могут быть быстро и в больших тиражах воспроизведены как текстовые, так и иллюстрационные оригиналы (штриховые и полутоновые черные и цветные).
Для документов, отпечатанных на ротапринтах характерны признаки обычной плоской печати:
- равномерная окрашенностть штрихов;
- одинаковая толщина красочного слоя в штрихах;
- увеличение толщины соединительных штрихов и засечек знаков типографских шрифтов и шрифтов пишущих машинок.
- размеры знаков и указанных элементов увеличиваются в результате частичного засвечивания краев печатающих элементов в процес-
се копирования негатива на форму;
- несоответсвие размеров знаков оттиска и оригинала, с которого получена форма (при фотографировании масштаб может быть увеличен или уменьшен).
Трафаретная печать
Ротаторный способ - разновидность трафаретного способа печати. Для печатания на нем используются трафаретные формы, изготовленные на восковке или ротапленке.
Ротапленка и восковка представляют собой специальную пористую основу шелковку, на которую нанесен красконепроницаемый слой.
Подлежащий воспроизведению на восковке или ротапленке текст печатается на пишущей машинке или рисуется (вычерчивается) вручную. При печатании или рисовании на восковке и ротапленке в местах печатающих элементов выдавливается слой наполнителя, соответствующий очертаниям знаков, сетка- шелковка в этих местах сохраняется. При размножении на ротаторе краска проходит на бумагу через отверстия шелковки, воспроизводя на ней изображения в виде оттисков. С ротапленки и восковки можно получить 2,2 тысячи оттисков. Современной разновидностью ротатора является ризограф. Он реализует тот же принцип печати. В качестве формного материала используется мастер-пленка, на которой методом электроискрового выжигания фомируются печатающие элементы.
Признаки ротаторного способа печати, а также печати с использованием ризографа:
- прерывистость штрихов, дробление штрихов образуется из-за того, что основа ротапленки,мастер-пленки имеет сетчатое строение;
- округленность окончаний штрихов и в местах, где линии прерываются,жидкая краска при печатании расплывается - концы линий округляются;
- неодинаковая ширина штихов;
- ореолы вокруг знаков возникают от того, что бумага впитывает растворитель жидкой краски (обычно применяется жидкая краска);
- отсутствие в оттисках отдельных знаков или их элементов.
Электрофотографический способ - в последнее время получил широкое распространение. Сущность этого способа состоит в получении изображений на фотополупроводниковых слоях и перенесении этих изображений на другие материалы (формную основу или простую бумагу).
В основу электрофотографического процесса положено использование фотополупроводниковых слоев, которые в темноте являются хорошими диэлектриками, а при освещении, благодаря внутреннему фотоэффекту, становятся проводниками.
Электрофотография используется для копирования всех видов оригиналов (полутоновых,штриховых,печатных и рукописных) на прозрачных и непрозрачных основах, а также для изготовления офсетных печатных форм.
Электрофотографический процесс состоит из таких самостоятельных операций как: электрическая зарядка слоя, экспонирование, проявление и закрепление изображений.
Экспонирование заряженного фотополупроводникового слоя производится обычным проекционным или контактным способом. Для проявления скрытого электростатического изображения применяются два способа: сухой и мокрый. При сухом способе проявление осуществляется с помощью порошкообразного красителя (тонера). Проявленное порошковое изображение переводится на формную платину (металлическую фольгу, гидрофильную бумагу или непосредственно на бумагу) при получении единичных копий документов и закрепляется расплавлением частиц красителя путем подогрева или воздействия на них парами какого-либо растворителя. Мокрый способ используется для проявления изображений на бумаге с фотополупроводниковым слоем. В качестве проявляющего вещества применяются жидкости, являющиеся хорошими диэлектриками: бензин,четыреххлористый углерод,керосин,в которых растворена типографская краска. Формы для печатания по принципу офсетной печати изготавливаются на специальных аппаратах
- ЭРА1, ЭРАII. Тиражеустойчивость этих форм - 20-30 тысяч оттисков. Для репродуционной съемки на обычную бумагу применяется аппарат "Ксерокс".
Электрофотографический способ используется для размножения самых разнообразных документов - чертежей,схем,бланков,реферативных материалов и др. Этот способ применяется и в преступных целях для подделки различных документов.
Признаки электрографического способа,используемого при реп- рографии документов (единичных копий и офсетных печатных форм на гидрофильной бумаге):
- сплавленные частицы порошка в штрихах (вместо обычной типографской краски);
- блеск штрихов (частиц) при косопадающем их освещении, сплавленные частицы порошка образуют гладкую поверхность, зеркально отражающую падающий на нее свет;
- бугристая поверхность в наиболее темных участках штрихов. В этих местах сосредоточено большое количество частиц порошка, сплавившихся между собой;
- неравномерная окрашенность поверхности штрихов, порошок при проявлении изображения неодинаково закрепляется на разных участках штрихов;
- осыпание тонера, в случае его термического закрепления, на месте сгиба бумажного листа;
- наличие "марашек" (мелких частиц тонера) на не запечатанных участках текста.
ВОПРОС 7
Знание приемов и способов подделки, применяющихся преступниками, а также особенностей техники полиграфического изготовления подлинных документов, необходимо для проведения криминалистического исследования бланков и другой полиграфической продукции. Подделка документов, изготовленных на полиграфическом предприятии с использованием современной техники, представляет для преступника определенные трудности. Чтобы подделать, например, бланк документа преступник, кроме определенного навыка, должен располагать необходимыми материалами (бумага, краска), шрифтами, печатными устройствами. Однако подделка документов с использованием полиграфической технологии встречается довольно часто. Распространенным объектом для такой подделки является водительское удостоверение.
В экспертной практике наиболее часто встречаются поддельные документы, изготовленные следующими способами:
- рисованием;
- фотографическим воспроизведением;
- изготовлением на множительных аппаратах;
- с использованием средств полиграфии:
а) с набора типографского шрифта;
б) с форм высокой печати, выполненных методом ручного гравирования;
в) с форм, выполненных фотоцинкографическим способом;
г) с форм плоской печати, полученных фотомеханическими способами.
Первые три способа не позволяют достичь большой степени сходства и применяются для наиболее простых бланков. Использование полиграфических средств при подделке дает возможность более точно воспроизвести имитацию документа.
Рисование бланков -распространенный, но грубый способ подделки. На бланках, изготовленных рисованием,
могут быть следы карандаша и проколы от применения циркуля, признаки подчистки и дорисовки. Штрихи рисунков в таких документах неравномерны по толщине, одинаковые буквы отличаются друг от друга по конфигурации и размеру, все буквы имеют нестандартный рисунок. Штрихи имеют неровные окончания и содержат исправления.
При сравнении с подлинными бланками обнаруживаются различия: в сорте бумаги, в красителе, а также в содержании текста (грамматические ошибки).
Кроме рисования "на глаз", существует еще срисовывание "на просвет" и обводка с помощью копировальной бумаги. В этих случаях можно обнаружить дополнительные признаки: следы карандашной подготовки, копировальной бумаги и передавливание.
Фотографическое воспроизведение - это способ с использованием фотографии. Оригинал - подлинный документ - фотографируют, а затем печатают, либо на ф/бумаге, либо на писчей бумаге, на которую наносится светочувствительный слой.
Бланки, изготовленные фотографированием, отличаются по ломкости бумаги, липкости ее поверхности при увлажнении и обесцвечиванию штрихов рисунка (текста) при действии раствора красной кровяной соли. Кроме того, может иметь место несовпадения масштабов изображения.
Использование множительных аппаратов позволяет имитировать типографскую печать. Оттиски документов, изготовленных с помощью множительных аппаратов, имеют признаки, характерные для плоской печати.
Использование средств полиграфии является способом подделки, когда достигается наибольшая точность воспроизведения.
Крайне редко встречается в практике случай подделки бланков непосредственно на полиграфическом предприятие с использованием необходимых средств и с применением соответствующей технологии. Чаще преступники организуют печатание бланков в домашних условиях с помощью похищенных шрифтов, пробельного материала, клише.
Применяя полиграфические способы подделки, преступники, не имею типографских красок, используют различные художественные краски (масляные,гуашь,акварель), которые на оттисках заметно отличаются от печатных по внешнему виду.
Недостаточный ассортимент шрифта приводит к разнообразному рисунку и замене недостающих букв имеющимися. Нередко используется шрифт разных гарнитур и кеглей. Малое количество пробельного материала заставляет подделывателя отступать от технических правил набора. В процессе печатания, будучи плохо скрепленными, литеры перемещаются и выпадают, а пробельный материал приподнимается, окрашивается и образует "марашки". При недостаточном навыке печатания оттиск получается неравномерным и отмечается неодинаковая интенсивность окраски различных частей оттиска.
Использование подделывателями метода фотоцинкографии дает возможность изготовить бланки, имеющие большое сходство с подлинными. Но при определенном навыке этот метод обнаружить нетрудно. Оттиск с цинкографического клише может отличаться от подлинного размерами, т.к. получить репродукцию в натуальную величину в кустарных условиях сложно. Несоответствие размеров изображений нетрудно обнаружить при достаточном увеличении сопоставляемых оттисков.
Кроме того, цинкографическое клише может иметь ряд дефектов: стравленные тонкие штрихи и другие детали (за счет продолжительного травления кислотой), слившиеся контуры мелких букв. Эти дефекты клише отображаются при печатании бланков на оттиске.
При подделке имитация защитных средств осуществляется следующими способами:
а) водяные знаки:
- наносят на бумагу красящими веществами обычно белой краской, либо жиросодежащими веществами способными изменить оптическую плотность бумаги;
- счищают острым предметом или наждачной бумагой верхний слой бумаги, отчего она в соответствующих местах становится тоньше;
- склеивают вместе несколько листов тонкой бумаги,при этом на одном из внутренних листов нанесено изображение водяного знака, например,рисованием;
-изготавливают из металла рельефную форму с соответствующим изображением и прижимают ее к увлаженной бумаге, волокна бумаги уплотняются;
б) подделывая защитную сетку, преступники, как правило, не пытаются воспроизводить ее изображение. Чаще всего они окрашивают участок документа или изготавливают шаблон с упрощенным изображением рисунков. С помощью шаблона защитная сетка наносится на документ. Узор получается примитивным и резко отличающимися от сложного рисунка настоящей защитной сетки. Попытка изготовить форму с изображением защитной сетки фотомеханическим способом обычно завершается неудачно. Тонкие линии узора сливаются вследствии недостаточной разрешающей способности объектива, зернистости фотоматериала, несовершенства цинкографского процесса.
Как свидетельствует практика, значительно чаще экспертам-криминалистам приходится выявлять частичную подделку в документах, снабженных защитными средствами (подчистки,дописки,травления,смывание,замена листов,зачеркивание,вклеивание,замена ф/карточки).
ВОПРОС 8
Криминалистическое исследование документов, изготовленных полиграфическим способом, в частности бланков, сводится к решению следующих основных задач:
- определению способа нанесения изображений;
- установлению вида печатных форм;
- идентификации печатных форм;
- идентификации предметов (орудий), применявшихся для изготовления печатных форм и получения оттисков;
- идентификация лиц, изготовивших печатные формы.
Перед экспертом могут быть сформулированы следующие вопросы, направленные на решение данных задач:
- не выполнен ли бланк с нарушением технологии его изготовления, если с нарушением, то какими способами он изготовлен?
- каковы признаки способа изготовления данного бланка?
- не одним ли способом изготовлено несколько бланков?
- не с одной ли печатной формы изготолвены данные бланки?
- не с одного ли клише напечатаны исследуемые бланки документов?
При решении поставленных перед экспертом вопросов, как правило, должна соблюдаться определенная последовательность проведения исследования. Она может быть представлена в виде следующей схемы:
1.Определение вида и способа печати (высокая,глубокая,плоская,специальная). Для решения этих вопросов исследуются: микроструктура штрихов, границы штрихов,следы давления,четкость изображения.
2.Изучение особенностей набора. Здесь изучаются особенности шрифта (гарнитура. кегль), вид набора (ручной,машинный), величина пробелов между строками, словами и буквами, длина строк и величина абзацных отступов. А также технические недостатки набора: "чужие" и "перевернутые" буквы, поврежэдение очка, скругленния в острых углах знаков, сбитие и искривление линий графления и т.д.
Одновременно изучаются и технические недостатки верстки: перекосы полос, непараллельные и изогнутые строки.
3.Изучение изображений имеющихся на документе. При этом изучаются конфигурация и толщина линий защитной сетки и других изображений, технические недостатки изображения: утолщение мест пересечения линий, неравномерная толщина и прерывистость линий, округление концов штрихов и углов, а также подсчитывается число линий (точек) в сантиметре растрового изображения.
4.Изучение процесса печатания состоит в изучении совпадения изображений при печати в несколько красок, изучении точности совпадения текста и изображений, а также степени чистоты оттиска - нет ли следов краски от пробельных мест формы, нет ли смазанности изображения.
5.Изучение свойства краски. Изучаются наличие ореола и протекания на обратную сторону: блеск штрихов, деформация слоя, цвет и оттенок краски в оттиске, люминесценция краски, поглощение слоем краски ИК и УФ-лучей, а также химический состав краски.
6.Изучение свойств бумаги - ведется по цвету, оттенку люминесценции поглбощению и отражению его УФЛ и ИКЛ, по наличию водяных знаков, по толщине, составу бумаги (волокно,пере