Технология цветной полиграфической печати




 

Существуют два принципиально разных способа синтезирования цветного изображения: один из них телевизионный, другой - полиграфический. Телевизионная модель воспроизведения цветов основанана волновом смешении трех основных цветов: красного, синего и зе­леного. Экран телевизора покрыт мозайкой из повторяющихся точек способных под действием электронного луча светиться красным, си­ним и зеленым светом. Когда на экране телевизора с одинковой си­лой светятся точки всех трех типов, мы видим белый экран. Если в сигменте экрана отсутствует зеленое свечение, то общий цвет представляется пурпурным, если нет красного, то - голубым, если нет синего - то желтым.

В полиграфии за основные цвета приняты желтый, голубой и пур­пурный. Синтез цвета осуществляется смешиванием полупрозрачных красочных сред окрашенных в перечисленные цвета. Когда мы видим какой-то цвет на бумаге, это означает, что из падающего на бумагу белого света какой-то цвет поглащается, а какой-то отражается. Например, пурпурный цвет - это такой, для которого из белого све­та полностью поглащается зеленый компонент, а красные и синие лу­чи отражаются, их оптическое (волновое) смешание образует пурпур­ный цвет, т.е. его можно было бы назвать "минус зеленый",соот­ветственно желтый - это "минус синий", голубой - это "минус крас­ный".

Телевизионная модель формирования цветов называется адди­тивной(суммирующей), а полиграфическая - субстрактивной (вычита­тельной). Субстрактивным смещением цветов пользуются художники, так, например, для того, чтобы нарисовать спелую вишню, художник выдавливает из тюбика на палитру красную краску и добавляет нем­ного синей, в результате получается цвет спелой вишни, который является оттенком пурпурного.

Технология цветной печати состоит из следующих основных этапов:

1.С нужного цветного изображения изготавливают цветной слайд или фотографию.

2. Со слайда путем цветоделительной фотосъемки изготавливают фотоформы для каждого цвета, для этого последовательно проводят фотосъемку цветного изображения через синий, красный, зеленый светофильтры. Изображения формируются на материале с прозрачной основой;

-когда съемку проводят через синий светофильтр, то получают форму для желтой краски (т.к. через светофильтр проходят только синие лучи, а красный - зеленый поглощаются и при смешении дают желтый, т.е. негатив темнеет только там, где прошли синие лучи);

-когда съемку проводят через зеленый светофильтр, то получают форму для пурпурной краски (т.к. через светофильтр проходят только зеленые лучи, а синий - красный поглощаются и при смешении дают пурпурный, т.е. негатив темнеет только там, где прошли зеленые лучи);

-когда съемку проводят через красный светофильтр, то получают форму для голубой краски (т.к. через светофильтр проходят только красные лучи, а синий - зеленый поглощаются и при смешении дают голубой, т.е. негатив темнеет только там, где прошли красные лучи);

3.С этих фотоформ изготавливают печатные формы (для плоской печати);

4. Закрепляют форму в печатную машину, наносят соответствующую краску и получают цветной оттиск на бумаге. Многокрасочный оттиск получают последовательным переносом соответствующей краски с формы на лист бумаги с точным совмещением границ изображения, что на практике удается далеко не всегда.

Печатные машины могут быть одноцветные т.е. когда печатают цветное изображение за несколько прогонов и многоцветные, которые печатают цветное изображение за один прогон.

5. Для получения на оттиске черного цвета приходится смешивать все три основные краски. Во-первых, это экономически не выгодно; во-вторых, краски по своим спектральным характеристикам несовер­шенны и при их смешении вместо черного цвета получается, как пра­вило, грязно-коричневый цвет. Поэтому в полиграфии для достижения высокого качества оттиска черный цвет воспроизводится черной краской, для которой изготавливается своя печатная форма.

 

 

6. Для передачи полутонов вместе с цветоделением проводят еще и растрирование изображения (это более быстрый и дешевый способ печати)

В настоящее время цветоделенные негативы могут быть получены с помощью компьютерной техники. Изображение, например, цветной фотографии с помощью цветного сканера вводится в ПЭВМ при необхо­димости редактируются и ретушируются на экране дисплея при помощи соответствующих программ, а затем с помощью черно-белого принтера выводится на прозрачные цветоделенные пленки или непосредственно на машину изготавливающую типографские печатные формы. Процесс цветоделения выполняется программными способами.

Если следует полиграфическим путем воспроизвести объект, сос­тоящий не более чем из 4-5 цветов, то бывает, что экономически целесообразно не получать для него печатные формы для 4-х основ­ных красок, а печатать его цвета простыми красками, т.е. красками тех цветов, в которые окрашен объект.

 

ВОПРОС 3

Назначение растров и их виды

Если внимательно посмотреть на черно-белую или цветную фотог­рафию, то можно увидеть, что изображение состоит не только из черных участков, но и оттенков серого или цветного, которые плав­но переходят один в другой. В полиграфии, такой объект называется полутоновым оригиналом.

Художники при воспроизведении полутонового оригинала с по­мощью кисти, применяют необходимое число красок различных цвето­вых оттенков, либо, в случае использования полупрозрачных красок, добиваются полутоновых переходов путем регулирования толщины кра­сочного слоя.

В массовом полиграфическом производстве такие способы воспро­изведения полутонов не применяются, т.к. их реализация требует существенных материальных затрат.

Для воспроизведения полутонового оригинала на печатной машине изображение должно быть разбито на множество систематически или хаотично расположенных под определенным углом точек разного размера, совокупность которых и позволяет передавать плавные изменения цвета оригинала.

В полиграфии для разбивки изображения на точки используют растры (от латинского rastrum - решетка). Растр представляет со­бой, как правило, решетку, выполненную на прозрачном для света ма­териале (например, на фотопленке), эта решетка состоит из чередую­щихся прозрачных и непрозрачных для света полос. Эти полосы вза­имно пересекаются, обычно, под углом 90 градусов. Таким образом, растр представляет собой оптическую среду, состоящую из прозрач­ных и непрозрачных элементов.

Передача градаций тонов растровыми элементами основана на свойстве глаза, различать с расстояния наилучшего зрения - 250 мм раздельно мелкие (например, растровые) элементы только до тех пор, пока расстояние между ними не менее 0,15 мм. Выдерживая дан­ное расстояние можно сформировать изображение содержащее на пло­щади 1 кв. см 3600 точек. В этом случае благодаря оптическому сме­шению цвета бумаги и цвета растровых элементов все изображение будет восприниматься глазом как тоновое. Число растровых точек, приходящихся на 1 см изображения, называется линиатурой растриро­вания. В зависимости от вида оригинала, назначения издания, при­меняемой для него бумаги, а также технологии изготовления печатных форм применяются та или иная линиатура растрирования (от 20 до 60 лин./см и более).

Расстояние между центрами растровых элементов определяется линеатурой растра, а их величина - уровнем яркости соответствую­щих участков объекта.

При воспроизведении многоцветных тоновых оригиналов одновре­менно с цветоделением осуществляется и растрирование изображения. Для этого используются проекционные или контактные растры. Проек­ционные растры устанавливаются внутри репродукционной фотокамеры на некотором расстоянии от фотослоя. Контактные растры предназна­чены для использования в контакте со светочувствительными слоями, например, для растрирования цветоделенных изображений, выполнен­ных на фототехнической пленке.

Контактный растр - состоит из элементов с переменной оптической плотностью, действующих как световой клин.

Проекционный растр – более простой по своей конструкции это решетка из прозрачных и непрозрачных для света полос, выполненных на прозрачном материале.

 

Принципиальная схема проекционного растрирования выглядит следующим образом:

(схема)

Исходный полутоновой оригинал 1 репродуцируется на контрастный фотоматериал 3, при этом на некотором расстоянии от фотоматериала внутри фотокамеры помещается растр 2, представляющий собой решетку. Отраженный от оригинала и прошедший через объектив фотокамеры свет попадает сначала на растр и только затем на фотоматериал. В результате изображение на фотоматериале после его обработки представляется состоящим из множества точек переменного размера, но с постоянным расстоянием между центрами. На светлых участках точки меньшего размера, на темных (теневых) точки большего размера.

 

Так выглядит растрирование черно-белого изображения.

 

 

(картинка)

 

Растровые точки обычно имеют круглую форму, но могут использоваться растры с элепсовидными, квадратными, крестообразными и другими точками.

Существуют линейный (регулярный), нерегулярный (стохастический) и корешковый растры.

Так выглядят регулярный и нерегулярный растр в изображениях:

 

(картинка)

а- стохастический, для которого не существует математического упорядочения растровых точек;

б- регулярный растр для которого наблюдается математическое упорядочение точек.

При рассмотрении технологии цветной печати мы говорили о том, что для передачи полутонов вместе с цветоделением проводят еще и растрирование изображения. В цветоделенных растровых фотоформах линиатура для каждой краски выполнена под разным углом наклона это делается для того, чтобы основные краски не накладывались одна на другую и не создавали муара (это раздражающая глаз видимая растровая структура, отвлекающая от основного сюжета изображения).

 

Общая проблема рассмотренных выше способов полиграфической пе­чати - передача плавных цветовых переходов на непрерывной линии или едином многокрасочном рисунке. Это связано с тем, что для каждого цвета используется своя растрированная печатная форма и добиться абсолютного совмещения ("приводки") их оттисков по тех­нологическим причинам в принципе невозможно. Плавность переходов цветов при обычных способах печати является условной,т.к. она достигается за счет использования растрированных изображений не воспринимаемых раздельными при наблюдении не вооруженным глазом, но хорошо видимых таковыми, например, через микроскоп. Этих не­достатков лишен способ, изобретенный в 1890 году И.И.Орловым.

 

 

ВОПРОС 4

Современные способы полиграфической печати. Средства оперативной полиграфии и копировально-множительной техники.

Для размножения текстовой и изобразительной информации в по­лиграфическом производстве применяются печатные формы. Выше уже рассматривалась технология изготовления печатных форм для высокой печати с использованием монотипов и линотипов, а также ручного и машинного набора литер в печатную форму. Остановимся на других технологиях и методах подготовки печатных форм.

Механический или гравировальный способ изготовления печатных форм Сущность этого способа заключается в механическом удалении

части формного материала. Способ используется для изготовления

форм высокой и глубокой печати. В первом случае путем механичес­кого удаления части формного материала углубляются пробельные элементы, во втором - печатающие.

Фотоцинкографский способ изготовления печатных форм.

Его сущность заключается в том, что часть формного материала удалаяется химическим путем, а именно травлением в кислоте. Например,на цинковой пластине, покрытой светочуствительным эмуль­сионным слоем, создается зеркальное изображение текста или ил­люстрации. Если форма готовится для высокой печати, то штрихи покрываются кислотостойким лаком, а пробельные участки не защища­ются от воздействия кислоты. Если же форма готовится для глубокой печати, то наоборот - пробельные участки покрываются лаком, а бу­дущие печатающие элементы не защищаются от воздействаия кислоты.

В результате травления в кислоте не защищенные участки формного материала удаляются. После травления форма проходит окончательную доводку, при которой механическим способом удаляются излишки про­бельного материала.

Фотополимерный способ.

При этом используется свойство некоторых полимерных материа­лов задубливаться под действием УФ-излучения. Сущность этого спо­соба заключается в том, что сначала на фотопленке изготавливается фотографическое изображение будущей печатной формы, которое затем с помощью УФ лучей экспонируется на фотополимерный материал. Под действием УФ лучей прошедших через прозрачные участки пленки по­лимер задубливается и приобретает механическую прочность. Про­бельные участки фотополимерной печатной формы (не засвеченные УФ лучами) вымываются в процессе обработки формы в соответствующем растворителе. Данным способом могут быть изготовлены печатные формы для высокой и глубокой печати.

На печатных формах плоской печати печатающие и пробельные

элементы имеют различные физико-химические свойства, которые при­даются им химическим путем в процессе изготовления формы. Печата­ющие элементы - олеофильные (от лат. oleum - масло и filo - люб­лю), а пробельные гидрофильные. В качестве формного материала обычно используется металлическая фольга.

Печатные формы для трафаретной печати изготавливают путем вы­резания или вырубания из формного материала (картона,металличес­кой фольги,пластика) сквозных отверстий, по форме соответствующих печатным или иллюстрационным символам.

ВОПРОС 5

Новые разновидности способов печати, наряду с традиционными, используются для изготовления бумажной продукции.

Непрямая (или косвенная) высокая печать, иначе называемая ти­поофсет или сухой офсет. Способ заключается в печатании на обыч­ных офсетных машинах при отключенном увлажняющем аппарате с пол­ноформатных мелкотравленных печатных форм. Эти формы представляют собой клише большого формата, равного по площади плоскости форм­ного цилиндра печатных машин. В отличие от обычных форм высокой (иначе - типографской) печати, у типоофсетных форм разница между высотой печатающих и пробельных элементов значительно меньше.

Драйография или плоская офсетная печать без увлажнения произ­водится с форм, пробельные элементы которых не воспринимают пе­чатную краску, т.к. они покрыты слоем силиконового каучука.

В настоящее время этот способ используется для печатания денежных билетов банка России.

Способ "Ди-Лито" заключается в печатании на типографских ма­шинах высокой печати с форм плоской печати. Для этой цели типог­рафские машины оснащены увлажняющими аппаратами. Переход красоч­ного изображения с формы на бумагу прямой (непосредственный). По сути, этот способ является возрождением старого способа литогра­фии на базе современных материалов и оборудования.

Печать, как правило высокая, с фотополимерных печатных форм,

материалом формы является пластмассовая композиция, нанесенная на

металлическую основу.

Технология изготовления таких печатных форм рассмотрена выше.

Признаки штрихов новых способов печати.

N!Признак способа! Название способа печати

!печати!--------------------------------------------

!!непрям.вы-!драйография!"Ди-Лито"!высок.печ.

!!сокая печ.!!!с ф/п форм

1.Красочный бортик по периметру штри-

ха. отсут. отсут. отсут. присутст.

2.Деформация бумаги в местах наложения

краски отсут. отсут. отсут. слабо выраж.

3.Толщина красочно-

го слоя на оттиске малая малая средн. выше средн.

4.Четкость краев

штриха. четкие четкие нечетк. четкие

ВОПРОС 6

В настоящее время получили широкое распространение средства оперативной полиграфии. Данные средства по закону

не могут использоваться

для изготовления бланков документов, денежных знаков,

ценных бумаг. Основное их назначение состоит в копировании и размножении различных текстов и документов, не связанных с получением материальных ценностей.

Однако, де факте, данные средства все шире используются, напри­мер, для изготовления текстов некоторых бланков.

В оперативной полиграфии применяются плоские и трафаретные печатные формы.

Плоские печатные формы представляют собой пластины (стекло,

фольга, гидрофильная бумага), на поверхности которых нанесены пе­чатающие изображения элементы. Пробельные и печатающие элементы формы находятся практически в одной плоскости.

Трафаретные печатные формы - это пластины (восковые,ротаплен­ка,пластиковая пленка), в месте расположения печатающих элементов которых имеются отверстия для подачи краски при печатании. К уст­ройствам реализующим такой способ печати относятся, например,ри­зограф, ротатор.

Плоские печатные формы представляют собой пластины (восковые, ротапленка,пластиковая пленка), в месте расположения печатающих элементов которых имеются отверстия для подачи краски при печата­нии.

Соответственно этим двум видам печатных форм в оперативной полиграфии используются два вида печати (печатания): плоская и трафаретная.

Плоская печать.

В оперативной полиграфии применяются такие способы плоской печати: обычная плоская печать, офсетная и гектографическая.

.

Фототипный способ- отличается от всех других способов плоской печати оперативной полиграфии максимальной точностью передачи изображения. Используется фототипия главным образом для факси­мильной печати документов, автографов и других объектов, требую­щих большой точности воспроизведения, а также для полутоновых и штриховых репродукций. Основой фототипной формы служит толстое стекло с матированной поверхностью. Для изготовления формы стекло покрывается светочувствительным слоем хромированного желатина, который затем высушивается. При сушке желатиновый слой сморщива­ется, образуя множество мелких зерен неправильной формы.

На высушенную поверхность пластины копируется негативное изображение изготавляемой формы. Под воздействием света участки формы, соответствующие прозрачным частям негатива, задубливаются. Перед печатанием форму увлажняют смесью воды и глицерина. Набуха­ние печатного желатинового слоя обратно пропорционально степени задубливания: чем больше задубленный слой, тем меньше набухание. В результате морщинистая поверхность формы воспринимает жирную краску обратно пропорционально набуханию, то есть, чем больше на­бух слой, тем меньше количество жирной краски удерживается фор­мой.

Основным признаком этого способа является наличие морщинистой структтуры штрихов. Такой вид поверхности - следствие того, что поверхность желатинового слоя формы при высыхании сильно сморщи­вается.

Лучше всего морщинистая структура просматривается в штрихах средней силы тона. В более темных тонах штрихов оттиска морщинки просматриваются хуже, что объясняется более сильным набуханием соответствующих участков желатина на форме при ее увлажнении пе­ред печатанием.

Ротопринтная плоская офсетная печать с фотомеханических форм

Фотомеханический способ изготовления печатных форм основан на свойстве хромированного альбулина дубиться под действием света и терять способность растворяться в воде. Печатные формы изготавля­ются так: на специально обработанную цинковую или алюминиевую пластину (фольгу) толщиной 0,6 - 0,8 мм наносится слой хромиро­ванного альбумина. На этот слой с негатива копируется изображение печатной формы. Под действием света происходит дубление слоя на участках, соответствующих прозрачным местам негатива (печатающие элементы). После этого на платину наносят жирную краску, припуд­ривают тальком и промывают в воде. Незадубленный слой на пробель­ных участках смывается вместе с краской, а задубленные печатающие элементы остаются на поверхности формы. Для образования устойчи­вых печатающих элементов проявленную форму обрабатывают гидрофи­лизирующим раствором и раствором гидрофильного коллоида. После этого форма готова для печати. Печатание с форм, изготовленных фотомеханическим способом, производится на специальных множитель­ных аппратах - ротопринтах, работающих по принципу офсетной печа­ти. Этим способом могут быть быстро и в больших тиражах воспроиз­ведены как текстовые, так и иллюстрационные оригиналы (штриховые и полутоновые черные и цветные).

Для документов, отпечатанных на ротапринтах характерны приз­наки обычной плоской печати:

- равномерная окрашенностть штрихов;

- одинаковая толщина красочного слоя в штрихах;

- увеличение толщины соединительных штрихов и засечек знаков типографских шрифтов и шрифтов пишущих машинок.

- размеры знаков и указанных элементов увеличиваются в резуль­тате частичного засвечивания краев печатающих элементов в процес-

се копирования негатива на форму;

- несоответсвие размеров знаков оттиска и оригинала, с кото­рого получена форма (при фотографировании масштаб может быть уве­личен или уменьшен).

Трафаретная печать

Ротаторный способ - разновидность трафаретного способа печа­ти. Для печатания на нем используются трафаретные формы, изготов­ленные на восковке или ротапленке.

Ротапленка и восковка представляют собой специальную пористую основу шелковку, на которую нанесен красконепроницаемый слой.

Подлежащий воспроизведению на восковке или ротапленке текст печатается на пишущей машинке или рисуется (вычерчивается) вруч­ную. При печатании или рисовании на восковке и ротапленке в мес­тах печатающих элементов выдавливается слой наполнителя, соот­ветствующий очертаниям знаков, сетка- шелковка в этих местах сох­раняется. При размножении на ротаторе краска проходит на бумагу через отверстия шелковки, воспроизводя на ней изображения в виде оттисков. С ротапленки и восковки можно получить 2,2 тысячи от­тисков. Современной разновидностью ротатора является ризограф. Он реализует тот же принцип печати. В качестве формного материала используется мастер-пленка, на которой методом электроискрового выжигания фомируются печатающие элементы.

Признаки ротаторного способа печати, а также печати с использова­нием ризографа:

- прерывистость штрихов, дробление штрихов образуется из-за того, что основа ротапленки,мастер-пленки имеет сетчатое строение;

- округленность окончаний штрихов и в местах, где линии пре­рываются,жидкая краска при печатании расплывается - концы линий округляются;

- неодинаковая ширина штихов;

- ореолы вокруг знаков возникают от того, что бумага впитыва­ет растворитель жидкой краски (обычно применяется жидкая краска);

- отсутствие в оттисках отдельных знаков или их элементов.

Электрофотографический способ - в последнее время получил ши­рокое распространение. Сущность этого способа состоит в получении изображений на фотополупроводниковых слоях и перенесении этих изображений на другие материалы (формную основу или простую бума­гу).

В основу электрофотографического процесса положено использо­вание фотополупроводниковых слоев, которые в темноте являются хо­рошими диэлектриками, а при освещении, благодаря внутреннему фо­тоэффекту, становятся проводниками.

Электрофотография используется для копирования всех видов оригиналов (полутоновых,штриховых,печатных и рукописных) на проз­рачных и непрозрачных основах, а также для изготовления офсетных печатных форм.

Электрофотографический процесс состоит из таких самостоятель­ных операций как: электрическая зарядка слоя, экспонирование, проявление и закрепление изображений.

Экспонирование заряженного фотополупроводникового слоя произ­водится обычным проекционным или контактным способом. Для прояв­ления скрытого электростатического изображения применяются два способа: сухой и мокрый. При сухом способе проявление осуществля­ется с помощью порошкообразного красителя (тонера). Проявленное порошковое изображение переводится на формную платину (металли­ческую фольгу, гидрофильную бумагу или непосредственно на бумагу) при получении единичных копий документов и закрепляется расплав­лением частиц красителя путем подогрева или воздействия на них парами какого-либо растворителя. Мокрый способ используется для проявления изображений на бумаге с фотополупроводниковым слоем. В качестве проявляющего вещества применяются жидкости, являющиеся хорошими диэлектриками: бензин,четыреххлористый углерод,керосин,в которых растворена типографская краска. Формы для печатания по принципу офсетной печати изготавливаются на специальных аппаратах

- ЭРА1, ЭРАII. Тиражеустойчивость этих форм - 20-30 тысяч оттис­ков. Для репродуционной съемки на обычную бумагу применяется ап­парат "Ксерокс".

Электрофотографический способ используется для размножения самых разнообразных документов - чертежей,схем,бланков,рефератив­ных материалов и др. Этот способ применяется и в преступных целях для подделки различных документов.

Признаки электрографического способа,используемого при реп- рографии документов (единичных копий и офсетных печатных форм на гидрофильной бумаге):

- сплавленные частицы порошка в штрихах (вместо обычной ти­пографской краски);

- блеск штрихов (частиц) при косопадающем их освещении, сплавленные частицы порошка образуют гладкую поверхность, зер­кально отражающую падающий на нее свет;

- бугристая поверхность в наиболее темных участках штрихов. В этих местах сосредоточено большое количество частиц порошка, сплавившихся между собой;

- неравномерная окрашенность поверхности штрихов, порошок при проявлении изображения неодинаково закрепляется на разных участках штрихов;

- осыпание тонера, в случае его термического закрепления, на месте сгиба бумажного листа;

- наличие "марашек" (мелких частиц тонера) на не запечатанных участках текста.

ВОПРОС 7

Знание приемов и способов подделки, применяющихся преступни­ками, а также особенностей техники полиграфического изготовления подлинных документов, необходимо для проведения криминалистичес­кого исследования бланков и другой полиграфической продукции. Подделка документов, изготовленных на полиграфическом предприятии с использованием современной техники, представляет для преступни­ка определенные трудности. Чтобы подделать, например, бланк доку­мента преступник, кроме определенного навыка, должен располагать необходимыми материалами (бумага, краска), шрифтами, печатными устройствами. Однако подделка документов с использованием полиг­рафической технологии встречается довольно часто. Распространен­ным объектом для такой подделки является водительское удостовере­ние.

В экспертной практике наиболее часто встречаются поддельные документы, изготовленные следующими способами:

- рисованием;

- фотографическим воспроизведением;

- изготовлением на множительных аппаратах;

- с использованием средств полиграфии:

а) с набора типографского шрифта;

б) с форм высокой печати, выполненных методом ручного гра­вирования;

в) с форм, выполненных фотоцинкографическим способом;

г) с форм плоской печати, полученных фотомеханическими спо­собами.

Первые три способа не позволяют достичь большой степени сходства и применяются для наиболее простых бланков. Использова­ние полиграфических средств при подделке дает возможность более точно воспроизвести имитацию документа.

Рисование бланков -распространенный, но грубый способ подделки. На бланках, изготовленных рисованием,

могут быть следы ка­рандаша и проколы от применения циркуля, признаки подчистки и до­рисовки. Штрихи рисунков в таких документах неравномерны по тол­щине, одинаковые буквы отличаются друг от друга по конфигурации и размеру, все буквы имеют нестандартный рисунок. Штрихи имеют не­ровные окончания и содержат исправления.

При сравнении с подлинными бланками обнаруживаются различия: в сорте бумаги, в красителе, а также в содержании текста (грамма­тические ошибки).

Кроме рисования "на глаз", существует еще срисовывание "на просвет" и обводка с помощью копировальной бумаги. В этих случаях можно обнаружить дополнительные признаки: следы карандашной под­готовки, копировальной бумаги и передавливание.

Фотографическое воспроизведение - это способ с использованием фотографии. Оригинал - подлинный документ - фотографируют, а за­тем печатают, либо на ф/бумаге, либо на писчей бумаге, на которую наносится светочувствительный слой.

Бланки, изготовленные фотографированием, отличаются по лом­кости бумаги, липкости ее поверхности при увлажнении и обесцвечи­ванию штрихов рисунка (текста) при действии раствора красной кро­вяной соли. Кроме того, может иметь место несовпадения масштабов изображения.

Использование множительных аппаратов позволяет имитировать типографскую печать. Оттиски документов, изготовленных с помощью множительных аппаратов, имеют признаки, характерные для плоской печати.

Использование средств полиграфии является способом подделки, когда достигается наибольшая точность воспроизведения.

Крайне редко встречается в практике случай подделки бланков непосредственно на полиграфическом предприятие с использованием необходимых средств и с применением соответствующей технологии. Чаще преступники организуют печатание бланков в домашних условиях с помощью похищенных шрифтов, пробельного материала, клише.

Применяя полиграфические способы подделки, преступники, не имею типографских красок, используют различные художественные краски (масляные,гуашь,акварель), которые на оттисках заметно от­личаются от печатных по внешнему виду.

Недостаточный ассортимент шрифта приводит к разнообразному рисунку и замене недостающих букв имеющимися. Нередко использует­ся шрифт разных гарнитур и кеглей. Малое количество пробельного материала заставляет подделывателя отступать от технических пра­вил набора. В процессе печатания, будучи плохо скрепленными, ли­теры перемещаются и выпадают, а пробельный материал приподнимает­ся, окрашивается и образует "марашки". При недостаточном навыке печатания оттиск получается неравномерным и отмечается неодинако­вая интенсивность окраски различных частей оттиска.

Использование подделывателями метода фотоцинкографии дает возможность изготовить бланки, имеющие большое сходство с подлин­ными. Но при определенном навыке этот метод обнаружить нетрудно. Оттиск с цинкографического клише может отличаться от подлинного размерами, т.к. получить репродукцию в натуальную величину в кус­тарных условиях сложно. Несоответствие размеров изображений нет­рудно обнаружить при достаточном увеличении сопоставляемых оттис­ков.

Кроме того, цинкографическое клише может иметь ряд дефектов: стравленные тонкие штрихи и другие детали (за счет продолжитель­ного травления кислотой), слившиеся контуры мелких букв. Эти де­фекты клише отображаются при печатании бланков на оттиске.

При подделке имитация защитных средств осуществляется следую­щими способами:

а) водяные знаки:

- наносят на бумагу красящими веществами обычно белой крас­кой, либо жиросодежащими веществами способными изменить оптичес­кую плотность бумаги;

- счищают острым предметом или наждачной бумагой верхний слой бумаги, отчего она в соответствующих местах становится тоньше;

- склеивают вместе несколько листов тонкой бумаги,при этом на одном из внутренних листов нанесено изображение водяного знака, например,рисованием;

-изготавливают из металла рельефную форму с соответствующим изображением и прижимают ее к увлаженной бумаге, волокна бумаги уплотняются;

б) подделывая защитную сетку, преступники, как правило, не пытаются воспроизводить ее изображение. Чаще всего они окрашивают участок документа или изготавливают шаблон с упрощенным изображе­нием рисунков. С помощью шаблона защитная сетка наносится на до­кумент. Узор получается примитивным и резко отличающимися от сложного рисунка настоящей защитной сетки. Попытка изготовить форму с изображением защитной сетки фотомеханическим способом обычно завершается неудачно. Тонкие линии узора сливаются вследс­твии недостаточной разрешающей способности объектива, зернистости фотоматериала, несовершенства цинкографского процесса.

Как свидетельствует практика, значительно чаще экспертам-кри­миналистам приходится выявлять частичную подделку в документах, снабженных защитными средствами (подчистки,дописки,травления,смы­вание,замена листов,зачеркивание,вклеивание,замена ф/карточки).

 

 

ВОПРОС 8

Криминалистическое исследование документов, изготовленных по­лиграфическим способом, в частности бланков, сводится к решению следующих основных задач:

- определению способа нанесения изображений;

- установлению вида печатных форм;

- идентификации печатных форм;

- идентификации предметов (орудий), применявшихся для изго­товления печатных форм и получения оттисков;

- идентификация лиц, изготовивших печатные формы.

Перед экспертом могут быть сформулированы следующие вопросы, направленные на решение данных задач:

- не выполнен ли бланк с нарушением технологии его изготовле­ния, если с нарушением, то какими способами он изготовлен?

- каковы признаки способа изготовления данного бланка?

- не одним ли способом изготовлено несколько бланков?

- не с одной ли печатной формы изготолвены данные бланки?

- не с одного ли клише напечатаны исследуемые бланки докумен­тов?

При решении поставленных перед экспертом вопросов, как прави­ло, должна соблюдаться определенная последовательность проведения исследования. Она может быть представлена в виде следующей схемы:

1.Определение вида и способа печати (высокая,глубокая,плос­кая,специальная). Для решения этих вопросов исследуются: мик­роструктура штрихов, границы штрихов,следы давления,четкость изображения.

2.Изучение особенностей набора. Здесь изучаются особенности шрифта (гарнитура. кегль), вид набора (ручной,машинный), величина пробелов между строками, словами и буквами, длина строк и величи­на абзацных отступов. А также технические недостатки набора: "чу­жие" и "перевернутые" буквы, поврежэдение очка, скругленния в острых углах знаков, сбитие и искривление линий графления и т.д.

Одновременно изучаются и технические недостатки верстки: пе­рекосы полос, непараллельные и изогнутые строки.

3.Изучение изображений имеющихся на документе. При этом изу­чаются конфигурация и толщина линий защитной сетки и других изоб­ражений, технические недостатки изображения: утолщение мест пере­сечения линий, неравномерная толщина и прерывистость линий, ок­ругление концов штрихов и углов, а также подсчитывается число ли­ний (точек) в сантиметре растрового изображения.

4.Изучение процесса печатания состоит в изучении совпадения изображений при печати в несколько красок, изучении точности сов­падения текста и изображений, а также степени чистоты оттиска - нет ли следов краски от пробельных мест формы, нет ли смазанности изображения.

5.Изучение свойства краски. Изучаются наличие ореола и проте­кания на обратную сторону: блеск штрихов, деформация слоя, цвет и оттенок краски в оттиске, люминесценция краски, поглощение слоем краски ИК и УФ-лучей, а также химический состав краски.

6.Изучение свойств бумаги - ведется по цвету, оттенку люми­несценции поглбощению и отражению его УФЛ и ИКЛ, по наличию во­дяных знаков, по толщине, составу бумаги (волокно,пере



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: