Сфера духовной жизни
1. Используя текст учебника заполни пропуски в схеме
![]() |
2. Заполни пропуски в таблице, используя приведённые суждения
Отличия духовных ценностей от материальных | Общие черты духовных и материальных ценностей |
1) Создаются трудом многих людей
2) особая долговечность духовных ценностей, в отличие от материальных ценностей;
3) безграничность потребностей людей в получении новых знаний, эстетических переживаний от произведений искусства, в стремлении постичь смысл человеческого бытия и т.п.;
4) разностороннее отражение особенностей личности творца в его произведениях;
5) наличие многочисленных специализированных учреждений культуры (школ, библиотек, научных институтов, театров, музеев и т.п.).
6) Постоянно созидаются (создаются) в обществе
3. Дополни схему используя приведённые суждения
![]() | ![]() | ||
· Произведения адресованы узкому кругу знатоков и ценителей, малопонятны и неинтересны массовому зрителю
· Создаётся для развлечения, отвлечения от повседневных проблем и одиночества;
· Произведения рассчитаны на получение прибыли
Древнегреческое предание повествует о том, как к великому греческому математику Евклиду обратился один из властелинов, пожелавший овладеть геометрией с наименьшими затратами времени. Учёный ему на это ответил: «В науке нет царского пути». Объясни смысл слов Евклида.
Прочти фрагмент из «Декларации прав культуры» (стр. 52). Какая роль в сохранении культурного достояния страны отводится государству?
Прочитай текст и выполни задания
Есть внутренняя культура — та культура, которая стала второй природой для человека. От неё нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества. Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию,
позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьёзным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.
Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все материальные и духовные проявления этой эпохи: технологию и архитектуру, физические концепции и живописны е школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознаёт и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры.
Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своём собственном деле.
Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или учёному, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удаётся добиться серьёзных результатов.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Задания
1. Составь план текста
2. В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни
человека? (Подчеркните соответствующие положения текста.)
3. В тексте говорится: «Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своём собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтвердите это утверждение.
4. Каково, по Вашему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведите два объяснения.
Одной из конституционных обязанностей граждан России является сохранение культурных ценностей. Объясни важность этой деятельности а) для личности; Б) для государства; В) для развития общества.