Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Режим доступа: bookarchive.ru/fund-discipliny/russ...




ПЛАНЫ

Практических занятий

«Современный русский язык: словообразование»

для студентов 211, 221, 241 гр.

Основная литература

1. Быкова Л.А. Современный русский литературный язык: Мофремика и словообразование. – Харьков: Высшая школа, 1974.

2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб.

пособие / Е.А. Земская. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 323 с.

 

3. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. – М.: Просвещение, 1977.

4. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987.

5. Немченко В.Н. Современный русский язык: Словообразование. – М.: Просвещение, 1984.

6. Потиха З.А. Современное русское словообразование. – М.: Просвещение, 1970.

7. Современный русский язык: В 3-х чч. /Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Ч.2 Словообразование. Морфология. – М.: Просвещение, 1987.

8. Цыганенко Г.П. Состав слова и словообразование в русском языке. – К.: Радянська школа, 1978.

9. Погорелова М.В. Современный русский язык. Словообразование (Рабочая тетрадь): Учебное пособие для вузов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 32 с.

Дополнительная литература

 

 

1. Балалыкина Э.А., Николаев Г.А. Русское словообразование. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985.

2. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и

франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа:

Фонетика. Графика. Словообразование. Структуры предложений, порядок

слов. Части речи: учеб. пособие для вузов по специальности «Филология» / В.Н.

Вагнер. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 382 с.

3. Вознюк Л.В. Изучение состава слова и словообразования в школе. – К.: Радянська школа, 1986.

4. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис. – М.: Наука, 1979.

5. Кудрявцева Л.А. Моделирование динамики словарного состава языка. – К.: Изд-во Ин-та системных исследований образования, 1993.

6. Лопатин В.В. Рождение слова: Неологизмы и окказиональные образования. – М.: Наука, 1973.

7. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. – М.: Просвещение, 1993.

8. Пастушенков Г.А. Структура слова. – Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1978.

9. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке. – М.: Просвещение, 1977.

10. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию /Н.М. Шанский. – 2-е изд., доп. – М.: КомКнига, 2005. – 332 с.

 

Словари и справочники

1. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 1987.

2. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х чч. – М.: Русский язык, 1985.

3. Цыганенко Г.П. Словарь служебных морфем русского языка. – К.: Радянська школа, 1982.

4. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – К.: Радянська школа, 1989.

5. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1975.

6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М.: Дрофа, 2001.

WEB-ресурсы

1. Социальные и гуманитарные науки. Лингвистика: Библиогр. база

данных. 1986–2004 гг. / ИНИОН РАН. – М., 2005. – (CD-ROM).

2. Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. Режим доступа: https://kulik.prom.ua/p639347-kuznetsova-efremova-slovar.html

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Режим доступа: bookarchive.ru/fund-discipliny/russ...

 

МОДУЛЬ 1 МОРФЕМИКА

Занятие 1. ВВЕДЕНИЕ В СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1. Контрольный диктант.

2. Словообразование как наука. Предмет и задачи словообразования. Место словообразования в системе языка и языкознания.

3. Синхронное и диахронное словообразование.

4. Основные этапы изучения и актуальные проблемы словообразования.

5. Основные понятия словообразования.

Задание: 1. Составить конспект по теме занятия.

2. Составить терминологическую картотеку.

 

Занятия 2, МОРФЕМИКА КАК НАУКА

1. Морфемика как раздел словообразования.

2. Понятие о морфеме. Морфема и слово.

3. Структурные типы слов в русском языке.

4. Морфема и морф. Алломорфы и варианты морфем.

5. Виды морфем по характеру значений.

6. Материально выраженные и нулевые морфемы.

7. Регулярность и продуктивность морфем.

8. Многозначность, омонимия, синонимия и антонимия морфем.

 

Задание 1: Упр. 154 (Сборник упражнений по современному русскому языку /

Под ред. С.Г.Ильенко. - М.: Просвещение, 1986);

упр. 374 (Сборник упражнений по совр. русскому языку / Под ред.

Н.М.Шанского. -Л.: Просвещение, 1989).

Упр. 147. 150 (Сб-к упр-й

по совр. рус. яз. / Под ред. С.Г.Ильенко);

упр. 401 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз. / Под ред. Н.М.Шанского).

 

Задание 2: Выполнить анализ контрольного диктанта (в отдельной тетради)

 

 

Занятие 3. ТИПЫМОРФЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Принципы классификации морфем.

2. Корень слова. Свободные и связанные корни. Вопрос об "уникальных" корнях.

3. Префикс. Словообразовательные и формообразующие префиксы.

4. Суффикс. Словообразовательные и формообразующие суффиксы.

5. Циркумфикс. Интерфикс. Постфикс.

6. Окончание.

7. Аффиксоиды.

Задание 1: Выделить префиксы в словах, определить значение: премилый, беззубый, вбежать, выйти, безводный, отобедать, пристройка, задымиться, сокурсник, нечто, недобрый.

Задание 2: Выделить суффиксы, определить значение: глубина, горошина, конина, тракторист, обедать, миллиардный, гордость, варка.

Задание 3: Упр. 154 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз. / Под ред. С.Г.Ильенко).

Занятие 4. ОСНОВА СЛОВА

1.Основа слова.

2.Членимые и нечленимые, производные и непроизводные основы.

3. Производящая основа.

4.Морфемный анализ слова.

Задание 1: Упр. 370. 371 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз./ Под ред. Н.М.Шанского); упр. 146 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз. / Под ред. С.Г.Ильенко).

Задание 2: Упр. 388, 396. 404, 406 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз. / Под ред. Н.М.Шан­ского); упр. 162 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз./ Под ред. С.Г.Ильенко).

 

 

Занятие 5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ

СЛОВА

1. Изменения "внешнего" характера: опрощение, усложнение, переразложение.

2. Изменения внутреннего характера: декорреляция, диффузия, замещение.

3. Самостоятельная работа «Морфемный анализ слова»

Задание: Упр. 169, 170 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз. / Под ред. С.Г.Ильенко).

 

 

Занятие 6. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА»

 

МОДУЛЬ 2

ДЕРИВАТОЛОГИЯ

Занятие 7-8. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ДЕРИВАЦИЯ

1. Дериватология как раздел словообразования. Этапы в изучении словообразования.

2. Понятие о способах образования слов.

3. Проблема классификации способов словообразования.

4. Основные способы словообразования в современном русском языке.

5. Словообразовательный анализ слова.

Задание 1: Упр. 165 (Сб-к упр-й по совр. рус. языку / Под ред. С.Г.Ильенко); упр. 423, 430 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз./ Под ред. Н.М.Шанского).

Задание 2: Упр. 167 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз. / Под ред. С.Г. Ильенко).

Занятие 9-10. СОВРЕМЕННЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. Основные тенденции развития словообразовательной системы русского языка.

2. Продуктивные модели современного русского словообразования.

Задание: Подберите по пять примеров на все продуктивные модели современ­ного русского словообразования.

Занятие 11. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

1. Словообразование имен существительных.

2. Словообразование имен прилагательных.

3. Словообразование глаголов.

4. Словообразование наречий.

5. Словообразовательная семантика в русском языке.

Задание: Произведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: бессердечный, вмешательство, лиственница, предрасполо­женность, просыпаться, развеселиться, укоризненно

упр. 420, 422, 432 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз. / Под ред. Н.М.Шанского).

Занятие 13. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МОРФЕМИКЕ И СЛОВООБРАЗОВАНИЮ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: