ПЛАНЫ
Практических занятий
«Современный русский язык: словообразование»
для студентов 211, 221, 241 гр.
Основная литература
1. Быкова Л.А. Современный русский литературный язык: Мофремика и словообразование. – Харьков: Высшая школа, 1974.
2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб.
пособие / Е.А. Земская. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 323 с.
3. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. – М.: Просвещение, 1977.
4. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987.
5. Немченко В.Н. Современный русский язык: Словообразование. – М.: Просвещение, 1984.
6. Потиха З.А. Современное русское словообразование. – М.: Просвещение, 1970.
7. Современный русский язык: В 3-х чч. /Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Ч.2 Словообразование. Морфология. – М.: Просвещение, 1987.
8. Цыганенко Г.П. Состав слова и словообразование в русском языке. – К.: Радянська школа, 1978.
9. Погорелова М.В. Современный русский язык. Словообразование (Рабочая тетрадь): Учебное пособие для вузов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 32 с.
Дополнительная литература
1. Балалыкина Э.А., Николаев Г.А. Русское словообразование. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985.
2. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и
франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа:
Фонетика. Графика. Словообразование. Структуры предложений, порядок
слов. Части речи: учеб. пособие для вузов по специальности «Филология» / В.Н.
Вагнер. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 382 с.
3. Вознюк Л.В. Изучение состава слова и словообразования в школе. – К.: Радянська школа, 1986.
4. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис. – М.: Наука, 1979.
|
5. Кудрявцева Л.А. Моделирование динамики словарного состава языка. – К.: Изд-во Ин-та системных исследований образования, 1993.
6. Лопатин В.В. Рождение слова: Неологизмы и окказиональные образования. – М.: Наука, 1973.
7. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. – М.: Просвещение, 1993.
8. Пастушенков Г.А. Структура слова. – Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1978.
9. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке. – М.: Просвещение, 1977.
10. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию /Н.М. Шанский. – 2-е изд., доп. – М.: КомКнига, 2005. – 332 с.
Словари и справочники
1. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 1987.
2. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х чч. – М.: Русский язык, 1985.
3. Цыганенко Г.П. Словарь служебных морфем русского языка. – К.: Радянська школа, 1982.
4. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – К.: Радянська школа, 1989.
5. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1975.
6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М.: Дрофа, 2001.
WEB-ресурсы
1. Социальные и гуманитарные науки. Лингвистика: Библиогр. база
данных. 1986–2004 гг. / ИНИОН РАН. – М., 2005. – (CD-ROM).
2. Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. Режим доступа: https://kulik.prom.ua/p639347-kuznetsova-efremova-slovar.html
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Режим доступа: bookarchive.ru/fund-discipliny/russ...
|
МОДУЛЬ 1 МОРФЕМИКА
Занятие 1. ВВЕДЕНИЕ В СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1. Контрольный диктант.
2. Словообразование как наука. Предмет и задачи словообразования. Место словообразования в системе языка и языкознания.
3. Синхронное и диахронное словообразование.
4. Основные этапы изучения и актуальные проблемы словообразования.
5. Основные понятия словообразования.
Задание: 1. Составить конспект по теме занятия.
2. Составить терминологическую картотеку.
Занятия 2, МОРФЕМИКА КАК НАУКА
1. Морфемика как раздел словообразования.
2. Понятие о морфеме. Морфема и слово.
3. Структурные типы слов в русском языке.
4. Морфема и морф. Алломорфы и варианты морфем.
5. Виды морфем по характеру значений.
6. Материально выраженные и нулевые морфемы.
7. Регулярность и продуктивность морфем.
8. Многозначность, омонимия, синонимия и антонимия морфем.
Задание 1: Упр. 154 (Сборник упражнений по современному русскому языку /
Под ред. С.Г.Ильенко. - М.: Просвещение, 1986);
упр. 374 (Сборник упражнений по совр. русскому языку / Под ред.
Н.М.Шанского. -Л.: Просвещение, 1989).
Упр. 147. 150 (Сб-к упр-й
по совр. рус. яз. / Под ред. С.Г.Ильенко);
упр. 401 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз. / Под ред. Н.М.Шанского).
Задание 2: Выполнить анализ контрольного диктанта (в отдельной тетради)
Занятие 3. ТИПЫМОРФЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Принципы классификации морфем.
2. Корень слова. Свободные и связанные корни. Вопрос об "уникальных" корнях.
3. Префикс. Словообразовательные и формообразующие префиксы.
4. Суффикс. Словообразовательные и формообразующие суффиксы.
5. Циркумфикс. Интерфикс. Постфикс.
|
6. Окончание.
7. Аффиксоиды.
Задание 1: Выделить префиксы в словах, определить значение: премилый, беззубый, вбежать, выйти, безводный, отобедать, пристройка, задымиться, сокурсник, нечто, недобрый.
Задание 2: Выделить суффиксы, определить значение: глубина, горошина, конина, тракторист, обедать, миллиардный, гордость, варка.
Задание 3: Упр. 154 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз. / Под ред. С.Г.Ильенко).
Занятие 4. ОСНОВА СЛОВА
1.Основа слова.
2.Членимые и нечленимые, производные и непроизводные основы.
3. Производящая основа.
4.Морфемный анализ слова.
Задание 1: Упр. 370. 371 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз./ Под ред. Н.М.Шанского); упр. 146 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз. / Под ред. С.Г.Ильенко).
Задание 2: Упр. 388, 396. 404, 406 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз. / Под ред. Н.М.Шанского); упр. 162 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз./ Под ред. С.Г.Ильенко).
Занятие 5. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ
СЛОВА
1. Изменения "внешнего" характера: опрощение, усложнение, переразложение.
2. Изменения внутреннего характера: декорреляция, диффузия, замещение.
3. Самостоятельная работа «Морфемный анализ слова»
Задание: Упр. 169, 170 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз. / Под ред. С.Г.Ильенко).
Занятие 6. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА»
МОДУЛЬ 2
ДЕРИВАТОЛОГИЯ
Занятие 7-8. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ДЕРИВАЦИЯ
1. Дериватология как раздел словообразования. Этапы в изучении словообразования.
2. Понятие о способах образования слов.
3. Проблема классификации способов словообразования.
4. Основные способы словообразования в современном русском языке.
5. Словообразовательный анализ слова.
Задание 1: Упр. 165 (Сб-к упр-й по совр. рус. языку / Под ред. С.Г.Ильенко); упр. 423, 430 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз./ Под ред. Н.М.Шанского).
Задание 2: Упр. 167 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз. / Под ред. С.Г. Ильенко).
Занятие 9-10. СОВРЕМЕННЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1. Основные тенденции развития словообразовательной системы русского языка.
2. Продуктивные модели современного русского словообразования.
Задание: Подберите по пять примеров на все продуктивные модели современного русского словообразования.
Занятие 11. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
1. Словообразование имен существительных.
2. Словообразование имен прилагательных.
3. Словообразование глаголов.
4. Словообразование наречий.
5. Словообразовательная семантика в русском языке.
Задание: Произведите морфемный и словообразовательный анализ следующих слов: бессердечный, вмешательство, лиственница, предрасположенность, просыпаться, развеселиться, укоризненно
упр. 420, 422, 432 (Сб-к упр-й по совр. рус. яз. / Под ред. Н.М.Шанского).
Занятие 13. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МОРФЕМИКЕ И СЛОВООБРАЗОВАНИЮ