Принципы организации местного самоуправления – это закрепляемые Конституцией государства, законами, обусловленные природой местного самоуправления идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами, и обязательные для органов государственной власти и муниципальных образований.
В принципах отражаются закономерности, объективно существующие и имеющие особое значение для организации и функционирования системы управления.
Для них характерно следующее:
1. Принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти.
2. Выступая теоретической основой муниципального строительства, принципы помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки.
3. Принципы выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления.
4. Принципы местного самоуправления, отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.
Конституция ДНР,закон ДНР «О местных выборах в ДНР», основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в ДНР. Увы, на данном этапе государственного строительства в Республике отсутствует закон, конкретно отображающий подробные, детальные положения о местном самоуправлении.
В науке муниципального права нет единого подхода к определению перечня и классификации общих принципов местного самоуправления. Однако большинство ученых склоняется к следующей классификации:
|
1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.
Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура его органов определяются населением самостоятельно. Эти и другие вопросы организации и осуществления местного самоуправления регулируются уставом муниципального образования, который разрабатывается и принимается муниципальным образованием самостоятельно.
Реализация данного принципа предполагает обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления. Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
2.Организационная обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.
Основное содержание рассматриваемого принципа раскрывает ст. 8 Конституции ДНР: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами.
3. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан.
Реализация рассматриваемого принципа создает необходимые условия и предпосылки для осуществления эффективного контроля населения за деятельностью выборных и иных органов местного самоуправления.
|
Принцип сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан гарантирует непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения. Это участие обеспечивается, прежде всего, такими формами прямой демократии, как: референдум, выборы, собрание, сход и обращения граждан, их правотворческая инициатива и др.
4. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.
Муниципальная собственность, местный бюджет являются неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования.
5. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением призван обеспечить: эффективность осуществления местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований; учет и защиту интересов населения в деятельности органов местного самоуправления; тесную связь населения с органами и должностными липами местного самоуправления.
6. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.
Многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.
7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Реализация указанного принципа обеспечивается в процессе деятельности муниципальных органов по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
|
8. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления.
Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией ДНР, законами в пределах гарантируемых государством полномочий. Это предполагает законодательное разграничение полномочий в области местного самоуправления между органами государственной власти и муниципальными образованиями.
9. Гласность местного самоуправления.
Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.
10. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении.
Уставы муниципальных образований закрепляют организационно-правовые гарантии коллегиальности принятия представительными органами своих решений: это требования кворума, необходимого для работы представительного органа, а также кворума для принятия решения.
11. Государственная гарантия местного самоуправления.
Реализация рассматриваемого принципа означает, что государство, во-первых, берет на себя обязанность обеспечить осуществление местного самоуправления на всей территории государства; во-вторых, гарантирует самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов, отнесенных к его ведению; в-третьих, государственная гарантия местного самоуправления означает создание государством необходимых финансово-экономических, организационно-правовых и иных условий и предпосылок формирования и развития местного самоуправления и его правовой защиты.
По масштабам воздействия на местное самоуправление общие принципы подразделяются на основные (охватывают все сферы деятельности местного самоуправления) и частные (охватывают отдельные сферы).