выдающийся китайский мыслитель, один из основоположников легизма — философско-политического учения, противного учениям даосизма и конфуцианства




Картинка:Ли Бэнь Император Тайцунь дает аудиенцию послу Тибета

 

(Аудие́нция (от лат. audire — слушать) — официальный личный приём у лица, занимающего высокий пост; как правило, у монарха, президента, папы римского и т. д. Главы дипломатических представительств и специальных миссий, независимо от их класса или ранга, имеют право на аудиенцию.)

 

Биография Конфуция

Кун Фу-цзы, или Конфуций (европеизированное имя), – величайший китайский философ, ученый и педагог.

Происхождение и образование

Биография Конфуция по большей части неизвестна, но кое-какие сведения все-таки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова.

Философ, получивший признание уже в 20 лет, создал целое учение – конфуцианство, которое оказало огромное влияние на историю становления государств Юго-Восточной Азии. Он систематизировал летописи различных китайских княжеств, основал первый университет в Китае, написал специальные правила поведения для всех сословий Китая.

Конфуций происходил из древнего китайского аристократического рода, к моменту рождения философа (551 год до н.э.) уже обедневшего. Его отец умер, когда мальчику исполнилось 3 года, а мать, будучи всего лишь наложницей, была вынуждена уйти из семьи и жить с сыном самостоятельно.

Именно поэтому Конфуций очень рано начал работать, занимаясь параллельно самообразованием и осваивая положенные каждому чиновнику и аристократу Китая искусства. Образованного юношу скоро заметили, и он начал свою карьеру при дворе в царстве Лу.

Педагогическая работа

Это время было очень непростым для Китая, и, когда Конфуций понял, что он не может повлиять на политическую ситуацию в его царстве, философ отправился странствовать с учениками по Китаю. Его целью было донести до правителей отдельных царств мысль о том, что сила государства в единстве.

Большую часть своей жизни он провел в путешествиях, а в возрасте 60 лет вернулся домой. Продолжая преподавать, он систематизировал литературное наследие своей страны, создав «Книгу перемен» и «Книгу песен».

Учение и ученики

Учение Конфуция было довольно простым, и, хотя сейчас конфуцианство приравняли к религии, религией оно не является. В основе его лежит понятие о нравственности, гуманизме, доброте, добродетелях и создании гармоничного общества, в котором каждый человек занимает положенное ему место.

Конфуций много рассуждал об образовании человека, о таком явлении, как культурность, цивилизованность. Он считал, что человек может развить в себе то, что заложила в нем природа. Цивилизованность нельзя воспитать, культурности нельзя обучить. Это либо есть в человеке, либо нет.

Первую краткую биографию Конфуция написали его ученики и его сын (Конфуций женился рано, в 19 лет) БоЮй. Они составили летописное жизнеописание и создали книгу, в основу которой были положены беседы Конфуция со своими учениками – «Лунь Юй» («Беседы и суждения»).

Смерть и начало почитания

Умер Конфуций 479 году до н.э., а почитать его начали в 1 году н.э. Именно в этот год его объявили объектом государственного почитания. Чуть позже за ним закрепили место в аристократическом пантеоне, потом его наделили титулом ванна, а в XVI веке – титулом «величайшего мудреца прошлого». Первый храм в его честь возвели в том же XVI веке.

В Европе труды Конфуция начали изучать в XVIII – XIX веках. Особенно им интересовались такие европейские философы, как Лейбниц и Гегель.

Гегель, кстати, говорил, что европейскому человеку очень сложно принять учение Конфуция, так как смиренность и подчиненность колективному началу не соответствует европейскому менталитету.

Другие варианты биографии

· Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

· Интересно, что собственное имя Конфуция – Кун Цю или Кун Фу. Приставка «Цзы» в переводе с древнекитайского означает «учитель» или «педагог».

· У Конфуция было более 500 учеников, но самыми любимыми были 26 из них. Именно они и составили сборник изречений своего великого учителя.

 

Подробнее: https://obrazovaka.ru/confucius.html#ixzz4z5lDIKbf

 

Мо Ди, или Учитель Мо, Мо-цзы (ок. 470 — ок. 391 до н. э.) — древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей любви. Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин.

Мо-цзы родился через пару лет после смерти Конфуция. Живя в период Чжаньго, отмеченный распадом векового социального порядка династии Чжоу, Мо-цзы пытался выработать новый общественно-политический порядок, основанный на идеалах любви и взаимного уважения.

Принято считать, что Мо-цзы изучал конфуцианство, пока не пришёл к выводу о том, что размеренные ритуалы и тягостные церемониалы отнюдь не способствуют душевному развитию.

В отличие от вельможного Конфуция Мо-цзы искал возврата к непосредственности в человеческих отношениях, отличающей жизнь простых людей.

Будучи пацифистом, Мо-цзы путешествовал из одного враждующего государства в другое, дабы убедить правителей в губительности завоевательных войн.

Вместе с тем он надеялся найти правителя, который сделает его своим советником, и рекомендовал своих учеников на ответственные посты.

Политические, нравственные и религиозные идеи Мо-цзы нашли отражение в одноимённом труде, составленном его учениками. Трактат «Мо-цзы» состоит из трёх разделов, отражающих, по-видимому, три

 

Основные темы его следующие: всеобщая любовь друг к другу, необходимость отказа от завоевательных войн, восхваление добродетели, экономия в тратах, сдержанность при похоронах, соблюдение воли небес, бессмысленность занятий музыкой и критика фатализма.

Причиной всех бед и беспорядков своего времени Мо-цзы считал эгоизм и пристрастность людей. Лекарство состоит в том, чтобы заботу о себе заменить заботой обо всех.

За несколько веков до христианства он сформулировал «золотое правило»: «Если каждый будет относиться к чужим странам и городам так, как относится к своему, он не станет нападать на чужую страну или город».

Тот же принцип он применял к частной и семейной жизни: «В чём та небесная воля, которой следует подчиниться? В том, чтобы любить всех людей на свете».

Мо-цзы полагал, что прежде чем признать что бы то ни было благом, следует установить, какую пользу оно принесёт народу.

Безусловными благами для страны он признавал рост народонаселения, увеличение его благосостояния, устранение грозящих изнутри и извне опасностей и упорядочивание хаоса.
Источник: https://www.aphorisme.ru/about-authors/mo-czi/?q=3735

 

ШАН ЯН: БИОГРАФИЯ

 

выдающийся китайский мыслитель, один из основоположников легизма — философско-политического учения, противного учениям даосизма и конфуцианства

БИОГРАФИЯ

Выходец из обедневшей аристократической семьи царства Вэй, Гунсунь Ян покинул родину и в 361 году до н. э. поступил на службу к царю царства ЦиньСяо-гуну (правил в 361—338 годах до н. э.), при котором стал первым советником. Начиная с 356 года до н. э. провёл ряд важнейших политических и экономических реформ, направленных на абсолютизацию царской власти, подрыв экономического и политического положения родовой аристократии, укрепление положения общинной земледельческой верхушки. Впервые в истории Китая закрепил частную собственность на землю. За заслуги был пожалован областью Шан, правителем которой стал. В 338 году до н. э., после смерти Сяо-гуна и восшествия на престол Хуйвэнь-вана (правил в 338—325 годах до н. э.), был обвинён в измене. Бежал в царство Вэй, затем в принадлежавшую ему область Шан, где им была набрана собственная армия. Был разбит в сражении и казнён.

ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ ШАН ЯНА

Идеи Шан Яна оказали огромное воздействие не только на его современников, но и на многие последующие поколения. Благодаря их внедрению в жизнь, циньские цари менее чем за сто лет сумели превратить свое государство в сильнейшее из Семи Борющихся Царств (эпоха Чжаньго), что дало возможность Цинь-ши-хуану объединить Китай под властью Цинь. Однако, уже в древности оценка идей Шан Яна не была однозначной. Признавая практические результаты их применения, многие китайские мыслители не могли примириться с рядом важнейших положений легизма, наиболее полно развитых Шан Яном. Так, у них не находили понимания идея природной порочности человека, идея пользы войн и как можно более агрессивной внешней политики, идея установления единого и общего для всех свода наказаний, идея введения круговой поруки при ответственности за совершенное преступление, идея безусловного запрета на свободное распространение каких-либо учений, а также на физическое уничтожение любых письменных произведений, хоть как-то противоречивших нормам легизма. Тем не менее, многовековая борьба против учения Шан Яна привела только к формальной победе, так как в ходе этой борьбы все остальные философско-политические учения Китая (и прежде всего конфуцианство) утратили свои первоначальные черты, вобрав в себя многие положения легизма, в том числе и такие, которые вызывали наибольшее отторжение.

 

Лао-цзы краткая биография Лао - цзы жил в 579 - 499 годы до нашей эры. Философ и мудрец проживал в древнем Китае. Являлся автором даосского научного сочинения "Книга о Пути и благой силе". Согласно сложившимся традиционным правилам стал заведовать архивом при знатном дворе. Сложилось мнение среди современников, что Лао - цзы - знаменитая личность. А вот книга, написание которой пришлось на IV - III века до нашей эры, содержат более ранние сведения. Ведущее понятие, изложенное в научном труде, не должно быть доступно для познания, а так же не предполагалось выражать его в словах. Речь шла об единении бытия и его противоположности. Оба понятия противоречили друг другу. "Дао" в переносном смысле слова можно сравнить с водной средой. Оно на ощупь кажется мягкотелым и податливым, но в то же время непобедимым. По учению образ жизни должен выражаться в гармоничном отношении ко всему окружающему, игнорировании борьбы и сопротивления. Таинственная проповедь провозглашает бездействие - это значит, что следует пренебречь роскошной жизнью и военными действиями, насилием над людьми разного возраста и их унижением. Избранный правитель должен сделать свой народ счастливым и вернуть его к обычным человеческим отношениям. Природная простота, честолюбие и отсутствие хитрости - это уникальные чувства, которыми обладали люди до возникновения цивилизованного общества.Мудрый человек должен стать открытым для всех и сохранять покой в любой ситуации. Много в трактате уделялось места для обсуждения бессмертия. Учение "Дао" служит каноном для многих поколений. Его чтят и ему поклоняются. Трактат был переведен на множество европейских языков. Лао-цзы цитаты Я всегда могу возвыситься над оскорбившими меня, простив их. Нет греха тяжелее страстей. Победа над другими даёт силу, победа над собой — бесстрашие. Кто берет — наполняет ладони, кто отдает — наполняет сердце. Чтобы вести людей за собой, иди за ними. Нет ничего более мягкого и гибкого, чем вода, но попробуйте оказать ей сопротивление. Нет ничего более сильного и созидательного, чем пустота, которую люди стремятся заполнить. Природа никогда не спешит, но всегда успевает. Сильная любовь кого-то придает сил, а сильная любовь к кому-то придает смелости. Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства. Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы. Мудрец ставит себя последним и находит себя в первую очередь. Мудрец избегает всякой крайности. Человек с самого рождения умирает. Будь согнутым, и ты останешься прямым. Будь незаполненным, и ты останешься полным. Будь изношенным, и ты останешься новым. Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках. Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное. Жизнь коротка, и поэтому не следует терять времени, нужно наслаждаться ею. Кто думает, что постиг всё, тот ничего не знает. Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаруживать свою мудрость. Долго на носках не устоять, далеко широким шагом не пройти. Кто себя видит, тот не ведает просвета; кто считает себя правым — не заметен; кто хвастается — не заслужен; кто зазнается, тот других не старше. Если вы измеряете свой успех мерой чужих похвал и порицаний, ваша тревога будет бесконечной. Люди высшей нравственности не считают себя нравственными; поэтому они имеют высшую нравственность. Никогда не говори «никогда», потому что «дни бегут так быстро и ничто не остается неизменным». Закон достойных — творить добро и не ссориться. Пробуя на вкус, не думай о том, что считается вкусным. Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь. Лучшее знание — это незнание о том, что ты что-то знаешь. Человек уже давно находится в заблуждении. Освободитесь от стремления иметь. Кто не борется, тот непобедим. Когда нет врагов, то не бывает войны. У хорошего путешественника нет точных планов и намерения попасть куда-то. Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя. Целостное существо знает не уча, видит не смотря, и достигает не делая.

Источник: https://littleowl.ru/biography/Lao-czy.php

 

Биография

ЦиньШихуанди правитель китайского царства Цинь с 246-го года до нашей эры до 221-го года до нашей эры. Также известен под именем Ин Чжэн. Стал первым императором объединенного Китая в 221-м году до нашей эры, после окончания эпохи Воюющих Государств. Правил империей до самой своей смерти в 210-м году до нашей эры.

ЦиньШихуанди – одна из ключевых фигур истории Древнего Китая. После объединения страны он и его главный советник Ли Си провели серию успешных экономических и политических реформ; именно в его время был заложен целый ряд титанических даже по нынешним временам проектов – вроде первой версии Великой Китайской Стены, мавзолея размером с город, охраняемого легендарной Терракотовой армией или глобальной системы дорог по всей стране. Разумеется, все эти проекты в процессе реализации унесли немало жизней; жесткость Шихуанди как правителя проявлялась еще и в том, что он объявил вне закона и сжег практически все имевшиеся в стране книги – исключение составила лишь литература о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях и труды из личной императорской библиотеки.

Будущий император появился на свет в Ханьдане, княжество Чжао. Его мать была наложницей (конкубиной) влиятельного придворного ЛюйБувэя; собственно, именно действия Бувэя помогли молодому Ин Чжэю прийти к власти; из-за этого начали активно муссироваться слухи о том, что именно Бувэй – настоящий отец парня.

Ин Чжэн стал правителем царства Цинь в тринадцать лет; на тот момент царство это уже было, фактически, самым сильным из воюющих царств древнего Китая. Первое время – до 238-го – Шихуанди считался несовершеннолетним; его регентом был, разумеется, все тот же ЛюйБувэй. Ин Чжэн, однако, не терял времени даром и тщательно изучал нелегкий процесс управления империей; в двадцать два года он изгнал своего приемного отца в ссылку, по обвинению в подготовке мятежа.

Взяв власть в свои руки, Чжэн начал объединение Поднебе

сной. Со временем ему удалось захватить все шесть главных царств Древнего Китая; в тридцать девять лет он стал единоличным правителем Поднебесной; именно тогда ему и было дано тронное имя ЦиньШихуанди.

Из всего наследия первого императора единого Китая в наше время наиболее известны Великая Китайская Стена и гробница, охраняемая Терракотовой армией. Стена в том виде, в котором она существует сейчас, была создана во времена царства Минь; ЦиньШихуанди лишь заложил её основы. Терракотовая армия, с другой стороны, является исключительно его наследием. Согласно исследованиям китайского историка СымыЦяня, на строительстве мавзолея и армии было занято семьсот тысяч человек. Британский историк Джон Ман позже поставил под сомнение эти цифры – по его подсчетам, столько жителей не было во времена Шихуанди ни в одном из крупнейших городов мира; сам Ман склонен считать, что на строительстве было занято лишь шестнадцать тысяч человек. Цянь в своих трудах никогда не упоминал о Терракотовой армии; обнаружили её лишь 29-го марта 1974-го. Группа фермеров рыла новые колодцы и наткнулась на человекоподобное изваянии в земле. Как показали дальнейшие исследования, солдаты сначала были изготовлены несколькими большими партиями, с помощью глиняных форм, а затем уже доработаны вручную.

Одним из первых проектов, которые затеял молодой правитель, был его собственный склеп. Строительство его началось в 215-м году до нашей эры; в работах было занято – по разным источникам – от трехсот до семисот двадцати тысяч человек; впрочем, согласно все тому же Ману, цифры эти сильно преувеличены.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: