МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ.




Программа по курсу

«Теория и методология истории»

ВВЕДЕНИЕ.

1.1. Проблема исторического познания и истории как науки. Место истории в классификации знания. Классификация знаний (наук) по предмету (Г. Гегель, позитивистская схема, В. Дильтей). Вопрос о предмете исторической науки. Место истории в классификации наук с точки зрения метода (Ф. Бэкон, позитивизм). Неокантианская классификация наук. Позитивистская концепция науки и историческая наука. Критика позитивистской концепции науки в неокантианстве. Аналитическая философия истории (А.Данто) о соотношении науки и истории. Особенности исторического познания. «Сильная» (или узкая) и «слабая» (или широкая) концепции науки (А.И. Ракитов).

1.2. Историческая наука, философия истории и методология истории. Метафизическая (историософия), эпистемологическая, антропологическая модели философии истории. Комплексный подход к задачам философии истории (Л.П. Карсавин). Соотношение эмпирической историографии и философии истории. Методология истории, ее предмет. Соотношение исторической науки и методологии истории. Взаимосвязь между теорией и методами исторического познания.

1.3. Место истории в пространстве социальных наук. Цель исторического познания. Соотношение истории и социальных наук с точки зрения объекта и предмета. Значение междисциплинарного подхода в исторической науки, его рамки. Общественные функции исторического познания.

2. СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ В XVII-XVIII ВВ. И ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫНАУКИ И НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Научная революция XVII в. Проблема метода в рассуждениях Р.Декарта. Ф.Бэкон и начала индуктивного метода. Переориентация методологии от натурфилософии к науке. Влияние картезианства на становление исторической науки (картезианская историография). Философия истории Просвещения. Дж. Вико об особенностях исторического познания и историческом методе исследования. Неисторичность субстанциональной философии истории. Методологический трансцендентализм И. Канта. Философия истории И. Канта.

 

3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ГЕГЕЛЯ. Переход к историзму. Задачи философии истории в интерпретации Гегеля. Диалектика гегелевской концепции истории. История как процесс саморазвития мирового духа. Периодизация мировой истории, ее основания. Формы развития мирового духа. Государство как высшая форма объективного духа. Роль человека в истории. Телеологичность гегелевской философии истории. Влияние философии истории Гегеля на развитие философии и методологии истории и исторической науки.

4. Марксистская концепция истории. Марксизм и гегельянство. Историзм марксистской концепции истории. Понятия «способ производства», «общественно-экономическая формация». Закономерность исторического развития. Учение о классах и классовой борьбе. Сильные и слабые стороны марксистской теории исторического процесса и марксистского метода исторического познания.

 

5. ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ. Методологический монизм. Позитивистская концепция науки. Место истории в позитивистской классификации наук. Трактовка исторического источника и исторического факта. Сущность исторического познания. Соотношение эмпирического и теоретического знания. Проблема исторических законов. «Теория факторов». Классический историзм. Влияние позитивизма на развитие исторической науки. Слабые стороны позитивистской методологии истории. Кризис позитивизма. Критика историзма, концепции прогресса, позитивистской концепции науки.

 

6. «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ». Критика историзма, концепции прогресса, позитивистской концепции науки. «Философия жизни» о целях исторического познания. Ф. Ницше о трех типах исторического исследования. Классификация наук В. Дильтея. Особенности «наук о духе». Метод «переживания». Постановка проблемы соединения исследований индивида и общества.. Понятие «культура» в социологии Г. Зиммеля. Метод «понимания». Специфика исторического знания.

7. НЕОКАНТИАНСТВО. Критика позитивистской концепции науки. Неокантианская классификация наук. Особенности «наук о культуре». Проблема критериев отбора фактов. Учение Г. Риккерта о ценностях. Влияние неокантианства на развитие философии и методологии истории.

 

8. «НЕМЕЦКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА». Основные принципы немецкого идеалистического историзма. Методологические воззрения Л. Ранке: предмет исторической науки. Исторический источник. Исторический факт. Особенности источниковедческой методики Ранке. Идея универсальности истории. Отказ от телеологического подхода к истории. И.Г. Дройзен. Цель исторического познания в трактовке Дройзена. Особенности исторического познания. Роль субъекта. Понимание как метод исторического исследования. Логический процесс понимания и акт понимания. Методы исторического исследования. Антипозитивизм «немецкой исторической школы».

Методологическая дискуссия в немецкой историографии в конце XIX – начале ХХ вв. Культурно-исторический метод К. Лампрехта. Позитивистская трактовка Лампрехтом исторической науки. Предмет и метод исторического познания в концепции Лампрехта.

Итоги методологической дискуссии.

9. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫВ ТВОРЧЕСТВЕ М. ВЕБЕРА. Проблема объективности исторического познания. Соотношение индивидуального и общего в истории. «Понимающая социология» Вебера, ее отличия от дильтеевской концепции понимания. Концепция социального действия и объект исторического (социального) познания. Методы социального познания. Веберовское учение об идеальном типе. Историко-генетический идеальный тип. Социологический идеальный тип. Веберовское учение о ценностях в сравнении с концепцией Риккерта. Значение концепции идеальных типов Вебера.

 

10. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ. Понятие исторического времени. Диахронистические и синхронистические концепции всемирной истории. Варианты диахронистической схемы (просветительская и марксистская концепции, концепция «осевого времени» К. Ясперса). Варианты синхронистической концепции (концепции цивилизация, культурных кругов). Проблема периодизации. Теоретические и онтологические основания периодизации. Значение периодизации в историческом исследовании.

 

11. СТРУКТУРА ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Общая структура исторического исследования. Роль предпосылочного знания. Этапы исторического исследования. Гипотеза в историческом исследовании. Методология и методика решения исследовательских задач.

11.1. Методологические проблемы исторического источника. Понимание источника как онтологическая и методологическая проблема. Исторический источник в марксистской, позитивистской и неокантианской методологии истории. Соотношение объективного и субъективного в историческом источнике. Роль историка. Внешняя и внутренняя критика источника. Современные методологические трактовки проблемы источника.

11.2. Исторический факт как методологическая проблема. Исторический факт как онтологическая и гносеологическая проблема. Позитивистский подход к пониманию факта (фактуализм). Неокантианский подход к пониманию факта (теоретизм). Современное понимание факта: факт как форма исторической реальности, факт-образ и факт как словесное описание. Реконструкция фактов и субъективный фактор в историческом исследовании. Проблема объективности исторического факта.

11.3. Формы исторического изложения. Место и роль теории в историческом исследовании. Описание. Повествование (нарратив). Место нарратива в историческом познании. Ограниченность нарратива. Понимание и объяснение, их место в историческом познании. Модели исторического объяснения. Классификация видов исторического объяснения. Место и роль теории в историческом исследовании. Общие теории. Теории среднего уровня. Проблема исторических законов. Теоретический плюрализм. Границы теоретического плюрализма в исторической науке.

 

12. МЕТОДЫИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Общенаучные методы и принципы. Исторические методы: системно-структурный, историко-генетический, историко-сравнительный, метод типологизации, биографический метод и др. Использование в историческом исследовании методов других наук.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ.

13.1. Школа «Анналов». Причины и условия возникновениянаправления «Анналов». Первый период деятельности «Анналов». Л. Февр и М. Блок. Задача создания глобальной истории. Исторический синтез. Разработка междисциплинарного подхода. Изучение ментальностей. Ф. Бродель и попытка создания глобальной истории. Современные направления «Анналов». Влияние «Анналов» на развитие мировой историографии.

13.2. История ментальностей и историческая антропология. Зарождение истории ментальности («Анналы»). Понятия «ментальность» и «менталитет». История ментальностей и ее место в исторических исследованиях.

Два подхода к пониманию исторической антропологии. Историческая антропология и проблема междисциплинарности. Основные черты и проблемные области историко-антропологических исследований. Место историко-антропологических исследований в исторической науке.

13.3. Микроистория как направление и метод исторического исследования. Характеристика микроистори. Методологические основы микроистории. Цель микроисторических исследований. Различные трактовки микроистории. Микроистория и микроподходы (жанр и метод исторических исследований). Микроистория и история повседневности. Микроистория и гендерная история. Соотношение микро- и макроанализа в исторической науке.

13.4. Постмодернистский поворот и «новая интеллектуальная история». Современная интеллектуальная история. Понятие «постмодернистского поворота». Нарратив как особая эпистемологическая форма. Роль языка в историческом исследовании. Текстовый анализ. Новая постановка проблемы специфики исторического познания и познаваемости прошлого.

«Постмодернистский поворот» и формирование «новой интеллектуальной истории». «Метаистория» Х. Уайта. Теория тропов. Релятивизм концепции Уайта.

Современная интеллектуальная история: подходы к определению, основные черты, проблематика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: