Практическое занятие №4
Механические характеристики асинхронного двигателя (АД) переменного тока.
Тема. Расчет и построение механических характеристик трехфазного асинхронного двигателя. Выбор резисторов.
. Цель занятия: приобщить к самостоятельному решению проблемных задач.
Теоретические сведения:
Механическая характеристика АД. Потери мощности в цепи ротора, которые часто называют потерями скольжения, выраженные через механические координаты АД, представляют собой разность Электромагнитной и полезной механической мощности, т. е.
; (1.1)
Потери мощности в роторе, выраженные через электрические величины, определяются как
(1.2)
Приравняв (1.1) и(1.2), получим
(1.3)
Подставив в (1.3) значение тока I2' получим
\ . (1.4)
Исследовав полученную зависимость M{s) на экстремум, т. е. взяв производную dM/ds и приравняв ее нулю, обнаружим наличие двух экстремальных точек момента и скольжения:
(1.5)
(1.6)
причем знак «плюс» здесь относится к области скольжения 5 > 0, а знак «минус» - к области s < 0. Значения момента Мк и скольжения sk АД, соответствующие экстремальным точкам, получили название критических.
Если разделить выражение (1.4) на (1.5) и выполнить несложные преобразования, то можно получить другую, более компактную и удобную форму записи для построения механической характеристики
(1.7)
где
Характерные точки механической характеристики следующие: - точка идеального холостого хода;
- точка короткого замыкания;
- критические точки cоответственно в двигательном и генераторном режимах;
- асимптота механической характеристики, которой является ось скорости.
На рис. 1.1 приведена механическая характеристика АД. Отметим, что она соответствует определенному чередованию фаз питающего напряжения сети U 1 на зажимах статора АД. При изменении порядка чередования двух фаз АД будет иметь аналогичную механическую характеристику, расположенную симметрично относительно начала координат.
|
В некоторых случаях при построении механической характеристики используют приближенные формулы. Если пренебречь активным сопротивлением статора, т.е. считать а = 0, выражения (1.5), (1.6) и (1.7) примут соответственно вид:
(1.8)
(1.9)
(1.10)
Если в (1.8) вместо текущих значений момента и скольжения подставить их номинальные значения Мном и sном и обозначить кратность максимального момента Mк/Мномчерез λм, то получим формулу, связывающую критическое и номинальное скольжения,
(1.11)
Эта формула может использоваться для определения SК по каталожным (паспортным) данным АД. Для серии 4А кратность λм, определяющая перегрузочную способность двигателей, лежит в пределах 1,8...2,6, соответственно критическое скольжение SК превышает номинальное sном (при знаке «+» в (1.11)) примерно в 3...4 раза.
Дальнейшее упрощение (1.8) возможно для области малых скольжений, в которой можно пренебречь отношением S/SК . В этом случае выражение (1.8) примет вид
M = 2MKs/sK. (1.12)
Рис. 1.1
Формула (1.12) описывает так называемый рабочий, близкий к линей-
ному участок характеристики двигателя, на котором находится точка номинального режима с координатами Мном, ωном, sном..
Оснащение: рабочая тетрадь, микрокалькулятор, линейка, литература.
Задание: Расчитать и построить естественную механическую характеристику АД.
|
Технические характеристики двигателей выбрать в таблице 1. согласно вариантам.
Порядок выполнения задания:
1. Рассчитать номинальные скорость и момент двигателя ωН, МН,МП и скорость холостого хода ω0 и скольжение S.
2. Полученных точек достаточно для построения рабочего участка. Для продолжения расчетов определить критический момент МК и критическое скольжение SК.
3. Для определения М в других точках воспользуемся формулой Клосса, занести результаты расчетов в таблицу.
4. По полученным данным посроим искомые зависимости М(S) и М(ω).
Контрольные вопросы:
· Что показывает механическая характеристика АД?
· Как определяется момент при пуске и какому скольжению он соответствует?
· Какие недостатки появляются при построении характеристик по формуле Клосса?
Требования к содержанию отчета:
1. Наименование занятия.
2. Цель занятия.
3. Задание.
4. Расчеты и характеристики.
5. Ответы на контрольные вопросы.
6. Выводы.
Литература.
1. Москаленко В.В. Электрический привод.: Учебник для электротехнических специальностей техникумов. – М.: Высшая школа, 1991.
2. Васин В.М. Электрический привод. Учебное пособие для техникумов. – М.: Высшая школа, 1984.
Таблица1.