Государственное регулирование занятости




 

Политика занятости – органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

· Содействие развитию малого предпринимательства на разных управлениях;

· Разработка концепции обеспечения занятости и выживания малых городов в условиях привязки их к одному-двум предприятиям;

· Стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес – образование, систему повышения квалификации и переподготовку;

Ориентация экономической политики на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

· Становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены по мере национальной экономики;

· Целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;

· Расширение практики общественных работ;

Усиление контроля за выполнением и соблюдением социальных гарантий и трудовых прав граждан, закрепленных КЗоТом РФ и другими законами, работодателями всех форм собственности на муниципальном и региональном уровнях.

Методы (способы) и меры государственного регулирования рынка труда можно дифференцировать по различным признакам: По объектам воздействия; по направленности воздействия; по форме воздействия; по характеру воздействия на рынок труда; по содержанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздействия; по источникам финансирования; по продолжительности воздействия.

Объектами воздействия является население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д. В зависимости от особенностей объекта можно выделить меры общего воздействия и специальные меры.

По направленности воздействия выделяют следующие меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу, увеличивающие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, влияющие на структуру спроса и структуру предложения, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения.

По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования – государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, изменение годового ФРВ и тому подобное – и косвенные методы регулирования: регулирования демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д.

По характеру воздействия на рынок труда регулирующие меры можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные.

По содержанию регулирующих мер выделяют меры экономического характера (поддержка экономически целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса и т.д.); меры административного характера (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы до одного человека, возможности совместительства, изменение состава экономически активного населения и тому подобное); смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешнеторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую политику).

По уровню управленческого воздействия методы распределяются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные.

По источникам финансирования выделяют Федеральный бюджет, бюджеты региона России, местные бюджеты, внебюджетные средства (как дополнительные).

По продолжительности воздействия методы бывают краткосрочные(до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет и более).

Государственная служба занятости (ГСЗ) является единственной системой органов и учреждений деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказания государственных услуг в сфере занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграцией и урегулирования трудовых споров.

Функции Государственной службы занятости:

· Оценка состояния и прогноз развитии занятости населения, информирования о положении на рынке труда;

· Разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан находящихся под риском увольнения а так же граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

· Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;

· Организация мероприятий активной политики занятости при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

· Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящихся на их содержании, услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому в сфере труда. ГСЗ осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные органы и государственные учреждения службы занятости во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В 2006 году СЗ имела 2127 по современному оснащенных центров занятости, имеющих возможность выхода интернет. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления разрабатывают и реализуют государственную политику в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающую:

· Разработку мер финансово- кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрении применении гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;

· Правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства занятости населения;

· Совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

· Создание развития инфраструктуры рынка труда;

· Внедрение эффективных механизмов проведения активной политики, занятости населения, включая организацию и проведения специальных мероприятий по профилированию(распределению безработных граждан, на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста, и других социально-демографических характеристик в целях оказания им эффективной помощи им в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

· Оказания социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

 

Таблица1 – Основные направления использования финансовых средств на реализацию политики занятости.

Основные направления использования финансовых средства на реализацию политики занятости
Профориентация, профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан
Организация общественных работ
Пособия по безработице, компенсация материальных затрат безработным
Сохранение, создание дополнительных и новых рабочих мест, в том числе специализированных, для слабо социально защищенных граждан и для развития Предпринимательской деятельности безработных граждан
Анализ рынка труда, разработка баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения
Создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы, их программное и техническое обеспечение
Информационно-справочная и редакционно-издательская деятельность по вопросам занятости населения
Возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным
Научно-исследовательские работы по проблемам занятости населения
Организация и международное сотрудничество в решении проблем занятости
Содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая социально – бытовое обеспечение, подготовку и повышение квалификации кадров этих служб
Издание нормативных и методических материалов, бланочной продукции общероссийского образца и обеспечение ими органов службы занятости
Проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий

 

Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и демографическими процессами, среди которых особая роль принадлежит миграции населения. Миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал России и воздействуют на рынок труда.

Регулирование миграционных процессов в области социальной политики государства реализуется посредством комплекса административно – правовых, организационно-экономических, информационных и иных методов.

Необходимость государственного регулирования территориального перераспределения населения не только не снизилась, но напротив, повысилась. Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к ним.

В настоящее время Федеральная миграционная служба МВД России особое внимание уделяет проблеме предотвращения незаконной миграции, развивает сеть постов иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Функции ФМС усиливаются в области осуществления мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции.

В своей деятельности ФМС руководствуется нормативно-правовой базой, обеспечивающей регулирование трудовой миграции и эмиграции, основанной на соответствующих статьях Конституции страны, законах Российской Федерации «О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», а также учитывает положение, содержащиеся в двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашениях и специальных миграционных программах. В этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административных, таможенных, налоговых, инвестиционных, банковских других законодательств.

Работа по обеспечению занятости мигрантов осуществляется территориальными органами ФСЗ России совместно с территориальными органами ФМС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов необходимы: содействие в трудоустройстве и переподготовке в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской федерации»; создание новых рабочих мест и организация самозанятости мигрантов в предпринимательской сфере, малом бизнесе, фермерстве, строительстве и бытовом обслуживании; выделение субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств.

МОТ – межправительственная организация. Но в отличие от других организаций системы ООН она является трехсторонней; в ней представлены и правительства, и социальные партнеры – предприниматели, и трудящиеся, призванные сообща решать поставленные перед ними задачи путем диалога и переговоров.

Нормы о труде, предлагаемые МОТ в форме конференций и рекомендаций, в основном не носят революционного, инновационного характера; кроме того, они не являются универсальными, но важно то, что они предлагают опробованные во многих странах и зарекомендовавшие методы решения проблем занятости.

Они также нацеливают государства на разработку собственной политики в области занятости в общем международном контексте и на решение национальных проблем занятости, используя международное сотрудничество и одновременно развивая такое сотрудничество. Эта политика должна обеспечивать:

· Наличие работы для всех, кто ее ищет;

· Наибольшую продуктивность такой работы;

· Существование свободы выбора занятости и самых широких возможностей для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, пола, религии, политических взглядов, происхождения (иностранного или социального).


 

БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ

 

Таблица1

Распределение численности безработных по возрастным группам

  Всего, тыс. человек в том числе в возрасте, лет Средний возраст, лет
до 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60 и более
Безработные - всего                        
                        34,4
                        34,9
                        34,8
                        34,1
                        34,6
Мужчины                        
                        34,2
                        34,9
                        34,5
                        34,2
                        34,3
Женщины                        
                        34,7
                        34,9
                        35,2
                        34,1
                        34,8

 


 

Таблица 2 - Структура безработных по возрастным группам
(в процентах)

  Всего в том числе в возрасте, лет
до 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60 и более
Безработные - всего                      
    10,1 18,8 12,8 11,1 11,3 12,1 11,0 7,8 2,8 2,3
    10,4 17,7 12,3 10,6 10,9 12,1 11,6 8,7 3,2 2,5
    10,5 17,9 13,0 11,3 9,5 11,2 11,6 9,0 3,6 2,4
    9,5 21,6 13,9 9,3 10,0 10,0 12,2 8,4 3,8 1,3
    9,0 20,5 11,7 12,3 9,0 11,5 11,8 9,2 3,5 1,6
Мужчины                      
    9,9 19,1 13,5 11,3 11,4 12,2 10,1 7,2 3,0 2,3
    10,3 18,3 12,7 9,6 10,7 12,6 10,7 8,7 3,5 2,8
    10,3 19,5 12,7 11,5 9,0 11,8 10,9 8,1 4,1 2,1
    8,8 21,9 14,4 9,1 10,7 9,3 12,5 7,9 4,1 1,4
    9,4 21,0 11,7 12,2 9,6 11,3 11,1 8,4 3,8 1,5
Женщины                      
    10,3 18,4 11,9 10,9 11,2 12,0 12,0 8,4 2,4 2,4
    10,6 17,0 11,9 11,6 11,2 11,5 12,6 8,6 2,9 2,1
    10,8 16,0 13,4 11,1 10,1 10,4 12,5 10,0 3,0 2,8
    10,4 21,3 13,3 9,6 9,2 10,7 11,9 9,0 3,6 1,1
    8,5 19,9 11,7 12,5 8,3 11,6 12,5 10,1 3,2 1,7

 


 

Таблица 3 – Уровень безработицы по возрастным группам
(в процентах от экономически активного населения соответствующей возрастно-половой группы)

  Всего в том числе в возрасте, лет
до 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60 и более
Всего                      
  7,8 30,0 14,4 7,8 7,2 7,1 6,1 6,0 5,3 4,7 4,4
  7,9 32,1 13,8 7,6 6,9 7,3 6,4 6,4 5,9 4,7 5,3
  7,1 29,2 12,3 7,1 6,5 5,8 5,5 5,7 5,3 3,9 4,8
  6,7 27,8 14,2 7,2 5,0 5,8 5,0 5,7 4,7 3,7 2,7
  5,7 24,0 11,2 5,0 5,6 4,4 5,1 4,6 4,3 2,6 2,6
Мужчины                      
  8,1 27,3 14,2 8,2 7,4 7,5 6,6 6,1 5,4 5,0 4,4
  7,8 27,7 13,2 7,4 6,0 7,1 6,8 6,2 6,3 4,7 5,7
  7,5 25,3 13,2 7,0 6,8 5,9 6,4 6,1 5,5 4,6 4,2
  7,0 23,1 13,9 7,5 5,0 6,5 5,0 6,4 5,0 3,8 2,9
  6,0 22,9 11,4 5,0 5,7 5,0 5,6 4,8 4,5 2,9 2,6
Женщины                      
  7,5 33,5 14,5 7,4 7,0 6,7 5,6 5,9 5,2 4,4 4,4
  8,0 38,1 14,5 7,8 7,8 7,4 5,9 6,5 5,5 4,7 4,9
  6,6 35,1 11,1 7,2 6,1 5,8 4,6 5,4 5,2 3,2 5,5
  6,5 34,4 14,5 6,9 5,0 5,1 5,0 5,0 4,4 3,6 2,5
  5,3 25,5 11,0 5,0 5,5 3,8 4,7 4,3 4,1 2,4 2,7

 


 

Таблица 4

- Распределение численности безработных по уровню образования

  Всего в том числе имеют образование
высшее профес-сиона-льное неполное высшее профес-сиона-льное среднее профес-сиона-льное начальное профес-сиона-льное среднее (полное) общее основное общее начальное общее, не имеют началь-ного общего
  Тысяч человек
Безработные - всего                
                 
                 
                 
                 
                 
Мужчины                
                 
                 
                 
                 
                 
Женщины                
                 
                 
                 
                 
                 
  В процентах
Безработные - всего                
    11,2 2,7 20,7 16,2 33,7 14,1 1,4
    11,0 2,7 20,5 18,3 33,1 13,5 1,1
    10,1 2,9 18,8 18,3 32,4 16,4 1,1
    10,7 2,1 17,3 17,6 37,0 13,5 1,8
    11,5 2,5 18,8 18,6 34,9 12,6 1,1
Мужчины                
    10,8 2,2 15,3 18,3 35,7 16,2 1,6
    10,0 2,5 15,3 22,3 32,4 16,2 1,4
    8,8 3,0 13,5 20,9 33,1 19,5 1,2
    8,7 1,9 13,0 20,0 39,8 14,8 1,9
    9,3 1,5 15,7 21,8 35,4 14,7 1,6
Женщины                
Продолжение таблицы 4
    11,7 3,3 26,8 13,8 31,5 11,8 1,1
    11,9 2,9 25,8 14,3 33,8 10,7 0,7
    11,5 2,9 25,0 15,2 31,5 12,8 1,0
    13,0 2,3 22,1 14,9 33,8 12,1 1,8
    14,0 3,6 22,4 14,9 34,4 10,1 0,5

 

Таблица 5 – Уровень безработицы по образованию (в процентах от экономически активного населения соответствующего пола и уровня образования)

  Всего из них имеют образование
высшее профес-сиона-льное неполное высшее профес-сиона-льное среднее профес-сиона-льное начальное профес-сиона-льное среднее (полное) общее основное общее начальное общее, не имеют начального общего
Всего                
  7,8 3,9 9,9 6,1 7,7 11,1 14,0 12,3
  7,9 3,6 10,4 6,3 8,2 11,2 15,7 14,4
  7,1 3,0 10,5 5,3 7,1 9,8 16,6 11,4
  6,7 2,9 7,9 4,7 6,6 10,6 14,2 20,5
  5,7 2,4 8,9 4,2 6,0 8,6 12,5 12,8
Мужчины                
  8,1 4,3 8,6 5,9 7,5 10,9 14,1 13,8
  7,8 3,6 10,2 5,9 8,0 9,9 15,3 17,8
  7,5 3,1 11,7 5,2 6,9 9,7 17,6 11,2
  7,0 2,7 7,7 4,7 6,4 10,5 13,3 20,5
  6,0 2,3 6,4 4,6 6,0 8,6 12,8 16,5
Женщины                
  7,5 3,5 11,0 6,3 8,0 11,3 13,8 10,5
  8,0 3,6 10,5 6,6 8,7 12,7 16,3 10,3
  6,6 2,9 9,4 5,4 7,3 9,9 15,0 11,6
  6,5 3,1 8,0 4,6 6,8 10,7 15,7 20,5
  5,3 2,5 11,1 3,9 5,8 9,3 12,0 6,9

 

Таблица 6

– Распределение численности безработных по семейному положению

  Всего из них
состоят в браке холосты, не замужем вдовцы, вдовы разведены, разошлись
  Тысяч человек
Безработные - всего          
           
           
           
           
           
Мужчины          
           
           
           
           
           
Женщины          
           
           
           
           
           
  В процентах
Безработные - всего          
    48,2 35,3 3,9 12,6
    49,2 34,0 3,7 13,1
           
    48,1 36,7 3,4 11,8
    45,9 38,9 3,7 11,5
    46,5 37,9 3,3 12,2
Мужчины          
    46,5 40,1 1,5 11,9
    47,1 39,3 1,3 12,3
    43,2 44,4 1,1 11,3
    42,0 44,6 1,7 11,7
    43,5 44,4 1,6 10,5
Женщины          
    50,1 29,8 6,6 13,5
Продолжение таблицы 6
    51,3 28,7 6,1 13,9
    53,7 27,8 6,2 12,3
    50,2 32,5 5,9 11,4
    50,0 30,5 5,2 14,2

 

Таблица 7 – Распределение численности безработных по способам поиска работы¹)

  Всего из них использовали способы поиска работы
обращение в государственную службу занятости обращение в коммерческую службу занятости подача объявлений в печать, отклик на объявления обращение к друзьям, родственникам, знакомым непосредственное обращение к администрации/ работодателю другие способы
  Тысяч человек
Безработные - всего              
               
               
               
               
               
Мужчины              
               
               
               
               
               
Женщины              
               
               
               
               
               
  В процентах
Безработные - всего              
    33,0 3,8 18,0 58,6 28,7 13,1
    34,6 3,3 16,9 60,5 31,5 11,0
    34,2 2,7 17,7 56,7 26,0 12,1
    34,7 3,2 13,8 57,7 24,4 10,7
    33,0 3,5 17,3 59,5 26,8 12,7
Мужчины              
    27,0 4,1 18,5 59,3 29,5 14,3
    29,2 3,0 16,6 63,0 32,6 12,4
    28,0 2,2 19,6 58,7 28,1 13,6
    28,2 3,0 13,1 60,0 25,5 12,3
    28,9 3,2 16,7 61,1 28,5 13,2
Женщины              
    39,6 3,5 17,4 57,8 27,7 11,8
    40,0 3,5 17,2 57,9 30,4 9,6
    41,3 3,3 15,5 54,4 23,6 10,3
    41,8 3,5 14,6 55,0 23,3 9,0
    37,6 4,0 18,1 57,6 24,8 12,3

1) Сумма значений по строкам больше итога, так как безработные указывали все использованные способы поиска работы.

 

Таблица 8 – Распределение численности безработных по продолжительности поиска работы (незавершенной безработицы)

  Всего, тыс. человек в том числе ищут работу, месяцев Среднее время поиска работы, месяцев
менее 1 от 1 до 3 от 3 до 6 от 6 до 12 12 и более
Безработные - всего              
              8,2
              8,5
              8,4
              8,9
              8,4
безработные без учащихся, студентов и пенсионеров              
              8,3
              8,6
              8,4
              9,0
              8,5
студенты, учащиеся              
              4,8
              4,6
              4,5
              4,2
              4,5
пенсионеры по возрасту и на льготных условиях              
              9,1
              9,6
              9,8
              9,3
              9,0
пенсионеры по инвалидности              
              9,5
              9,9
Продолжение таблицы 8
     


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: