Туристский рынок и туризм: понятия и виды




Глава 1. Услуги туристского рынка

 

Туристский рынок - это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) туристских услуг. В отличие от обычных товарных рынков туристский рынок не несет в себе движения товаров от продавцов к покупателям. Напротив, сами покупатели перемещаются к месту назначения, чтобы получить зарезервированные услуги.

Туризм представляет большой интерес для экономистов, поскольку занимает одно из ведущих мест в экономиках большинства развитых стран и формирует доходы бюджетов. Также благодаря специфике данной отрасли, туризм косвенно влияет на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.

В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Также постоянно растет значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения.

Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. При этом туристский бизнес характеризуется быстрой оборачиваемостью капитала.

Рассмотрим трактовки термина туризм разными авторами.

Туризм - временные выезды граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране или месте временного пребывания.

Туризм - (французское tourisme, от tour - прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха <https://www.rubricon.com/partner.asp?aid=%7bCDD4ACE8-9E2F-42CD-BB44-D42DC8C2324D%7d&ext=0>. Туризм - наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды рекреационной деятельности - оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека и др.

Туризм - составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности. (По существующей в мировой практике оценке масштабов туристского движения, к туристам относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания.) Лиц, пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24 ч, считают экскурсантами. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием «внутренний (национальный) туризм», а за её пределами - «иностранный туризм».

Виды туризма

Существуют различные подходы к классификации туризма: по значению, характеру организации, общественной функции и технологии, по продолжительности путешествий, интенсивности туристских потоков, возрасту участников, по социальным группам, в зависимости от способа передвижения и др.

Различают международный и национальный туризм, которые довольно тесно взаимосвязаны между собой. Международный и национальный туризм по природе своей однородны, образуют спрос в основном на одни и те же товары и услуги; во многих странах они имеют общую материально-техническую базу и единую сферу приложения труда.

Также в зависимости от цели путешествий различают:

познавательный (экскурсионный) туризм (посещение чем-либо привлекательных мест, осмотр культурных, исторических, природных и других достопримечательностей);

спортивный туризм (участие в спортивных мероприятиях);

любительский туризм (охота, рыболовство и пр.);

пригородный туризм (массовые краткосрочные выезды больших коллективов, отдельных групп и лиц за город, в том числе в специальные зоны отдыха);

социальный туризм (участие в общественных мероприятиях);

деловой (посещение объектов, представляющих профессиональный интерес);

религиозный (посещение религиозных святынь) и т.д.

Заметим, что международная статистика к туризму относит также и проведение отпуска на курортах, дачах, поездки к родственникам и друзьям.

Вообще, туристы в путешествиях придерживаются одной идеи, которая становится определяющей в выборе маршрутов, периодов, способа передвижения и т.п. Так, например, желающие покататься на лыжах чаще всего выбирают горные курорты, а приверженцы пассивного отдыха - морские побережья. Цели и условия путешествия, в свою очередь, определяются материальными возможностями туриста, состоянием его здоровья, возрастом, профессией, культурным уровнем и др., а также материально-технической базой и социальной поддержкой (выплаты и дотации из общественных и частных фондов, различные льготы туристам и туристским организациям).

Еще принято различать организованный туризм и неорганизованный. Организованным называют туризм, при котором осуществляется путешествие по намеченной программе, с предоставлением определенного комплекса услуг.

Неорганизованный туризм осуществляется без участия профессионального учреждения по предоставлению туристских услуг, маршрут разрабатывается самим туристом, с более или менее значительной долей самообслуживания.

Туризм как вид бизнеса

 

Продукцией туризма как отрасли экономики является комплексная услуга (так называемый тур), содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги транспорта, гостиничного хозяйства, торговли (в том числе общественного питания), экскурсионных, культурно-зрелищных, спортивных, коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных и других учреждений и предприятий.

Существование различных целей путешествий и способов их организации привело к появлению разных по функциям предприятий (гостиницы, туристские базы, мотели, пансионаты, дома отдыха и др.) и к специализации туристских учреждений, учитывающих в программах обслуживания особенности видов туризма, способы организации путешествий, возрастные, профессиональные и другие особенности гостей.

С экономической точки зрения материально-техническая база туризма представляет собой совокупность предприятий и учреждений, которые подразделяют на:

. первичные (гостиницы, турбазы, пансионаты и иные средства туристского размещения, специальные отделения связи, бюро обмена валюты и другие, обслуживающие только туристов);

. вторичные (городской и международный транспорт, предприятия торговли, общественного питания, культурно-зрелищные, коммунально-бытовые и прочее, обслуживающие местное население и туристов, ставших временными жителями данной местности).

Также существуют предприятия и учреждения, которые обеспечивают функционирование первичных и вторичных туристских предприятий - производственные, ремонтные, снабженческие организации; учебные заведения, готовящие экскурсоводов, гидов, переводчиков, обслуживающий персонал; научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации.

Через вторичные предприятия и учреждения туризм оказывает воздействие на местную экономику: денежные средства туристов увеличивают чистый доход.

Масштабы участия первичных, а также вторичных учреждений в системе туристического бизнеса различны и зависят от продолжительности путешествия, вида туризма, времени года и других причин.

В силу экономико-технологической особенности туристской услуги туризм практически не может иметь формальной организации, объединяющей всю или хотя бы большую часть его материально-технической базы.

Развитие производства и происходящие процессы урбанизации привели к тому, что человек стал активно стремиться проводить отдых в малоизменённой природной среде. Поэтому туристские потоки в значительной степени (часто стихийно) направлены именно туда, где производительные силы развиты относительно слабо и природная среда подверглась относительно меньшим воздействиям.

При этом туризм по сравнению с другими отраслями народного хозяйства в наименьшей степени отрицательно влияет на окружающую среду. Конкурентно выступая по отношению к другим отраслям народного хозяйства в экономическом освоении территорий, туризм способствует охране природы и выступает как одна из экологически эффективных отраслей народного хозяйства.

Отрицательное же влияние туризма на окружающую среду происходит тогда, когда он является первым в освоении территорий, а также при перегрузке их отдыхающими, которая ведёт к подрыву восстановительных сил природы.

Для предотвращения подобных отрицательных последствий изучаются нормы туристских нагрузок на различные типы ландшафта, выявляются резервы территорий, подлежащих охране как объекты туризма в будущем, организуются природные (национальные) парки с природоохранным режимом.

Некоторые виды туризма (познавательный, деловой), имея тяготение к культурным, промышленным и научным центрам, способствуют развитию отраслей сферы обслуживания и некоторых отраслей материального производства в этих центрах. В некоторых городах и регионах туризм может оказаться даже ведущей отраслью экономики. Ярким примером этого является побережье Черного моря, где экономическая активность и основная масса получаемых доходов приходится на «сезон» посещения туристами.

Существует специальная система показателей, применяемая к оценке туристических услуг. Наиболее употребительны следующие категории показателей:

а) характеризующие развитость материально-технической базы туризма - количество мест в средствах размещения, количество мест, приходящихся на душу населения (так называемый коэффициент туристской плотности);

б) объём обслуживания - количество туристов, посетивших конкретную местность, город, страну;

в) продолжительность пребывания туристов в определенной местности, стране;

г) объём туристских услуг - суммарные денежные поступления от туристов, денежные поступления в расчёте на душу населения;

д) данные, показывающие место туризма в системе отраслей экономики, - количество прямо и косвенно занятых обслуживанием туристов, доля занятых от всего продуктивного населения либо от всех занятых в сфере обслуживания и материального производства, доля туристов в сумме всех поступлений от населения (суммы продаж).

Отдельно анализируются валютные поступления от иностранных, доля поступлений от иностранного туризма в платёжном балансе страны и др.

Важное экономическое значение туризма и растущие доходы от данного вида бизнеса обусловили появление во многих странах государственных и правительственных учреждений (министерств, комиссий) по туризму, которые проводят в жизнь государственную политику в области туризма, содействуют его развитию, ассигнуя средства из государственного бюджета на покупку рекреационных земель, устройство национальных парков, архитектуру, этнографических, природных заповедников, рекламу, пропаганду, научные исследования, подготовку кадров.

Согласно рекомендациям ВТО всех путешественников, пересекающих внешние границы стран, подразделяют на тех, которые должны быть включены в статистику туризма и названы гостями, и на тех, которых не включают в статистику, исходя из мотивов их визита. Гость, который находится в стране 24 часа и более, либо проводит, по крайней мере, одну ночь в стране пребывания, классифицируется как турист.

Специалисты разработали следующую классификацию путешественников:

иностранный гость - любая персона, уезжающая в другую страну, не являющуюся постоянным местом жительства на период, не превышающий 12 месяцев, при этом главная цель визит иная, чем оплачиваемая деятельность;

иностранный турист - это гость, проживающий в стране временного пребывания, по крайней мере, 24 часа с целью отдыха (проведение отпуска, оздоровительные, познавательные, религиозные и иные цели);

экскурсант - это иностранный гость, который не ночует в стране пребывания, а возвращается, например, на судно, в автобус, на котором он прибыл в страну.

При составлении статистики используют процедуры контроля при въезде в страну и нахождении в ней, регистрационные формы в учреждениях, предоставляющих места размещения. Также используют записи в регистрационных журналах международных перевозчиков пассажиров и национальные туристские обзоры, в которых содержится информация об иностранном и внутреннем туризме.

Однако существуют практические сложности при составлении данной статистики. Нельзя учесть, например, путешественников, которые ночуют у друзей или родственников. Очень сложно собрать информацию о расходах туристов в стране.

Поэтому необходим более тщательный сбор информации непосредственно от иностранных туристов при выезде из страны или от своих туристов при возвращении их из путешествия.

Индустрия туризма объединяет в себе гостиничное хозяйство, ресторанные цепи, воздушный транспорт, круизный отдых и других посредников.

Общее развитие туризма основывается на эффективной коммерциализации всего спектра туристских продуктов. Указанная совокупность услуг реально может быть опробована только в момент их потребления, но не может воспроизводиться систематически в отличие от промышленных продуктов.

Успешная продажа туристских продуктов требует отличной репутации туроператоров, отелей и авиакомпаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: