МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ




«Диагностика познавательных интересов младших школьников».

  Должность Ф.И.О. Подпись
Разработал Обучающийся группы Н-19 Серебренникова С.Р.  
Проверил Учитель В.В.Норваткина  

 

 

Цель: развитие умения организовывать педагогическую диагностику познавательных интересов обучающихся в соответствии с возрастом учащихся.

Задание:
1. Провести диагностические методики для исследования познавательных интересов двух младших школьников.
2. Обработать и проанализировать полученные результаты исследования, согласовать полученные результаты с учителем.
3.Предложить диагностику одарённости

4.Предоставить результаты проделанной работы в презентации.

Методика № 1
Карта интересов для младших школьников
Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в вид, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями, и одаренностью-с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная точка - с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите своё имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".

Лист вопросов. Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам…?»

Решать логические задачи и задачи на сообразительность;
Читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
Петь, музицировать;
Заниматься физкультурой;
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
Играть с техническим конструктором;
Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
Самостоятельно рисовать;
Играть в спортивные, подвижные игры;
Руководить играми детей;
Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
Ходить в магазин за продуктами;
Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
Знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
Самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте,

смотреть спортивные телепередачи;
Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
Ухаживать за домашними растениями;
Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
Участвовать в постановке спектаклей;
Заниматься спортом в секциях и кружках;
Помогать другим людям;
Работать в саду, на огороде, выращивать растения;
Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.

Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

математика и техника;
гуманитарная сфера;
художественная деятельность;
физкультура и спорт;
коммуникативные интересы;
природа и естествознание;
домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и, особенно, при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы, как с детьми, так и с их родителями.

Методика № 2
Опросник–тест для педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников».

Ситуации:
- постоянно прерывает меня во время беседы;
- никогда не смотрит в лицо во время разговора, и не понятно, слушает ли он меня;
- постоянно суетится, игрушки занимают его больше, чем мои слова, при этом невнимателен;
- переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал;
- не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться;
- всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая;
- выслушав меня, задает интересующие его вопросы;
- когда я предлагаю что-нибудь новое, он всегда возражает;
- если тема беседы не интересна, скажет, что ему это не интересно;
- вступает в диалог, при этом может сам предложить тему для беседы.

Интерпретация результатов теста: подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение при общении с дошкольником по формуле К=С/10*100, где С - количество ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение;10 – общее количество ситуаций.

Низкий уровень коммуникативных умений – оценка 1 балл: 60%-100% - коммуникативные умения развиты слабо, необходимо дошкольника научить слушать, быть внимательным во время диалога.

Средний уровень коммуникативных умений – оценка 3 балла: 30%-60% - в коммуникативных умениях присущи некоторые недостатки, не внимателен, иногда перебивает.

Высокий уровень коммуникативных умений – оценка 5 баллов: 0%-30% - коммуникативные умения развиты, но иногда не совсем внимателен, умеет слушать, поддерживать беседу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: