ЛЕКЦИЯ 1.2
ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1. Хозяйственные процессы
Хозяйственные средства
Предмет и общая характеристика метода бухгалтерского учета
Хозяйственные процессы
В своей хозяйственной деятельности предприятия совершают многочисленные и разнообразные хозяйственные операции, которые и составляют содержание определенных хозяйственных процессов. На предприятиях происходит непрерывное движение средств, их кругооборот, основными стадиями которого являются такие процессы, как снабжение, производство, реализация.
Процесс снабжения является первой фазой кругооборота хозяйственных средств, в процессе которого деньги превращаются в предметы труда, образующие производственные запасы. Кроме этого, приобретаются или пополняются средства производства и трудовые ресурсы. Затем из сферы обращения средства переходят в сферу производства.
В процессе производства, который является основной стадией кругооборота средств, создаются материальные блага. Здесь происходит соединение рабочей силы со средствами производства. Рабочие, воздействуя на предметы труда при помощи средств труда, придают им новый вид, т.е. изготавливается новый продукт, который отличается своей натуральной формой и потребительной стоимостью (например, при обработке хлопка рабочими с помощью различного оборудования получают нить, а затем и ткань). После изготовления готовая продукция попадает в сферу обращения для реализации.
В процессе реализации, заключительной стадии кругооборота средств, хозяйственные средства, превратившись в готовую продукцию, покидают сферу производства и вновь поступают в сферу обращения. Произведенная продукция реализуется и вновь принимает денежную форму, что создает возможность возобновления кругооборота.
|
Все процессы: снабжение, производство, реализация - состоят из многочисленных хозяйственных операций.
Процесс снабжения предприятия материалами состоит из следующих операций: заключения договоров с поставщиками, оплаты поставщику стоимости материалов и непосредственного поступления материалов на предприятие.
Процесс производства состоит из операций по учету расходования материалов, начислению заработной платы рабочим, начислению амортизации средств труда в связи с их износом и др.
Реализация продукции включает в себя сложное сочетание операций по складскому хранению, транспортировке продукции покупателю и расчетам с ним.
Таким образом, операции представляют собой составные части хозяйственных процессов, в результате которых происходит движение хозяйственных средств.
Хозяйственные средства
Все средства предприятия классифицируются по двум признакам:
• по видам и размещению;
• по источникам образования и назначения.
А. По видам и размещению средства предприятия подразделяются на:
• внеоборотные активы;
• оборотные активы
Внеоборотные активы - основные средства, нематериальные активы и вложения во внеоборотные активы, доходные вложения в материальные ценности.
Основные средства (здания, сооружения, машины и оборудование и т.д.) действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что позволяет предприятию включать их стоимость в себестоимость продукции частями в течение нормативного срока.
|
Нематериальные активы - объекты долгосрочного пользования, имеющие стоимостную оценку, но не имеющие материально-вещественной формы (различные права собственности, ноу-хау и т.д.).
Вложения во внеоборотные активы (капитальные вложения) - это средства предприятия, направленные или вложенные в капитальное строительство.
Доходные вложения в материальные ценности — вложения средств в ценные бумаги или в уставные фонды и капитал других субъектов хозяйствования в качестве инвестиций с целью получения доходов.
Оборотные активы – нормируемые оборотные средства, ненормируемые оборотные средства, расчеты с дебиторами.
Нормируемыми называются оборотные средства, вложенные в те виды материальных ценностей, которые необходимы предприятию для выполнения производственной программы (предусматриваются нормы запасов). В их состав входят – материалы, незавершенное производство, денежные средства в кассе, готовая продукция.
Сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, запасные части - представляют собой оборотные средства (предметы труда), которые используются в одном производственном цикле и поэтому полностью переносят свою стоимость на изготовленную продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги.
Остатки незавершенного производства — это стоимость продукции, не прошедшей все стадии производственного процесса и не переданной на склад или не сданной заказчику.
|
Денежные средства - суммы наличных денежных средств в кассе, а также денежные документы (авиабилеты и железнодорожные билеты, акцизные марки и т.д.).
Ненормируемые оборотные активы – товары отгруженные, денежные средства в банке, финансовые вложения и т.д.
Расчеты с дебиторами. Дебиторской задолженностью называются средства в расчетах, т.е. средства данного предприятия, временно находящиеся у других предприятий или лиц и по истечении определенного срока подлежащие возврату в виде денежных или иных средств. Дебиторами могут быть покупатели, которые сразу не оплатили товар, подотчетные лица, получившие в кассе деньги в виде аванса под отчет, учредители, имеющие задолженность предприятию.
Б. По источникам образования средства предприятияподразделяются на источники собственных средств и заемные средства.
Источники собственных средств (капитал, фонды, резервы, бюджетное и другие виды финансирования)
Понятие фонды в бухгалтерском учете подразделяется на такие виды, как уставный фонд, добавочный фонд и т.д.
Уставный фонд – совокупность в денежном выражении вкладов учредителей в имущество предприятия при его создании для обеспечения деятельности предприятия в размерах, определенных учредительными документами.
Добавочный фонд - образуется за счет прибыли предприятия и предназначен для производственного и социального развития.
Резервный фонд - образуется за счет прибыли предприятия для покрытия незапланированных расходов, возникших в процессе работы предприятия.
Резерв по сомнительным долгам - образуется за счет прибыли предприятия для погашения дебиторской задолженности, не погашенной в установленные сроки.
Резерв предстоящих расходов - создается с целью равномерного включения некоторых расходов в себестоимость продукции (на оплату очередных отпусков, ремонт основных средств и т.д.).
Бюджетные и другие виды финансирования - собственные средства предприятия, которые пополняются за счет бюджетного или спонсорского финансирования на капитальное строительство и другие цели.
Прибыль - сумма превышения доходов над расходами предприятия от реализации продукции, работ или услуг, а также прочие доходы.
Источники заемных средств (долгосрочные и краткосрочные финансовые обязательства)
Долгосрочные обязательства:
Долгосрочные кредиты - суммы задолженности по кредитам, полученным на срок более одного года для расширения и развития производства, внедрения новой техники.
Долгосрочные займы - суммы, полученные от выпуска и продажи акций трудового коллектива.
Краткосрочные обязательства:
Краткосрочные кредиты банков - суммы задолженности перед банком по кредитам, полученным на срок менее одного года.
Кредиторская задолженность - состоит из задолженности поставщикам за товары и услуги, покупателям и заказчикам по авансам полученным, а также по доходам учредителям.
Обязательства по распределению - состоят из обязательств по оплате труда, по платежам в бюджет и органам социального страхования и обеспечения, перед учредителями по доходам.
Предмет и общая характеристика метода бухгалтерского учета
Хозяйственные средства предприятия и источники образования служат объектом бухгалтерского учета и входят в содержание его предмета.
Предметом бухгалтерского учета являются непрерывно повторяющиеся процессы производства, распределения, обмена и непроизводственного потребления, а также хозяйственные средства.
Методы бухгалтерского учета - это совокупность способов и приемов, позволяющих получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности предприятия.
Для изучения метода бухгалтерского учета необходимо его подразделять на отдельные элементы, к которым относятся:
Документация это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции или указание на ее исполнение. Ни одна запись в бухгалтерском учете не может быть сделана без соответствующего оформления ее документом. Так как хозяйственные операции совершаются на предприятии ежедневно и непрерывно, то и документы по всем операциям оформляются также непрерывно;
Инвентаризация. Между учетными данными и фактической действительность в практике иногда возникают расхождения. Это может быть вызвано ошибками в учетных записях, неточностями при отражении отпуска ценностей и хищениями. Кроме того, существуют процессы, которые не могут быть отражены документально, например усушка и прочие недостачи, которые называются естественной убылью. Чтобы сравнить данные учета и фактическое наличие средств на предприятии, применяетсяспособ инвентаризации. Результаты инвентаризации отражаются в специальных документах - актах, которые служат основанием для учетных записей;
Оценка. Для дальнейшего отражения в учете и обобщения разнородных хозяйственных операций их необходимо выразить в едином измерении. Это осуществляется с помощью их оценки. Оценка является способом денежного выражения объектов бухгалтерского учета. Натуральные показатели, содержащиеся в первичных документах, переводятся в денежные путем умножения установленной цены на количество, указанное в документе;
Калькуляция. При ведении хозяйственного учета требуется точный подсчет всех затрат, относящихся к каждому объекту учета. Это достигается применением в учете такого способа, как калькуляция. Калькуляция - это способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости изготовления единицы продукции. Калькуляция является основой денежной оценки объектов. Оценка и калькуляция тесно связаны друг с другом и имеют важное значение в осуществлении хозяйственного расчета, так как позволяют сопоставить затраты предприятия и результаты его хозяйственной деятельности;
Система счетов. Все хозяйственные средства после их оценки обобщаются по экономически однородным показателям и объединяются вгруппы. Текущий учет хозяйственных средств и их движение ведутся с помощью системы бухгалтерских счетов. На каждую группу хозяйственных средств и каждый вид источников образования средств открывается отдельный счет;
Двойная запись на счетах - способ взаимосвязанного отражения и контроля каждой хозяйственной операции одновременно на двух счетах в одной и той же сумме.Так, при записи на счетах отпуска материалов со склада в производство взаимодействуют показатели ценности на складе и затраты на производство. При отражении этой операции количество ценностей на складе становится меньше, одновременно затраты на производство увеличиваются;
Бухгалтерский баланс, балансовое обобщение. Все записи на счетах обобщаются за отчетный период (как правило, месяц) с помощью особого метода - балансового обобщения.
Бухгалтерским балансом называется способ группировки и отражения в денежной оценке хозяйственных средств по их составу и источникам образования на определенную дату (обычно на 1-е число месяца).Бухгалтерский баланс характеризуется равенством средств предприятия по видам и размещению и источникам образования. Структура баланса, так же как и система бухгалтерских счетов, с которой баланс органически связан, основана на экономической группировке хозяйственных средств;
Отчетность. Для осуществления контроля за выполнением плана по различным показателям хозяйственной деятельности на предприятиях наряду с балансом составляется отчетность за определенный период. Отчетность - это система экономических показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности предприятий, степень выполнения ими плановых заданий. Отчетность составляется на основании итоговых записей в системе счетов бухгалтерского учета. В отчетности могут приводиться данные за прошлые отчетные периоды, что позволяет судить об изменениях в деятельности предприятия