План:
- Общее понятие об общении.
- Структура общения.
- Функции общения.
Литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994
- Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Центр, 2001. – 400с.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Вариант 1.
1. Заполните таблицу.
Название метода, его определение | Специфика проведения | Требования к проведению | Достоинства | Недостатки | Виды |
Наблюдение | |||||
Эксперимент | |||||
Тестирование | |||||
Анкетирование | |||||
Беседа | |||||
«Архивный» метод |
Литература:
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. М., 2002
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. – М., 1994
2. Из перечисленных ниже литературных и сказочных героев определите, кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесен к экстравертам, а кто к интровертам? Что общего вы можете обнаружить у всех интровертов и экстравертов?
Анна Каренина, Чиполлино, Родион Раскольников, Буратино, Алиса, Пьер Безухов, Колобок, Д-Артаньян, Скарлетт О-Хара, Баба-Яга, Отелло, Джульетта, Дон Кихот, Чацкий, Плюшкин, Онегин, Печорин, Емеля, кот Матроскин, Снежная Королева, Обломов, Остап Бендер, Киса Воробьянинов, кот Бегемот, Наташа Ростова.
Литература:
1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: учебное пособие. – Пятигорск, 1990
2. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М., 1964
3. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека.// Избранные психологические труды/ Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1990
4. Русалов В.Н. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979
5. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. М., 1982.
6. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х Т. Т. 1. М., 1985
Вариант 2
1. Заполните таблицу
Название и характеристика теории темперамента | Представители теории | Ключевые моменты теории | Достоинства | Недостатки |
2. Определите какие из приведенных в списке качеств характеризуют экстравертированный и интровертированный психологические типы по К.Г. Юнгу:
Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, импульсивность, беззаботность, мечтательность, безрассудство, социальная адаптированность, расчетливость, открытость, подвижность, аутизм, смешливость, вдумчивость, застенчивость, стеснительность, бесцеремонность.
Экстравертированный тип | Интровертированный тип |
Вариант 3.
1. Заполните таблицу
Стадия психического развития, ее общая характеристика | Уровни психического отражения, характерные для данной стадии | Формы поведения животных, связанные с данной стадией и уровнем |
Литература:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
- Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. Кн. 1: общие основы психологии. М.: Владос, 1998
- Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 1976
2. Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы:
- Делать легко то, что для других трудно, - это талант; делать то, что для таланта невозможно, - это гений (Амъель).
- Гений есть не что иное, как дар огромного терпения (Бюффон).
- Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота (Эдисон).
- Без страсти нет гениальности (Моммзен).
- Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли (Эмерсон).
- Талант – дар, над которым властвует человек, гений – дар, властвующий над самим человеком (Лоуэлл).
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999
3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999
5. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М., 1985
Вопросы к зачёту
- Определение психологии как науки. Предмет, задачи психологии. Понятие общей психологии.
- Общее понятие о психике. Особенности психического отражения.
- Мир психических явлений: процессы, свойства, состояния.
- Отрасли психологической науки.
- Связь психологии с другими отраслями научных знаний.
- Взаимосвязь психики и мозга человека.
- Развитие психики в филогенезе. Основные формы поведения животных.
- Сущность различий психики животных и психики человека.
- Роль трудовой деятельности и речи в становлении сознания.
- Сознание и бессознательное.
- Понятие, сущность, структура деятельности.
- Особые виды деятельности: игра, учение, труд.
- Приемы деятельности: умение, навык, привычка.
- Взаимосвязь внешней и внутренней деятельности. Процессы интериоризации и экстериоризации.
- Самосознание. Понятие и структура «Я- концепции».
- Самооценка и уровень притязаний.
- Основные формы направленности личности.
- Потребности как источник активности человека. Виды потребностей.
- Соотношение понятий человек- индивид – личность- индивидуальность.
- Структура личности.
- Биологическое и социальное в личности.
- Мотив и мотивация. Основные характеристики мотивационной сферы человека.
- Мотивированное поведение как характеристика личности.
- Понятие об эмоциях и чувствах. Формы эмоционального переживания.
- Значение эмоций в жизни человека, их функции.
- Понятие воли. Общая характеристика волевых действий. Структура волевого акта. Волевые качества личности.
- Учения о темпераменте. Характеристика типов темперамента.
- Понятие, свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
- Понятие и структура характера.
- Понятие и виды способностей.
- Природа способностей. Задатки, склонности.
- Одаренность, талант, гениальность.
- Ощущение как психический процесс. Классификации видов ощущений.
- Основные свойства ощущений.
- Взаимосвязь ощущения и восприятия. Основные виды восприятия.
- Основные свойства восприятия.
- Общее понятие представления. Его основные характеристики, функции, виды.
- Внимание как свойство психики человека. Его виды и свойства.
- Общая характеристика памяти, ее основные виды.
- Основные механизмы и процессы памяти.
- Приемы и условия осмысленного запоминания.
- Понятие, виды воображения.
- Механизмы синтезирующей деятельности воображения.
- Мышление, его основные характеристики. Классификации видов мышления.
- Основные формы мышления.
- Основные виды умственных операций.
- Общая характеристика речи. Речь и язык.
- Основные виды, формы, функции речи.
- Развитие речи в филогенезе.
- Классификация методов психического исследования (Ананьев Б.Г.)
- Проблема интроспекции и метод самонаблюдения.
- Наблюдение: виды, достоинства, недостатки.
- Эксперимент: виды, достоинства, недостатки.
- Опросные методы психологического исследования.
- Психодиагностические методы исследования.