Принципы русской орфографии
Морфологический принцип правописания
1) Принцип орфографии, лежащий в основе русского письма и заключающийся в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют на письме единое начертание, несмотря на различия в произношении (непозиционные чередования в морфемах передаются). Морфологический принцип работает при написании:
а) корней: дом (дом), домашний (д ^ м)ашний, домовой (дъм)овой;
б) приставок: подписъ (пот)пись, подписать (път)писать;
в) суффиксов: домовый (-ов-), домовой (-^ в-); заботливый – молчаливый (в суффиксе -лив- всегда пишется и); звериный, куриный, соловьиный (в суффиксе -ин- всегда пишется одно н).
г) окончаний: на реке (-е) – на речке (-ь); стеной – мино(-ъ-)й; под окном – под неб(-ъ-)м; говорит – дышит (в первом слове окончание под ударением произносится четко, во втором – нечетко, однако и в этом случае в глаголе второго спряжения в форме третьего лица единственного числа нужно писать окончание -ит).
2) Принцип графически единообразного оформления написаний слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям. Сюда относятся:
а) написания имен существительных женского рода с конечными шипящими: дочь, вещь, рожь, мышь. Написание мягкого знака на конце этих слов имеет не фонетическое значение, а служит показателем грамматического рода и графически объединяет все существительные женского рода с конечными согласными (как нешипящими, так и шипящими) в одном типе 3-го склонения (ср. единство падежных форм у названных слов и таких, как новь, тетрадь, метель, тень, топь, гарь, кровать и т. д.);
б) написания инфинитива с конечным шипящим: беречь, стеречь, стричь, достичь. И в этом случае мягкий знак не является знаком мягкости, а служит формальной приметой неопределенной формы глагола, и его написание создает графическое единообразие оформления инфинитива (ср. наличие мягкого знака у основной массы глаголов в неопределенной форме: брать, верить, писать и т. д.);
|
в) написание формы повелительного наклонения с конечным шипящим: умножь, назначь, утешь. Также и здесь написание мягкого знака служит целям морфологии: он выполняет роль графического показателя формы повелительного наклонения, чем создается единообразное внешнее оформление императива (ср. написание мягкого знака у всех глаголов в форме повелительного наклонения с конечными мягкими согласными: исправь, откинь, отмерь, отбрось, отметь и т. д.).
Традиционный (исторический) принцип
К традиционному принципу относятся такие написания, которые являются пережитками прошлого и не могут быть обоснованы ни морфологически, ни фонетически. Сюда относятся:
1) написание буквы и после твердых шипящих ж и ш (жить, шить), которое объясняется тем, что в древнерусском языке звуки (ж) и (ш) были мягкими и написание сочетаний жи, ши соответствовало произношению;
2) написание мягкого знака после шипящих во втором лице единственного числа глаголов (читаешь, строишь), в наречиях (настежь, наотмашь, вскачь), в частицах (лишь, бишь, вишь, ишь), что объясняется наличием когда-то конечного гласного, впоследствии редуцировавшегося;
3) написание окончания родительного падежа единственного числа прилагательных -ого, произносящегося со звуком (в) на месте буквы г (большого, доброго и т. п.);
|
4) написание безударных гласных в таких словах, как корова, собака и др., не поддерживаемое современным литературным произношением, или в таких словах, как калач, паром, славяне и др., появившееся в результате развития аканья и закрепления его на письме;
5) написание непроизносимых согласных в существительных лестница, чувство.
Фонетический принцип
К фонетическому принципу относятся написания слов в соответствии с их произношением. Важнейшие фонетические написания:
1) написание приставок на з- и с-; без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз, чрез- (через-): безбрежный – бесплановый, возглавить – воскликнуть, взбежать – вскружить, избрать – испортить, низводить – нисходить, раздать – растерять, розвальни – россыпи, чрезмерный – чересполосный;
2) написание приставки раз- (рас-) – роз- (рос): разыскать – розыск, расписать – роспись;
3) написание ы вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный: безыдейный, подыскать, предыдущий, сыграть.
4) написание таких корней, как расти, наращение – рос, рост; заря, зарница – зори, зорька; скакать, скакун – заскок; блистать, блистательный – блеск, блещущий. Перечисленные и им подобные варианты, известные в орфографии, как корни с чередующимися гласными, возникли исторически, их правописание во многих случаях определяется традицией;
5) написание окончаний -ой (под ударением) и -ый/-ий (без ударения): дорогой – строгий, смешной – красный;
6) написание о или е после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных и прилагательных: межой – кожей; мечом – неучем; шалашом – макинтошем; свинцом – солнцем; о большом – о большем.
|
Дифференцирующий принцип
Дифференцирующие написания (от лат. differens — различающийся) – разные написания, служащие для различения на письме одинаково звучащих слов.
1) Поджог (имя существительное: совершить поджог) – поджёг (прошедшее время глагола: поджег мусор). Ср.: ожог – ожёг, пережог – пережёг;
2) Бал (танцевальный вечер) – балл (единица оценки);
3) Кампания (ряд мероприятий) – компания (группа лиц, общество);
4) Плач (существительное: плач ребенка) – плачь (форма повелительного наклонения глаголов: Не плачь, все можно исправить!);
5) Тушь (существительно женского рода: Мы чертим черной тушью) – туш (существительное мужского рода, означающее «короткое музыкальное приветствие»: Оркестр сыграл туш, и раздались аплодисменты).