Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь)




УДК 004.946: 159.964.21

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА.

Канеев Максим Юрьевич

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Е-mail: maxkaneev@mail.ru

В данной работе мы исследуем основные воззрения психоаналитиков на феномен социальной адаптации личности. Мы постараемся, на основе литературных источников, проанализировать основные взгляды психоаналитической концепции социальной адаптации.

Ключевые слова: Адаптация, Конфликт, Социальная уступчивость.

Постановка проблемы: Проблемой адаптации личности в социуме занимался немецкий психоаналитик Г. Гартманн, хотя вопросы адаптации обширно рассматриваются и в работах З. Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации обсуждались в работах Анны Фрейд, ставших уже классическими для психоаналитиков. [4]

Г. Гартманн считает, что проблема адаптации не решается лишь психоанализом, так как данная проблема является также предметом биологии и социологии. Однако, по мнению Г. Гартманна, без открытий психоанализа данная проблема не может быть решена. [1]

Согласно Гартманну, рост интереса к вопросу адаптации обусловлен повышением общего интереса к личности и способам её приспособления к внешним условиям. Он считает создание Эго-психологии одним из важнейших событий на пути превращения психоанализа в общую теорию психологии, а также использование многих результатов в психоанализе, полученных в других школах психологии.

Цель статьи: Исследование социальной адаптации личности с точки зрения психоанализа.

Изложение основного материала статьи: С точки зрения психоанализа понимание адаптации зиждется на представлениях Зигмунда Фрейда о структуре личности. В данной структуре выделяются три инстанции: Id (Оно), Ego (Я) и Super-Ego (Сверх-Я). [6]

По мнению психоаналитиков конфликты, которые переживаются людьми, возникают между данными «инстанциями». Существует три типа конфликтов, первые два из которых являются внутри-психическими.

1. Конфликты между Я и Оно. К примеру, влечение требует разрядки, а автономные познавательные функции сдерживают его или развиты ещё не в достаточной степени для его обслуживания.

2. Конфликт между Сверх-Я и Я. Этот тип конфликта вызывает тревогу, стыд и страх и, в следствии данных эмоциональных процессов, активность определённых защитных психических механизмов.

3. Конфликт между Я и реальностью. По мнению психоаналитиков, все конфликты личности с внешней реальностью вовлекают «Я». Данная инстанция руководствуется принципом реальности, вследствие чего реальность подвергается проверке, и если в ней нет еще условий, удовлетворение определенных желаний может откладываться. Деятельность «Я» характеризуется вторичным логическим и реалистическим процессом мышления, а также планированием путей достижения удовлетворения желаний. [2]

Рассматривая психоаналитическую типологию конфликтов, нельзя проигнорировать проблему Эдипова комплекса. Необходимым является анализ его как конфликта и его адаптивных и дезадаптивных последствий.

Также важно учитывать следующее: внутренние и внешние конфликты, описываемые психоаналитиками в своих работах, можно исследовать без привлечения значительной части понятий и представлений психоаналитической теории. Вследствие этого в теории социально-психологической адаптации необходимо уделить должное внимание конфликтам, открытым психоаналитиками. [3]

Г. Гартманн придаёт большое значение конфликтам в развитии личности. Но также он признаёт, что не всякая адаптация к среде и не всякий процесс научения, созревания являются конфликтными. Такие процессы как восприятие, мышление, речь, память, творчество и многое другое может быть свободно от конфликтов. Данные проццессы могут привести к конфликтам, нарушение их может порождать конфликты, в частности в сфере инстинктивных явлений. Однако Гартманн вводит термин «свободная от конфликтов сфера Я» (conflict-free Ego sphere).

Адаптация, по Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтами, так и те процессы, которые входят в «свободную от конфликтов сферу Я». Данный учёный считает, что многие проблемы, которые связаны с развитием характера, таланта, «интересов Я», выбора методов защиты и т.п. не могут быть решены лишь в терминах инстинктов и конфликтов. Данная критика, как нетрудно заметить, направлена против З. Фрейда и некоторых других представителей ортодоксального психоанализа.

Изучение «Я» в психоанализе начиналось с раскрытия и описания защитных механизмов. Однако возникал необходимость изучить и другие функции и аспекты «Я-активности».

По Г. Гартманну, если определённый интеллектуальный процесс (например, интеллектуализация, выступающая в качестве защитного механизма против собственных инстинктивных влечений личности, согласно А. Фрейд) играет защитную роль, то это не значит что эта функция исчерпывается его определение. Данный процесс может быть направлен на внешнюю реальность, способствуя адаптации в ней личности. Множество функций «Я» не вовлечено непосредственно в конфликты личности, но может оказывать косвенное влияние на защитные процессы. Развитие интеллекта в онтогенезе Гартманн считает независимым от конфликтов.

Данная идея представляется в целом плодотворной. Познавательные процессы в процессах защиты и адаптации играют служебную роль: актуализация их происходит тогда, когда фрустрированная личность для поддержания своей защиты нужается в познаветальных процессах, к примеру осуществление интеллектуализации и рационализации. Вследствие этого можно считать также, что одним из вохможноых направлений развития теории социально-психологической адаптации является исследование процессов развития интеллектуальных способностей и структур, которые постепенно начинают выполнять защитно-адаптивную роль, то есть становятся полифункциональными.

Другая сторона обсуждаемого вопроса звучит следующим образом: какое влияние оказывают защитные процессы на те функции «Я», которые прямо не вовлечены в личностные конфликты. К данной области относятся такие явления как «сила Я», «ограничение Я» и другие. Проявление «Силы Я» ярче всего иллюстрировано в области борьбы и конфликтов, но она покоится на способностях, характере, воле и других образованиях личности. Следует заметить, что успех в социальном окружении не всегда является результатом «Силы Я», иначе всякому конформисту мы были бы вынуждены приписать «Силу Я», что, конечно же, являлось бы искажением психической реальности.

Многие психоаналитики, том числе и Г.Гартманн, различают адаптацию как процесс и адаптивность как результат адаптации. По мнению аналитиков хорошо адаптированный человек - это такой человек, у которого не нарушена способность наслаждаться жизнью, нет отклонений в продуктивности и психическом равновесии.

Личность и среда в процессе адаптации активно изменяются, между ними возникают отношения адаптированности. На Г.Гартманна большое влияние оказала эволюционная биология, он считает, что человек имеет преформированные средства адаптации, которые в дальнейшем развиваются и используются в процессе адаптации. Регулятором адаптивного процесса выступает "Я".

Введенные З.Фрейдом понятия «аллопластических» и «аутопластических» измерений широко используются современными психоаналитиками и поэтому различают два вида адаптации:

1) Аллопластическая адаптация осуществляется при помощи тех изменений во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствии со своими потребностями

2) Аутопластическая адаптация происходит за счет изменений личности (изменений структуры, навыков, умений и т.д), при помощи которых она приспосабливается к среде. К этим двум собственно психическим разновидностям адаптации он добавляет еще один: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма.

Многие психоаналитики, особенно в пик обсуждения книги Гайнца Гартмана, большое значение придавали социальной адаптации личности. Автор данной книги подчеркивает, что перед человеком встает задача адаптации к другим людям с момента его рождения. Человек адаптируется к социальной среде, которая частично существует в результате активности предыдущих поколений и самого его. Кроме того, что человек активно принимает участие в жизни общества, он так же создает условия, к которым необходимо адаптироваться. По большей части сам человек создает себе свою среду обитания. Возможности адаптации и частично развитие «Я» зависят от структуры общества, от процесса разделения труда, а так же от места, которое человек занимает в обществе. Структурой общества при помощи обучения и воспитания выделяются те формы поведения, которые обеспечат адаптацию человека

Г. Гартманн вводит понятия «социальная уступчивость», смысл которого заключается в том, что социальная среда направляет нарушения адаптации так, что неприемлемые формы поведения в одних социальных условиях являются приемлемыми в других. Детям и взрослым общество предоставляет различные возможности удовлетворения потребностей и развития. Эти возможности оказывают на них неодинаковое влияние. В первую очередь проявление социальной уступчивости характерно в отношении с детьми, а так же с людьми, которые страдают неврозами и психозами. Поэтому Г.Гартманн считает, что адаптация является многослойным процессом, причем представление об уровне адаптации находится в концепции человеческого здоровья.

Г.Гартманн, указав на тесную связь между биологическим и психическим приходит к выводу о том, что «психическое является существенной частью биологического», считая, что биология и психология являются двумя разными подходами, двумя точками зрения на одно и то же.

На данный момент точка зрения психоанализа на проблему адаптации человека является одно из самых разработанных. В психоанализе создана широкая система понятий и открыт ряд тонких процессов, помогающих человеку адаптироваться к социальной среде. С другой стороны теория адаптации в психоанализе нуждается в развитии путём выхода из рамок ортодоксальных представлений этой школы с учётом современных достижений психологии личности, социальной психологии и других психологических наук.

ВЫВОДЫ:

1. Вопросы адаптации обширно рассматриваются и в работах З. Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации обсуждались в работах Анны Фрейд

2. Г. Гартманн считает, что проблема адаптации не решается лишь психоанализом, так как данная проблема является также предметом биологии и социологии.

3. С точки зрения психоанализа понимание адаптации зиждется на представлениях Зигмунда Фрейда о структуре личности. В данной структуре выделяются три инстанции: Id (Оно), Ego (Я) и Super-Ego (Сверх-Я). По мнению психоаналитиков конфликты, которые переживаются людьми, возникают между данными «инстанциями».

4. Рассматривая психоаналитическую типологию конфликтов, нельзя проигнорировать проблему Эдипова комплекса. Необходимым является анализ его как конфликта и его адаптивных и дезадаптивных последствий.

5. Адаптация, по Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтами, так и те процессы, которые входят в «свободную от конфликтов сферу Я»

6. Многие психоаналитики, том числе и Г.Гартманн, различают адаптацию как процесс и адаптивность как результат адаптации. По мнению аналитиков хорошо адаптированный человек - это такой человек, у которого не нарушена способность наслаждаться жизнью, нет отклонений в продуктивности и психическом равновесии.

7. Г. Гартманн вводит понятия «социальная уступчивость», смысл которого заключается в том, что социальная среда направляет нарушения адаптации так, что неприемлемые формы поведения в одних социальных условиях являются приемлемыми в других.

8. Г.Гартманн, указав на тесную связь между биологическим и психическим приходит к выводу о том, что «психическое является существенной частью биологического», считая, что биология и психология являются двумя разными подходами, двумя точками зрения на одно и то же.

9. Теория адаптации в психоанализе нуждается в развитии путём выхода из рамок ортодоксальных представлений этой школы с учётом современных достижений психологии личности, социальной психологии и других психологических наук.

 

 

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Hartmann Ego Psychology and the Problem of Adaptation. New York. 1958, p. 9.

2. Miller N. Experimental studies of conflict. // Personality and the Behavior Disorders. Ed. By J. Hunt. Vol. 1, New York: The Ronald Press Co., 1944.

3. Налчаджян А. А.. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо,. — 368 с.

4. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы / А. Фрейд - М., 1993. - 142 с.

5. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд - М., 1992. - 569 с.

6. Фрейд З. Я и Оно / З. Фрейд - М., 1990. - 56 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: