Курс II, семестр 4
Количество ЗЕ по плану – 2. Форма промежуточной аттестации – «без оценки»
Количество часов по учебному плану – 45, в т.ч. аудиторная работа – 36, самостоятельная работа – 9.
Виды учебной деятельности студентов | Балл за конкретное задание | Число заданий за семестр | Баллы | |
Мин. | Макс. | |||
Дидактическая единица 1, 2, 3 Диалекты в системе общенародного языка, взаимодействие диалектов и литературного языка. Методы изучения диалектов. Фонетические особенности народных говоров. | ||||
Текущий контроль (изм. 1) | ||||
Письменная контрольная работа (раздел 1 комплекса контрольных заданий) | ||||
Дидактическая единица 4, 5 Лексические особенности народных говоров. Грамматические особенности народных говоров. | ||||
Текущий контроль (изм. 2) | ||||
Письменная контрольная работа (раздел 2 комплекса контрольных заданий) | ||||
Дидактическая единица 6 Диалектное членение русского языка. | ||||
Рубежный контроль (изм. 3) | ||||
Отчет по анализу текста (раздел 3 комплекса контрольных заданий) | ||||
Итого: |
Штрафные баллы предусмотрены за нарушение сроков выполнения работ и отсутствие на занятиях (-1 балл).
Поощрительные баллы предусмотрены за предложения по использованию материалов курса в практике школьного преподавания, публикации, участие в НИРС (+5 баллов)
Комплекс контрольных заданий к зачету
Раздел: «Методы изучения диалектов», «Ударный вокализм», «Вокализм первого предударного слога», «Консонантизм».
1. Охарактеризуйте запись (определите тип фонетической транскрипции):
В предложенных для анализа текстах преобладают в основном два вида транскрипции:
1) упрощенная фонетическая транскрипция, в которой имеются некоторые графические упрощения (например, сохраняются знаки препинания, прописные буквы, отсутствует знак смягчения согласного перед гласным переднего ряда и т.д.);
2) научная фонетическая транскрипция, основной графический принцип которой состоит в том, что для передачи каждого звука используется особая буква, не используются знаки препинания, предлоги и частицы транскрибируются слитно со словами, к которым примыкают по ударению и под.
2. Охарактеризуйте качество гласных звуков, находящихся под ударением (УРК1, §23-28): сколько гласных фонем в данном говоре; какие звуки произносятся на месте древнего ě в различных фонетических условиях(перед твердым согласным, перед мягким согласным, на конце слова); какие позиционные изменения ударных гласных имеют место в данной диалектной системе.
3. Охарактеризуйте качество следующих гласных звуков:
1) гласные первого предударного слога после твердых согласных (УРК, §30-31, 37-38, 59): оканье или аканье, к какому типу относится оканье (полное или неполное) или аканье (диссимилятивное или недиссимилятивное);
2) гласные первого предударного слога после мягких согласных (УРК, §32-36, 39-58, 60): что произноситься в указанной позиции в соответствии с <e>, <ě>, <а> (еканье, ёканье, иканье, яканье).
4. Охарактеризуйте качество следующих согласных звуков:
· звонкий заднеязычный согласный, соответствующий литературному [г] (УРК, §68-69);
· соответствующий литературному губно-зубному [в] (УРК, §73);
· наличие или отсутствие самостоятельной фонемы <ф> (УРК, §73);
· соответствующий литературному [л], наличие или отсутствие [l] («эль среднеевропейское») (УРК, §74);
· аффрикаты [ц], [ч]: употребление, твердыми или мягкими они являются (УРК, §75-79);
· шипящие [ж], [ш]: твердыми или мягкими они являются (УРК, §80,85);
· соответствующие литературным долгим мягким шипящим [ж̅ʼ], [ш̅ʼ] (УРК, §80,85).
Охарактеризуйте также диалектные позиционные изменения согласных звуков, отраженные в тексте: есть ли в тексте случаи выпадения [j] в интервокальной позиции и последующее стяжение гласных, в каких грамматических формах они встречаются (УРК, §84), ассимилятивно-диссимилятивные процессы (УРК, §71, 81-83), отвердевают ли конечные губные согласные (УРК, §81), упрощаются ли сочетания [ст], [сʼтʼ] на конце слова (УРК, §85).
раздел: «Лексика русских говоров. Диалектные словари», «Грамматический строй русских говоров».
1. Лексические особенности текста
Студент должен выписать из текста диалектные слова, указать их значение (определяется по контексту, в трудных случаях необходимо обращаться к диалектным словарям), территорию распространения (определяется только по диалектным словарям).
В этом же разделе студент должен особо отметить диалектные слова, которые отличаются от соответствующих слов литературного языка морфемным составом (лексико-словообразовательные диалектные слова), устойчивой фонетической чертой (фонематические диалектные слова), местом ударения (акцентологические диалектные слова).
2. Морфологические черты говора
Объясните диалектные особенности в системе имен существительных (УРК, §87-111).
Выделите характерные для говора формы личных местоимений и возвратного (УРК, §112-115, 122).
Установите, какими характерными чертами отличается склонение прилагательных и неличных местоимений (УРК, §116-122).
Укажите особенности образования, склонения и употребления числительных (УРК, §123-126).
Определите, нет ли в тексте диалектных форм наречий, как они образованы, каково их значение в данном говоре в соответствии с литературным языком.
Отметьте черты, которыми отличается спряжение глаголов в данном говоре: личные окончания глаголов 3-го лица единственного и множественного чисел настоящего (будущего простого) времени, изменения конечных согласных формообразующей основы, другие особенности в спряжении глаголов (УРК, §136-154). Рассмотрите, как образуются формы повелительного наклонения (УРК, §156-157), инфинитива (УРК, §132-135), возвратных глаголов, прошедшего времени (УРК, §155).
Выявите особенности причастий и деепричастий (УРК, §158-161).
3. Синтаксические черты говора
В процессе анализа текста обратите внимание на следующие вопросы:
1) особенности в построении словосочетаний (УРК, §163-167):
а) особенности соединения слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) (УРК, §163); б) особенности в употреблении предлогов, союзов и частиц (УРК, §165, 167, 168, 173); в) наличие особых синтаксических конструкций (УРК, §166-167),
2) особенности в построении предложений (УРК, §168-175):
а) особенности грамматического выражения главных членов предложения (УРК, §127, 170-172); б) имеются ли в данном тексте постпозитивные частицы, согласуются ли они со словами, к которым примыкают, и как (УРК, §173).