Мираторг
Определите, к какому типу конкурентных рынков можно отнести рынок мяса и полуфабрикатов в РФ?
В Российской Федерации рынок мяса и полуфабрикатов можно отнести к рынку с несовершенной конкуренцией, в частности относящемуся к типу олигополии.
Такой рынок практически закрыт для аутсайдеров из-за наличия тех же входных барьеров (именно они обеспечивают стабильность числа фирм), по между собой фирмы-олигополисты конкурируют и поэтому не свободны в назначении цены.
Большая часть производства и продаж на рынке мяса и полуфабрикатов осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. В регионах присутствуют и мелкие предприятие, но в целом на Россию выходят только крупные.
Какую вид конкурентной стратегии использует компания «Мираторг» для поддержания развития своего бизнеса?
Анализируемая в кейсе компания «Мираторг» для поддержания своего развития использует стратегию вертикальной интеграции.
"Мираторг" удалось построить с нуля крупнейшее в Европе вертикально интегрированное производство "от поля до прилавка".
Вертикальная интеграция расширяет сферу деятельности компании в данной отрасли. Компании могут расширять свою деятельность по направлению к поставщикам («назад») и/или к конечному пользователю товара («вперед»).
Выбирая путь вертикальной интеграции, компании стремятся к полной интеграции (участие во всех звеньях отраслевой цепочки ценности) или частичной интеграции (занятие позиций в ключевых звеньях отраслевой цепочки ценности). Вертикальная интеграция происходит двумя путями: компания создает подразделения в других звеньях отраслевой цепочки ценности либо поглощает компании, действующие в этих звеньях.
|
В нашем случае компания создает свои подразделения и открывает новые цеха для поддержания всей цепочки производства от выращивания скота до готовых полуфабрикатов и мяса.
Выявите факторы, побудившие компанию выбрать и применить данный вид стратегии для развития своего бизнеса.
Основным фактором, побудившим компанию идти по данному пути является стремление к лидерству в отрасли по качеству, по снижению издержек, по роли на рынке.
Вертикальная интеграция целесообразна, когда:
Ø во-первых, она создает конкурентное преимущество;
Ø во-вторых, повышает эффективность стратегически важных видов деятельности за счет снижения затрат, создания новой компетенции, повышения степени дифференциации товара;
Ø в-третьих, увеличивает окупаемость инвестиций, гибкость и адаптационные возможности компании к изменению потребительского спроса;
Ø в-четвертых, у компании есть реальная возможность эффективно управлять общими и административными издержками даже при увеличении количества звеньев цепочки ценности.
Выгоды вертикальной интеграции по сравнению с вынесением за пределы компании определенных видов деятельности это: придание значительной торговой силы, сокращение издержек на стыках, снижение общей стоимости продукции.
Перечислите основные потенциальные риски, которые может нести выбранная компанией стратегия для развития своего бизнеса?
Вертикальная интеграция имеет ряд существенных недостатков:
Ø во-первых, она увеличивает капиталовложения в отрасль, где работает компания, повышая тем самым предпринимательский риск и не позволяя компании направлять финансовые ресурсы в другие, возможно, более доходные сферы;
|
Ø во-вторых, большой недостаток вертикальной интеграции как «вперед», так и «назад» состоит в том, что она заставляет компанию ориентироваться только на собственные возможности и источники снабжения (которые бывают более дорогостоящими, чем внешние поставки), и снижает восприимчивость компании к изменению потребительского спроса в сторону расширения ассортимента товаров;
Ø в-третьих, вертикальная интеграция затрудняет баланс мощностей в каждом звене в цепочке ценности. Наиболее эффективный объем производства в одном звене цепочки ценности может не соответствовать потребностям связанного с ним другого звена. Полное соответствие мощностей в цепочке ценности встречается редко;
Ø в-четвертых, для интеграции «вперед» и «назад» требуются разные навыки и возможности.
Главное в вертикальной интеграции – определить, какие виды деятельности из отраслевой цепочки ценности компании выгоднее выполнять самостоятельно, а какие – передать внешним исполнителям.
Хотелось бы добавить, что при вертикальной интеграции компании «Мираторг» может понести убытки если на каком-то этапе производства случится непредвиденная остановка производства, в случае работы с несколькими поставщиками такой эффект мог бы минимизироваться за счет поставок от других поставщиков.
Вертолеты России
Укажите, какие 2-4 сектора оперативной окружающей среды должны изучаться менеджерами компании более детально (для внутреннего и международного рынков). Аргументируйте свой ответ.
Существует ли необходимость у холдинга вступать в международные стратегические альянсы с целью дальнейшего освоения зарубежных рынков в контексте глобальной конкуренции? Свой ответ поясните.