О замыслах и смыслах социальной политики




Социальная политика –

это не выбор пути к поставленной цели,

это создание условий, когда все пути ведут к этой цели.

Социальная политика как основополагающий фактор построения справедливого общественного устройства и показатель реальности социально ориентированного государства во все времена была практически недостижимой мечтой, утопией. Всегда предпринимались попытки улучшить бедственное положение большинства населения той или иной страны посредством косметических популистских изменений, серьезных реформ или кардинальных преобразований, завершавшихся сломом существующего строя. Но и после революционных преобразований она формировалась рукотворно (искусственно) и умирала закономерно из-за утраты своих носителей, смены формаций, государственных систем, хозяйственных парадигм. Только социальная политика, опирающаяся на целостное представление о мироздании и социально-хозяйственных систем, на мировоззренческие основания, духовные традиции, нравственные ценности и исторический опыт имеет практическую ценность, будущее, может устремлять к цели и вдохновлять общество, обеспечивая его гармоничное развитие.

При этом под социальной политикой мы понимаем не только систему мер и действий по достижению общественно значимых социальных целей (что общепринято и почти всегда неконкретно). Это и целостная система ценностных ориентиров и принципов, выработанных обществом для осмысленного, целесообразного использования мировоззренческих оснований общественного развития при разработке и реализации стратегий развития общества. На основе этих принципов определяются приоритеты социального и хозяйственного развития, вовлекаются ресурсы и используются инструменты развития, разрабатываются механизмы управления и регулирования, посредством которых формируется и реализуется социальная политика. Только после этого можно разработать комплекс стратегий, программ и проектов, объединенных одной системой замыслов, ценностей и целей.

Такой подход к социальной политике возвращает человека как приоритетную ценность социально-хозяйственного развития во главу формирования стратегий гармонизации социально-хозяйственных систем и общественного развития!

Мы видим следующие актуальные задачи, которые требуется решить для формирования и эффективной реализации социальной политики и социально ориентированных стратегий и программ развития.

Задача 1: Ясное формулирование системы ценностных ориентиров, мировоззренческих оснований социально-хозяйственной политики, целью которой должно явиться создание условий для творческой реализации человеком своего предназначения и возможностей, для духовного развития самого человека.

Социальная политика не является наукой, но может вбирать в себя научные идеи и мировоззренческие основания, результаты научно-практических исследований тенденций общественного развития. Одной из задач разработчиков социальной политики является консолидация, интеграция разработок ученых, инициатив населения, формирование коллективных форм выработки и принятия решений в этой области. В основании формирования социальной политики лежит научное понимание целостной и одухотворенной социально-хозяйственной реальности, знание законов развития мироздания и общества. Важным является возможность практической реализации этого понимания, например, через формирование механизмов самой социальной политики, инструментария социального заказчика и социальных экспертиз принимаемых стратегических решений и программ

Задача 2: Разработка системы принципов природоподобных отношений (законов мироздания), мировоззренческих, методологических, идеологических принципов формирования стратегических решений по развитию социально-хозяйственных систем, которые и становятся основой формирования и реализации социальной политики.

На наш взгляд, при смене идеологической парадигмы неолиберализма возможна лишь новая парадигма хозяйствования – идеология гармоничного социально-хозяйственного развития, не являющаяся продолжением известных миру идеологий, а вырабатываемая как адаптация мировоззрения к конкретным историческим условиям, к конкретным национальным особенностям, построенная на основе безусловного использования законов мироздания, законов развития мира и природы. При этом, основу формирования новых хозяйственных отношений может составить сформированная Методология стратегического планирования, как система принципов, методов, основ управления процессами развития. Стратегии развития социально-хозяйственной системы, национальные идеологии, социальная и хозяйственная политика, выступают в этой Методологии как целостное, осмысленное общее. Именно они будут ставить перед обществом задачи долгосрочного развития, вовлекая на первом этапе в эти процессы активную часть населения, а затем и все общество. Что и может являться основой формирования социальной политики.

Задача 3: Формулирование принципов, критериев, подходов формирования хозяйственных механизмов многоукладной экономики как существенных, смысловых условий формирования и реализации экономической политики, объединения (сборки) субъектов стратегического и социально-хозяйственного развития.

Задача жизнеспособного, самодостаточного общества – хранить традиции и преумножать наследие, частью которого являются современники; передавать потомкам исконные духовно-нравственные ценности, которые не навязаны извне, а ниспосланы нам свыше, выстраданы, выпестованы поколениями предков для формирования и достижения гармоничного будущего, образ которого создаётся при участии каждого человека и воспринимается всем обществом. Вне человеческих возможностей изменить действие законов мироздания. Знание же их и понимание мироустройства позволяют избегать множества бед. Жизнь в согласии с законами мироустройства позволяет строить желаемое грядущее. Без человека ни одно хозяйство не развивается, без изменения уклада жизни ни одна хозяйственная система не эволюционирует, без ориентации на общечеловеческие ценности ни одна стратегия социально-хозяйственного развития не бывает успешной. Социальная политика (как инструмент реализации идеологии гармоничного развития) – интеграция и консолидация побудительных мотивов духовного совершенствования каждого человека, его устремленности к саморазвитию и творческому созиданию достойного настоящего и желаемого будущего.

Задача 4: Разработка национальной программы формирования стратегического мышления для цивилизационного поведения и использования системы мировоззренческих критериев при принятии решений на всех уровнях управления.

Картина мира, как сложно структурированная целостность, является необходимой основой созидательного мировоззрения, как отдельного человека, так и общества в целом. И только при осознании и принятии целостности человека и мира возможно гармоничное развитие общества, государства и цивилизационной социально-экономической системы, возможно проектирование и созидание желаемого будущего во благо всех. Это означает, что, во-первых, в социально-хозяйственной системе объективно необходимо верховенство целого над частями и элементами, целостности целого над целостностями частей и элементов и, во-вторых, что целостная социально-хозяйственная система – единственно возможная форма существования общества. Система может быть различна по форме правления и государственного устройства, по применению хозяйственных механизмов, но она не может быть лишена своей целостности. Время отдельных решений, самостоятельных отраслевых (социальных, например) политик безвозвратно прошло. Сегодня время целостных осмысленных и осознанных решений и действий.

Задача 5: Формирование механизма социальной экспертизы принимаемых стратегических решений на всех уровнях иерархии управления развитием.

Потребность в проведении социальной экспертизы возникает всякий раз, когда решение стратегического характера (принятое или подготовленное к принятию) может существенно сказаться на жизнедеятельности людей. Мы привыкли к обязательности проведения экологических экспертиз значительных хозяйственных проектов, но забываем, что реализации этих проектов однозначно приведет к изменению, разбалансировке человеческих отношений, социальной ситуации в регионе реализации.

Решение о проведении социальной экспертизы должно закономерно возникать лиц, принимающих решение, когда нет определенности в понимании:

· возможных масштабов и характера влияния принимаемого решения на жизнедеятельность населения, на которое повлияют результаты реализации решения;

· насколько будут различаться последствия реализации управленческого решения для разных социальных групп, разных территорий, как они проявятся в разных социокультурных условиях;

· каких сторон, элементов социально-хозяйственных систем коснется принимаемое решение, без вовлечения которых невозможна полноценная его реализация;

· какое ресурсное и инструментарное обеспечение принимаемых решений необходимо для обеспечения социальной стабильности.

Законодательное оформление и методологическое обеспечение механизмов социальной экспертизы – одна из актуальных задач нашего общество, государства.

 

Задача 6. Разработка единой государственной политики, естественными, гармоничными и неотъемлемыми частями которой станут и социальная, и хозяйственная, и научно-техническая, и национальная, и оборонная политики. Именно как единое целое!!!

Другие задачи формирования социальной политики являются производными от вышеназванных и выступают технологическими, методологическими задачами с понятными подходами и инструментарием, со своими механизмами формирования, экспертизы и реализации.

Основные понятия и определения,

использованные в вышеприведенном материале

 

Социальная политика — составная частьгосударственной политики в области социально-хозяйственного развития и его социального обеспечения; система проводимых мероприятий, реализуемых стратегий и программ, направленных на улучшение качества и уровня жизни всех слоев населения, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, мировоззренческие, хозяйственные, методологические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

Социальная экспертиза — специальное исследование, проводимое для определения целесообразности принятия того или иного стратегического или проектного решения, выработки прогнозных оценок воздействия результатов решений на состояние общественных отношений и их гармонии с развитием других сторон социально-хозяйственного развития в границах права, прав и свобод человека и гражданина, и возможности реализации человеком своего творческого потенциала. Социальная экспертиза призвана содействовать адекватному выражению, учету и реализации интересов участников процессов социально-хозяйственного развития и общественных отношений, вовлеченных в это развитие в целях их гармонизации.

Социально-хозяйственная система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, инструментов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социальные объекты - социальные общности и сообщества, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты, прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения, социальные проекты и т. п.

Стратегическое мышление - способность человека прогнозировать результаты и последствия действий (своих и чужих), формулировать и ставить задачи по достижению долгосрочных целей развития целостных социально-хозяйственных систем любого уровня иерархии.

Стратегия развития общества — сформулированное понимание целей развития, практических действий и теоретических системных разработок на основе образов будущего, построенного на основе целостного стратегического замысла, направленного на максимальное приближение стратегий к природным законам развития сложных систем, стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.

Цель социально-хозяйственного развития - состояние социально-хозяйственной системы государства, социальной сферы, которое формируется участниками процесса стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: