Мартин Лютер - идеолог реформации




Мартин Лютер и начало реформации

 


 

Мартин Лютер (1483-1546) - основатель немецкого протестантизма, на которого оказали влияние мистика и учения Яна Гуса, не был философом и мыслителем.

Родители реформатора происходили из тюрингенских податных крестьян. После рождения Лютера в Эйслебене (Саксония) семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером. В 1497 году 14-летнего Мартина родители отвели во францисканскую школу города Марбург. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в Эрфуртский университет. В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и приступил к изучению юриспруденции. Тогда же, против воли отца, он поступил в Августинский монастырь в Эрфурте, известный особой строгостью устава. Однако результат его всевозможных аскетических усилий был плачевным: что ни делал Лютер, сознание богооставленности не покидало его.

В 1512 году Лютера вновь постиг приступ меланхолии (надо заметить, что в 29 лет он стал доктором богословия и субприором виттенбергского августинского конвента, это были в ту пору церковно одобряемые преуспевания) и он уединился в келье, где начал работать над составлением комментариев к латинскому тексту Псалмов. Неожиданно для себя Лютер обнаружил новое значение давно известных текстов, что привело к «перевороту» в сознании понимания проблемы оправдания и спасения. «Лютер осознал себя непосредственно причастным к Богу через ту самую судящую способность совести, которая как раз и свидетельствовала о его богооставленности».

После Лютер начинает осознавать, что выработка в монастыре дополнительных «христианских заслуг» - дело пустое. И уже в 1515-1516 годах он ставит под сомнение основы монашески-аскетического благочестия.

Началом реформаторского движения являлось событие, происшедшее в Виттенберге 31 октября 1517 года, когда Лютер обнародовал свои исторические 95 Тезисов, направленные против торговли индульгенциями. 18 октября 1517 года папа Лев Х выпустил буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Мартин Лютер взорвался критикой роли церкви в спасении, которая выражается в «Тезисах». Их основной мотив - мотив внутреннего раскаяния и сокрушения, противопоставляемого всякого рода внешней активности, любым делам, подвигам и заслугам.

Центральная мысль «Тезисов» состоит в следующем: Христову Евангелию идея искупительных пожертвований глубоко чужда; Бог Евангелия не требует от согрешившего человека ничего, кроме чистосердечного раскаяния в содеянном. Основная идея «Тезисов» - Богу одно только раскаяние - наталкивала верующего на мысль о том, что вся церковно-феодальная собственность представляет собой незаконное и насильственно приобретенное достояние.

Обличение скрытого неблагочестия церкви во главе с папой перед Богом привело на сторону Лютера всех недовольных властвованием развращенного Рима. Лютер не признает посредников между Богом и человеком, он отвергает церковную иерархию вместе с папой. Он отверг деление общества на мирян и священников, поскольку этому не нашёл подтверждения в Священном Писании. Таким образом, Лютер пришёл к выводу: священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», - писал Лютер.

Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганном Экком в 1519 году. Отвергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, т.е. православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение.

Слух о тезисах распространился молниеносно, и Мартина Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, на спор в Лейпциг. На суд он отказывается явиться, вспоминая о судьбе Яна Гуса. Знаменитый Лейпцигский диспут вёлся сначала между Экком и Карлштадтом (с 28 июня 1519 года), потом - между Экком и Лютером. Выгодное впечатление производили громкий голос Экка, его самоуверенность, отсутствие сомнений, находчивость и спокойствие, с которыми он заманил Лютера в ловушку. На стороне Экка были лейпцигские профессора, говорившие, что он разбил Лютера и Карлштадта.

Перед отъездом из Лейпцига, Экк написал курфюрсту Фридриху письмо, в котором называл Лютера и Карлштадта опасными еретиками. Экк сам привез в Германию папскую буллу об отлучении Лютера (1520 год), чем вызвал неудовольствие Фридриха Мудрого, отказавшегося от её опубликования. Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Папу Римского поддерживает император Карл V. В 1521 году проходит заседание рейхстага в г. Вормсе, где был издан Вормсский эдикт. Это был указ, изданный императором «Священной Римской империи» Карлом V в мае 1521 года и оглашённый на рейхстаге в г. Вормсе. Вормсский эдикт был направлен против Мартина Лютера и его учения. Данный указ объявлял Лютера еретиком и ставил его вне закона; запрещал поддерживать учение Лютера, читать и распространять его сочинения. Мартин Лютер, прибывший на Вормсский рейхстаг с охранной грамотой императора, отказался отречься от своего учения. Лютер был отлучен от церкви.

Лютеру давался 21 день на то, чтобы покинуть империю; призыв прекратить лютеранскую проповедь в имперских землях. Лютера поддержало имперское дворянство, которое критиковало устройство Церкви. Курфюрст Фридрих Саксонский укрыл его от преследований в своём замке Вартбург. Там в 1520-1521 годах Лютер приступает к переводу Библии на немецкий язык.

Лютер отверг большинство таинств, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Все пути спасения - только в личной вере человека. Утверждая непререкаемость авторитета Писания, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание веры и морали, на свободе совести, сам перевел его на немецкий язык. Уже в 1519 году Лютер отказался от средневекового представления о тексте Писания как о таинственном шифре, который не может быть понят без знания установившегося церковного толкования. Библия открыта для каждого, и ни одна ее интерпретация не может быть признана еретической, если она не опровергнута очевидными разумными доводами.

В августе - ноябре 1520 года выходят в свет публикации Мартина Лютера, составившие своего рода реформаторскую теологию: «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния», «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианина». В них намечена программа коренного преобразования церковной организации и «найдены формулы полного нравственно-религиозного размежевания с папством».

Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией).

Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания». В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности, и долг человека - прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного. Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ничем не отличаются от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству.

Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык: «Пребывай в труде (призвании) своем» (Сирах 11:20-21).

Один из исходных пунктов лютеровского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «всесвященства»). Только лишь Богу обязаны люди (от пап и князей до последнего крестьянина) повиноваться. В сравнении с Богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы.

Мартин Лютер наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости. Он также утверждал, что мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность отдаваться вере (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное Предание) и требовал восстановления авторитета Священного Писания. Он отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Мартин Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания человеком его полной зависимости от милости Божьей в деле спасения души. Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви.

В 1525 году он связывает себя узами брака с бывшей монахиней Катариной фон Бора. В браке Лютер нажил шестерых детей. Его последние годы жизни были омрачены хроническими недугами. Мартин Лютер умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.

лютер индульгенция реформация раскол



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: