Основные мотивы лирики. Поэма «Двенадцать».




2. Основные мотивы лирики Блока прочитать. Коротко законспектировать.

На сегодняшнем уроке мы ознакомимся с основными этапами творчества писателя и подробней остановимся на особенностях его ранней лирики.

Блок искренне считает, что лиризм – неотъемлемая часть поэзии. В 1907 году он пишет статью «О лирике», в которой говорит: «Так я хочу! Если лирик потеряет этот лозунг или заменит его любым другим, он перестанет быть лириком». Для него «всё преимущество и проклятие современной лирики состоит в том, что каждый волен вкладывать свой смысл в написанное».

Первая книга стихов Блока состоит из сборников «До света», «Распутья», «Стихи о Прекрасной Даме». Это символистские произведения, полные чувства тревоги, тоски, ожидания и недосказанности. Но они красивы и музыкальны. Поговорим подробнее о последнем сборнике.

«Стихи о Прекрасной Даме» – это 687 стихотворений, посвящённых в большинстве своём его супруге, Любови Дмитриевне Менделеевой. Но не только страстная всепоглощающая любовь сподвигла поэта на написание этого сборника.

На рубеже веков Блок увлекается философией Владимира Соловьева, который провозглашает Культ Божественной Софии. По мысли философа – это женственная по своей природе духовная субстанция, которая соединяет в себе телесное и моральное, благодаря ей в индивидуальном проявляется общее. «Любя одну женщину – любишь весь мир» – пишет Соловьев.

Блок обожествляет земную женщину:

Не призывай. И без призыва

Приду во храм.

Склонюсь главою молчаливо

К твоим ногам.

Облик лирической героини в «Стихах о Прекрасной Даме» многоплановый и многогранный: это и земная реальная женщина, и абстрактные понятия (такие, как Заря, или Лада), наделённые женственной энергетикой.

Сюжетная линия всего сборника строится на постоянном ожидании встречи, боязни разминуться с возлюбленной, не узнать её:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова,

Я каждый день издалека

Следил за ней, на всё готовый.

Я знал часы, когда сойдёт

Она — и с нею отблеск шаткий.

И, как злодей, за поворот

Бежал за ней, играя в прятки.

Первые стихотворения сборника символичны («Жизнь медленная шла, как старая гадалка»), в них есть благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда — появления Прекрасной Дамы «в мерцанье красных лампад». А в конце книги уже можно встретить реалистичные моменты: «Я любил твоё белое платье, утончённость души разлюбив…». В поздних стихотворениях появляется новый мотив — погибшая любовь, расставание, невозвратность и невосполнимость жизненной утраты. Несмотря на то, что это – одна из первых книг поэта, его стихи обладают почерком зрелого мастера.

Вторая книга называется «Нечаянная радость» (1904-1908 гг.), она состоит из сборников «Город», «Пузыри земли», «Снежная маска», «Фаина». Здесь поэт говорит о трудностях жизни, о страданиях, разлуках, смерти. И в то же время восхищается жизнью, принимает её, называя прекрасной.

Именно в сборник «Город» входит знаменитое стихотворение «Незнакомка». В нём автор будто преобразовывает свою Прекрасную Даму, придаёт ей абсолютно конкретные и реальные черты. Мы видим её хрупкой, одетой в тёмную вуаль, она красива и таинственна. Благодаря незнакомке наш лирический герой ненадолго отвлекается от грубой и тяжёлой действительности, она придаёт ему сил и вдохновения.

… И каждый вечер, в час назначенный,

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль…

Третья книга поэта (1907-1916 гг.) состоит из сборников «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Кармен», «Родина». В ней уже звучат трагические мотивы. В этой же книге звучит и патриотическая тема, тема России, её прошлого и будущего.

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока этого периода. Она не только обличает буржуазную действительность, но и испытывает саму суть отдельного человека, живущего в нём. «Страшный мир» его губит, заставляет страдать, превращает в тлен. Тёмные силы этого мира настолько сильны, что в них попадает и лирический герой Блока, поэтому душа его трагически переживает состояние собственной греховности, смертельной усталости, безверия и опустошённости:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

В этом этапе творчества мы не увидим возвышенной любви, как в «Стихах о Прекрасной Даме». В стихотворении «В ресторане», и вовсе, поэт говорит о неспособности человека любить. Вся безысходность этого мира описана и в знаменитых строчках:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века -

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь - начнёшь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Здесь создаётся ощущение замкнутости, повторяемости, отсутствия радости жизни. Аптека, улица, фонарь – логически не связанные между собой слова. Ничего не изменится, даже если проживешь ещё хоть «четверть века».

Таким образом, мы видим трансформацию лирики Блока на протяжении жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: