Производственная санитария является составной частью гигиены труда. Эта система организационных и санитарно-гигиенических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. В соответствие с требованиями санитарных правил на каждом судне должны быть санитарные документы (судовое санитарное свидетельство на право плавания, судовой санитарный журнал, санитарный паспорт судна) без наличия которых выход судна в плавание не разрешается.
Санитарные правила содержат требования к системам водоснабжения, отопления, вентиляции, хозяйственно-бытовым и сточным. Санитарные правила регламентируют нормы освещенности рабочих мест отдуха, устанавливают допустимые значения шума и вибрации. Санитарные правила учитывают специфику проживания на судах.
Каюты экипажа должны быть оборудованы умывальниками с горячей и холодной водой, зеркалом, розеткой для эл. бритвы.
Санитарные правила распространяются на санитарно-бытовые помещения: сушилки, умывальники, уборные, душевые, прачечные.
Рабочая одежда и спец. одежда должны размещаться и храниться вне жилых помещений. Для сушки спецодежды должны быть сушилки.
Санитарными правилами предусмотрены жесткие требования к помещениям и оборудованию пищеблока, хранению и реализации продуктов, мытью посуды и т.п.
Личная гигиена – это комплекс мер, которые должен самостоятельно принимать каждый член экипажа для сохранения и укрепления здоровья.
На судах имеются в достаточном числе умывальные и душевые.
На современных судах предусматриваются спортзалы с оборудованием для занятия спортом.
По факторам, относящимся к условиям судна, нужно отметить, что для улучшения условий пребывания человека на судне ведется непрерывная работа в процессе проектирования судна и его эксплуатации. Конструктивно среда обитания человека на судне обеспечивается вентиляцией, отоплением и освещением помещений.
|
Вентиляция помещений – регулируемый воздухообмен, а также сами устройства, которые создают и обеспечивают санитарно-гигиенические условия. Основной источник вредных веществ, теплоты и влаги в производственных помещениях – технологический процесс. По вредности наиболее опасными на транспорте являются малярные работы, зарядка аккумуляторов, сварка, зачистка танков, погрузо-разгрузочные работы.
Различают вентиляцию приточную, вытяжную, приточно-вытяжную, общеобменную, местную, естественную и механическую. Приточная вентиляция подает чистый воздух в помещениях извне. Вытяжная удаляет загрязненный воздух из помещений. Приточно-вытяжная вентиляция обеспечивает одновременно подачу свежего воздуха в помещение и удаление загрязненного воздуха.
Отопление помещений – производится в холодный период года с целью возмещения теплопотерь и поддержания температуры, отвечающей условиям теплового комфорта. Системы отопления подразделяются на местные и центральные. К местным относятся системы, в которых теплота получается используется в водном помещении, а к центральным – системы для отопления нескольких помещений. Используется паровое, воздушное, водяное или электрическое отопление. Наиболее распространено водяное отопление, преимущество которого – возможность совмещения с вентиляцией и кондиционированием воздуха. Также в каютах устанавливают электрические переносные обогреватели.
|
Освещение помещений – важный фактор обеспечения нормальных условий труда. Неудовлетворительное освещение утомляет зрение и организм работника в целом и может явиться причиной травматизма. Плохо освещенные зоны, слепящие лампы, резкие тени вызывают потерю ориентации и многократную переадаптацию зрения. В рулевой рубке на лобовом стекле перед органом управления устанавливают экраны, защищающие глаза вахтенного и его помощника от воздействия солнечных лучей. Также в темное время суток в рулевой рубке включаются светильники общего и местного освещения.
Охрана окружающей среды
В процессе эксплуатации судов происходит загрязнение водоемов сточными водами, сухим мусором, пищевыми отходами, нефтепродуктами при аварийных разливах, зачистке танков. Особенно быстро загрязняются реки и озера, требующие большего внимания, чем океаны и моря. Самая неблагоприятная обстановка складывается в местах большого скопления судов, например, портах. При этом все образующиеся на судне загрязнения можно разделить на две основные группы:
1) остатки перевозимых грузов, образующихся вследствие неполной их выгрузки, обмыва палубы и трюмов, танков и т. п.;
2) загрязнения, образующиеся в результате жизнедеятельности экипажа и пассажиров (сточные воды и бытовой мусор), а также в результате эксплуатации судовых механизмов (нефтесодержащие льяльные, или подсланевые воды, производственный мусор). Кроме того, до сих пор, к сожалению, весьма часты случаи аварийных разливов нефтепродуктов при бункеровке судов и в результате различных аварийных ситуаций.
|
Существует классификация мусора по степени его взаимодействия с водной средой:
- плавающий – приводит к загрязнению поверхности воды и берега;
- тонущий – загрязняет дно водоема, особый вред наносит рыбам;
- растворяющийся – поглощает для своего окисления кислород из воды водоема, изменяет ее окраску, вкус и т. п.
При эксплуатации судовых механизмов образуется особый вид отходов – подсланевые нефтесодержащие воды – это протечки воды из трубопроводов, арматуры, насосов, нефтепродуктов при ремонте механизмов. В настоящее время применяют как судовую, так и не судовую очистку нефтесодержащих вод от нефтепродуктов, т.е. нефтесодержащие воды обрабатывают на судах с использованием специального очистного оборудования или же передают на плавучие станции или специальны суда.
Для сбора мусора на судне могут быть предусмотрены съемные устройства (контейнеры), мешки, встроенные в корпус мусоронакопительные емкости (бункеры) или бункеры установок для уплотнения мусора.
Устройства для сбора мусора, в которых он должен собираться и храниться, должны быть надежно закрыты, причем на каждом из них должна быть соответствующая маркировка, указывающая вид мусора. Так же они должны размещаться, как правило, в зоне действия судовых грузоподъемных средств для обеспечения возможности погрузки и выгрузки их с учетом удобства сбора мусора. Съемные устройства для сбора мусора должны надежно крепиться к корпусу судну.
Категорически запрещается смешивать пищевые отходы с бытовыми и нефтесодержащими отходами.
Весь накопившийся мусор сдается на берег для его утилизации.