ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Морфемика. Морф. Типология морфем.
Вопросы для рассмотрения
1. Предмет словообразования. Разделы словообразования. Задачи словообразования.
2. Связь словообразования с другими науками.
3. Понятие о морфеме. Интегральные и дифференциальные признаки морфемы.
4. Морфема и морф. Алломорфы и варианты морфемы.
Практические задания
Понятие о морфеме. Признаки морфемы
1. Выделите омонимичные корни. Определите их значения и распределите слова по группам в зависимости от семантики корня:
1) -вод-: вода, водный, водить, водянистый, провод, проводить, наводнение, подводить, водник, вводный, наводчик, водовоз, паводок, развод, подводный;
2) -нож-: нож, ножевой, ножной, треножник, ножка, подножный, сороконожка, поножовщина, подножка, ножны;
3) -вин-: вино, виноватый, винодел, обвинить, извинение, виноторговля, провинность, винный, невинный.
2. Распределите слова по группам в зависимости от значения префикса до-: 1) ‘достичь предела’; 2) ‘добавить’; 3) ‘предшествовавший тому, что названо в производящей основе’.
Какие слова могут быть отнесены одновременно к двум группам? Аргументируйте вашу точку зрения.
Доплатить, дошкольный, добросить, добежать, долить, дочитать, довоенный, дописать, дорисовать, доисторический, достучаться.
3. Распределите слова по группам в соответствии со значением суффикса -ник-: 1) ‘лицо по действию’; 2) ‘собирательность’; 3) ‘предметность’.
Дополните каждую группу слов своими собственными примерами. Какое слово может быть включено одновременно в две группы? Аргументируйте ваш ответ. Какое слово нельзя включить ни в одну из групп и почему?
Мельник, чайник, ельник, молочник, цветник, рудник, передник, приемник, плотник, орешник.
4. Выделите морфемы в омоформах. Объясните разницу в морфемном членении последних.
1. Сидя за столом, который был подвинут к окну, мы наслаждались летним вечером. – Вечером дети подвинут стол к окну. 2. Ветер стих. – Пушкинский стих. 3. Мглистые дали. – Мне дали тетрадь. 4. Ребенок не спал. – Жар еще не спал. 5. Такой проект будет отвергнут. – Такое предложение отвергнут. 6. Простой вагонов. – Простой человек.
Морфема и морф
1. Произведите морфное членение текста.
Как беден наш язык! – Хочу и не могу. –
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясных запах,
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. (А. Фет)
К примерам из текста подберите алломорфы и варианты морфем.
2. Дополните ряды недостающими морфами:
1) -бр- // -бер- // бер’... (брать – беру – бери...);
2) -мя- // -мн-... (мять – мну...);
3) -сп- // -спл-... (спать – сплю...);
4) -блеет- // -блещ-... (блестеть – блещу...);
5) -город- // -горож-... (городить – горожу...);
6) -лг- // -лж-... (лгать – лжешь...);
7) -кольц- // -колец-... (кольцо – колец...);
8) -друг- // -друж-... (друг – дружить...);
9) -локот’- // -локот-... (локоть – локоток...).
3. Определите, какие из выделенных морфов являются алломорфами, а какие – вариантами морфем. Аргументируйте свой ответ.
С жиг ать – жж ение, даль ше – глуб же, быстр ее – быстр ей, вытира ни(j)е – вытира нь(j)е, жи ти(j)е – жи ть(j)ё, сол ени(j)е – сол ень(j)е, красн ехоньк ий – красн ешеньк ий, раз работ ать – раз рабат ывать, обу словл ивать – об уславл ивать, кое -какой – кой - какой, довер чив ый – терпе лив ый.
Задания для аудиторной работы
Понятие о морфеме. Признаки морфемы
1. Определите значения омонимичных префиксов и распределите слова по группам в соответствии с этими значениями:
1) от-: отплыть, отклеить, отужинать, отгладить, отпрыгнуть, отполировать, отгреметь, отсеяться, отрегулировать, отбелить;
2) раз- (рас-): разъезжаться, разговориться, расстилать, разодеться, размолоть, разнашивать, рассыпать, разрезать, раздуваться, разбушеваться;
3) с-: сбегать, съезжаться, сговориться, срывать, сгребать, стекать, сходиться, сторговаться, сбегаться, созвониться.
При необходимости обращайтесь к данным толковых словарей.
2. Определите значения омонимичных суффиксов и распределите слова по группам в соответствии с этими значениями:
1) -к-: горка, варка, внучка, подготовка, артистка, проверка, коровка, травка, побелка, цыганка, голубка, дочка;
2) -чик-: извозчик, стаканчик, переносчик, передатчик, стульчик, газетчик, лимончик, резчик;
3) -ист-: тракторист, гитарист, лучист, глинист, стилист, солист, круглолист, душист, аметист, костист, трубочист, извилист, ветвист, жилист.
Какое слово может быть записано в две графы? Какие слова не могут быть отнесены ни к одной из групп? Аргументируйте вашу точку зрения.
3. Подберите примеры на разные значения аффиксов:
1) -ец-: а) ‘лицо по происхождению из города’; б) ‘лицо по принадлежности к нации, народности’; в) ‘лицо по принадлежности к общественному течению’; г) ‘лицо по качественной характеристике’; д) ‘лицо по роду занятий’;
2) -ин-: а) ‘единичность’; б) ‘увеличительность’; в) ‘отвлеченный признак’; г) ‘мясо животного’; д) ‘результат действия’; е) ‘лицо женского пола по названию лица мужского пола’;
3) под-: а) ‘приближение’; б) ‘неполнота проявления действия’; в) ‘завершение действия’.
Морфема и морф
1. Охарактеризуйте отношения между выделенными морфами в следующих рядах:
1) библиотекар и – ректор ы – директор а – граждан е – друзь я;
2) книг а – наш а – высок а – читал а;
3) ча я – ча ю;
4) тоб ой – тоб ою;
5) люд ск ой – человеч еск ий;
6) актр ис а – артист к а – пев иц а – поэт есс а – преподаватель ниц а – диктор ш а – пловч их а;
7) мáме ньк а – мáм оньк а – мам áньк а;
8) во ображ ать – гре зить – мечт ать;
9) свет ский – свет лый;
10) раз лож ить – ра склад ывать;
11) при бить – ото рвать;
12) за городный – за морский;
13) на ехать – на играть (мотив) – на копить;
14) анти военный – противо законный.
2. Укажите условия выбора морфов, отраженные в следующих написаниях:
1) раз работать, рас талкивать, роз ыгрыш, рос сыпи, разо рвать;
2) раст ение, вы ращ ивать, рос ли, Рост ислав, от рас ль, рост, на вы рост;
3) инициатив ный, без ынициатив ный, сверх инициатив ный;
4) мороз ец – гололед иц а;
5) нож овк а – ноч евк а.
3. Определите, являются ли выделенные звуковые комплексы морфами:
1) ен: песенка – француженка – лесенка – ряженка;
2) а: а – акать – асимметричный – писать – издалека – бра – берега;
3) ий: горячий – барсучий – лесничий – бегуний – гений – розарий;
4) очк: шапочка – ленточка – мочка (уха).
Контрольные вопросы
1. Что является предметом словообразования?
2. Какие разделы выделяют в словообразовании?
3. Какие задачи решает морфемика и дериватология?
4. С какими лингвистическими науками связано словообразование?
5. Что такое морфема?
6. Какими интегральными и дифференциальными признаками обладает морфема?
7. Что такое морф в сравнении с морфемой?
8. Какие типы морфов выделяют в словообразовании?