Задания для аудиторной работы




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Морфемика. Морф. Типология морфем.

Вопросы для рассмотрения

1. Предмет словообразования. Разделы словообразования. Задачи словообразования.

2. Связь словообразования с другими науками.

3. Понятие о морфеме. Интегральные и дифференциальные признаки морфемы.

4. Морфема и морф. Алломорфы и варианты морфемы.

Практические задания

Понятие о морфеме. Признаки морфемы

1. Выделите омонимичные корни. Определите их значения и распределите слова по группам в зависимости от семантики корня:

1) -вод-: вода, водный, водить, водянистый, провод, проводить, наводнение, подводить, водник, вводный, наводчик, водовоз, паводок, развод, подводный;

2) -нож-: нож, ножевой, ножной, треножник, ножка, подножный, сороконожка, поножовщина, подножка, ножны;

3) -вин-: вино, виноватый, винодел, обвинить, извинение, виноторговля, провинность, винный, невинный.

2. Распределите слова по группам в зависимости от значения префикса до-: 1) ‘достичь предела’; 2) ‘добавить’; 3) ‘предшествовавший тому, что названо в производящей основе’.

Какие слова могут быть отнесены одновременно к двум группам? Аргументируйте вашу точку зрения.

Доплатить, дошкольный, добросить, добежать, долить, дочитать, довоенный, дописать, дорисовать, доисторический, достучаться.

3. Распределите слова по группам в соответствии со значением суффикса -ник-: 1) ‘лицо по действию’; 2) ‘собирательность’; 3) ‘предметность’.

Дополните каждую группу слов своими собственными примерами. Какое слово может быть включено одновременно в две группы? Аргументируйте ваш ответ. Какое слово нельзя включить ни в одну из групп и почему?

Мельник, чайник, ельник, молочник, цветник, рудник, передник, приемник, плотник, орешник.

4. Выделите морфемы в омоформах. Объясните разницу в морфемном членении последних.

1. Сидя за столом, который был подвинут к окну, мы наслаждались летним вечером. – Вечером дети подвинут стол к окну. 2. Ветер стих. – Пушкинский стих. 3. Мглистые дали. – Мне дали тетрадь. 4. Ребенок не спал. – Жар еще не спал. 5. Такой проект будет отвергнут. – Такое предложение отвергнут. 6. Простой вагонов. – Простой человек.

Морфема и морф

1. Произведите морфное членение текста.

Как беден наш язык! – Хочу и не могу. –

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясных запах,

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. (А. Фет)

К примерам из текста подберите алломорфы и варианты морфем.

2. Дополните ряды недостающими морфами:

1) -бр- // -бер- // бер’... (брать – беру – бери...);

2) -мя- // -мн-... (мять – мну...);

3) -сп- // -спл-... (спать – сплю...);

4) -блеет- // -блещ-... (блестеть – блещу...);

5) -город- // -горож-... (городить – горожу...);

6) -лг- // -лж-... (лгать – лжешь...);

7) -кольц- // -колец-... (кольцо – колец...);

8) -друг- // -друж-... (друг – дружить...);

9) -локот’- // -локот-... (локоть – локоток...).

3. Определите, какие из выделенных морфов являются алломорфами, а какие – вариантами морфем. Аргументируйте свой ответ.

С жиг ать – жж ение, даль ше – глуб же, быстр ее – быстр ей, вытира ни(j)е – вытира нь(j)е, жи ти(j)е – жи ть(j)ё, сол ени(j)е – сол ень(j)е, красн ехоньк ий – красн ешеньк ий, раз работ ать – раз рабат ывать, обу словл ивать – об уславл ивать, кое -какой – кой - какой, довер чив ый – терпе лив ый.

Задания для аудиторной работы

Понятие о морфеме. Признаки морфемы

1. Определите значения омонимичных префиксов и распределите слова по группам в соответствии с этими значениями:

1) от-: отплыть, отклеить, отужинать, отгладить, отпрыгнуть, отполировать, отгреметь, отсеяться, отрегулировать, отбелить;

2) раз- (рас-): разъезжаться, разговориться, расстилать, разодеться, размолоть, разнашивать, рассыпать, разрезать, раздуваться, разбушеваться;

3) с-: сбегать, съезжаться, сговориться, срывать, сгребать, стекать, сходиться, сторговаться, сбегаться, созвониться.

При необходимости обращайтесь к данным толковых словарей.

2. Определите значения омонимичных суффиксов и распределите слова по группам в соответствии с этими значениями:

1) -к-: горка, варка, внучка, подготовка, артистка, проверка, коровка, травка, побелка, цыганка, голубка, дочка;

2) -чик-: извозчик, стаканчик, переносчик, передатчик, стульчик, газетчик, лимончик, резчик;

3) -ист-: тракторист, гитарист, лучист, глинист, стилист, солист, круглолист, душист, аметист, костист, трубочист, извилист, ветвист, жилист.

Какое слово может быть записано в две графы? Какие слова не могут быть отнесены ни к одной из групп? Аргументируйте вашу точку зрения.

3. Подберите примеры на разные значения аффиксов:

1) -ец-: а) ‘лицо по происхождению из города’; б) ‘лицо по принадлежности к нации, народности’; в) ‘лицо по принадлежности к общественному течению’; г) ‘лицо по качественной характеристике’; д) ‘лицо по роду занятий’;

2) -ин-: а) ‘единичность’; б) ‘увеличительность’; в) ‘отвлеченный признак’; г) ‘мясо животного’; д) ‘результат действия’; е) ‘лицо женского пола по названию лица мужского пола’;

3) под-: а) ‘приближение’; б) ‘неполнота проявления действия’; в) ‘завершение действия’.

Морфема и морф

1. Охарактеризуйте отношения между выделенными морфами в следующих рядах:

1) библиотекар и – ректор ы – директор а – граждан е – друзь я;

2) книг а – наш а – высок а – читал а;

3) ча я – ча ю;

4) тоб ой – тоб ою;

5) люд ск ой – человеч еск ий;

6) актр ис а – артист к а – пев иц а – поэт есс а – преподаватель ниц а – диктор ш а – пловч их а;

7) мáме ньк а – мáм оньк а – мам áньк а;

8) во ображ ать – гре зить – мечт ать;

9) свет ский – свет лый;

10) раз лож ить – ра склад ывать;

11) при бить – ото рвать;

12) за городный – за морский;

13) на ехать – на играть (мотив) – на копить;

14) анти военный – противо законный.

2. Укажите условия выбора морфов, отраженные в следующих написаниях:

1) раз работать, рас талкивать, роз ыгрыш, рос сыпи, разо рвать;

2) раст ение, вы ращ ивать, рос ли, Рост ислав, от рас ль, рост, на вы рост;

3) инициатив ный, без ынициатив ный, сверх инициатив ный;

4) мороз ец – гололед иц а;

5) нож овк а – ноч евк а.

3. Определите, являются ли выделенные звуковые комплексы морфами:

1) ен: песенка – француженка – лесенка – ряженка;

2) а: а – акать – асимметричный – писать – издалека – бра – берега;

3) ий: горячий – барсучий – лесничий – бегуний – гений – розарий;

4) очк: шапочка – ленточка – мочка (уха).

Контрольные вопросы

1. Что является предметом словообразования?

2. Какие разделы выделяют в словообразовании?

3. Какие задачи решает морфемика и дериватология?

4. С какими лингвистическими науками связано словообразование?

5. Что такое морфема?

6. Какими интегральными и дифференциальными признаками обладает морфема?

7. Что такое морф в сравнении с морфемой?

8. Какие типы морфов выделяют в словообразовании?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: