Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Курский государственный университет»
кафедра педагогики
Организационно-методические материалы
по педагогической практике
студентки 3 курса 31 группы
заочного отделения
Баскатовой Александры Юрьевны
Место прохождения практики МБОУ «Зоринской основной общеобразовательной школе» Курского района Курской области
Период прохождения с 16 февраля по 12 апреля 2015 г.
Учитель Николенко Неля Владимировна
Классный руководитель Николенко Неля Владимировна
Методист по ИЗО Николенко Неля Владимировна
курск-2015
Цель педагогической практики:
Основная цель практики - подготовка к целостному выполнению функций учителя-предметника и помощника классного руководителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися в условиях демократизации и гуманизации школы.
Задачи педагогической практики:
1. Дальнейшее развитие и совершенствование педагогических умений:
· умений ставить и решать конкретные задачи развития личности и коллектива на определенных этапах педагогического процесса;
· умений изучать личность и коллектив воспитанников;
· умений самостоятельно организовывать на уровне классного руководителя жизнедеятельность коллектива класса, самостоятельных детских объединений, сотрудничать с органами ученического самоуправления;
· умений собирать, конструировать и реализовывать необходимую для развития учащихся систему педагогических средств, опирающихся на закономерности развития личности и коллектива, на возрастные и индивидуальные особенности школьников;
· умений определить достигнутый педагогический результат;
|
· умений анализировать учебно-воспитательную работу, находить причины несоответствия результатов с поставленными задачами.
2. Применение и углубление знаний, полученных в процессе обучения в университете, интеграция знаний по общественным, психолого-педагогическим и специальным дисциплинам.
3. Выработка творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение умений изучать и обобщать педагогический опыт.
Описание воспитательной работы классного руководителя. Анализ воспитательной работы классного руководителя.
Классным руководителем 7 класса является Николенко Неля Владимировна. Описание и анализ воспитательной работы Николенко Н.В.
Воспитание в «Зоринской общеобразовательной школе», направленно на развитие всех детей, построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.
Воспитательная система класса для Николенко Н.В. - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанников.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы воспитательной работы в классе, направлена на формирование творческой личности. И здесь можно говорить об эффективности работы классного руководителя, о том, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность, готовит ее к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Именно это влияет на образование системы воспитательной работы в классе.
|
Цели и задачи классного руководителя:
1. Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).
2. Изучение и анализ направленности интересов учащихся.
3. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками.
4. Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими.
5. Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива.
6. Формирование паспорта развития личности учащихся.
7. Нахождение путей представления детских творческих достижений.
Следующим этапом деятельности Нели Владимировны это составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Критериями эффективности процесса воспитания является ценностное отношение к Человеку, Познанию, Творчеству, Нравственности.
Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы. Поэтому в воспитательную систему педагог включает занятия в Дополнительном образовании. После получения результатов диагностик, учащимся была оказана помощь в выборе студии дополнительного образования. Осуществляется тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, посещаются презентации студий, ведутся индивидуальные личные беседы с педагогами, координируются их и наша работа. Вместе планируем и проводим воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки; участвуют в городских и школьных конкурсах. Эти мероприятия оставляют не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждают к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности. Ни один ребёнок в классном сообществе не остаётся в стороне.
|
Для создания положительной воспитательной среды в классном коллективе педагог реализует инновационную целевую программу взаимодействия семьи и школы “Семья”, цель которой – привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания. Составляется социально-демографический паспорт семей, изучаются внутрисемейные отношения, воспитательная позиция, уровень педагогической культуры родителей, это позволяет устанавливать оптимальные взаимоотношения с ними и шире привлекать их к жизни школы и класса.
По мнению педагога, именно общение со взрослыми, самыми близкими людьми – своими родителями – помогает преодолеть тот барьер, который так часто становится разобщающим поколения, не находящие общего языка. Появиться общий язык может лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями отводится значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае Николенко Н.В. использует наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или изготовление костюмов и многое другое. Главное, чтобы родители участвовали, интересовались жизнью в классе, победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.
Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе воспитательной деятельности Николенко Н.В.. Здесь педагог выделяет три следующие задачи:
1. Привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе.
2. Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.
3. Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.
Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы, сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя Николенко Неля Владимировна ориентируется на следующий ряд критериев:
· Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива.
· Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.
· Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе.
· Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность.
· Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.
· Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
· Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
· Осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей является дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы.
Неотъемлемой частью работы классного руководителя является систематическое общение с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Большую помощь классному руководителю оказывает психологическая служба школы. По просьбе классного руководителя психолог работает с учащимися и предоставляет ему аналитический отчет о психологическом климате в классе.
Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, необходимо проводить различные диагностики, мониторинги, исследования. Это поможет правильно строить воспитательную работу в классе.
В определении содержания воспитания, Неля Владимировна выделяет стержневую идею, что объединение детей создается, сплачивается не на основе той или иной деятельности - учебной, трудовой, общественной, а на основе процесса творческого преобразования жизни в этих видах деятельности.
Педагог уделяет внимание на становление жизненных позиций школьника на детское самоуправление. Под этим выражением понимается совместная деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления считается привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому за основу классного самоуправления берем Советы дела. Они помогают стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Также избирается глава самоуправления – староста и творческие группы, отвечающие за разные направления деятельности.
Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:
· классное собрание;
· планирует работу в классе;
· подводит итоги работы;
· распределяет поручения между творческими группами.
творческие группы:
· дисциплины и порядка: организуют дежурство по школе, в классе;
· школьный пресс-центр;
· организаторы интересных дел;
· школьный меридиан (учебно-исследовательская деятельность школьников).
Педагог внедряет новые образовательные технологии, имеющие комплексный результат в обучении и воспитании (технология студийного обучения, мастерская, технология “Игра”, информационно-коммуникационные технологии).
Итак, можно сказать, что реализация такой многогранно представленной цели воспитательной работы предъявляет педагогу-практику целый комплекс высоких профессиональных требований. Так, на мой взгляд, воспитатель-профессионал должен:
· Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности.
· Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива.
· Способствовать созданию эмоционально-комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание “ситуации успеха”.
· Способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно значимой деятельности.