Кадровое обеспечение социальной работы




Лекция 3

 

Администрирование социальной сферы подчиняется теории управления персоналом. Субъектами управления персоналом организации являются руководители и служба управления персоналом,

Выделяются следующие виды организационных структур управления персоналом:

• линейная;

• функциональная;

• линейно-функциональная;

• матричная.

Линейная структура, будучи элементарной структурой управления персона­лом, действует в небольших организациях и предполагает вертикальную, однона­правленную подчиненность, подразумевает единоначалие. Линейная структура ха­рактерна, например, для отдела, входящего в состав районного (городского) управления (комитета, департамента) социальной защиты населения. Так, штат отдела по делам ветеранов, реабилитации инвалидов и дезадаптированных групп населения может состоять из начальника, главного специалиста, ведущих специалистов и специалиста I категории. Таким образом, налицо два уровня управления: верхний уровень — руководитель, нижний уровень — исполнители.

Более сложная линейная организационная структура означает выделение не­скольких уровней: руководитель организации, начальник отдела кадров, руково­дитель сектора подготовки персонала.

При функциональной организационной структуре происходит функциональное разделение управленческого труда, функций управления, специализация, подчинение функциональным руководителям нижестоящих подразделений. При­мер — районное (городское) управление (комитет, департамент) социальной за­щиты населения.

Линейно-функциональная структура предполагает коллегиальную подготовку решения и принятие его первым руководителем, который несет ответственность за выполнение решений.

При матричной структуре создаются временные группы специалистов, которые находятся в двойном подчинении: оперативное подчинение — руководителю группы, функциональное подчине­ние — руководителю подразделения.

В исследовании управления персоналом рассмотрим в качестве основных классический, гуманистический подходы, концепцию «человеческих ресурсов».

Классический подход — это управление кадрами, или кадровый менеджмент, целью которого является наиболее рациональное и эффективное управление че­ловеческим потенциалом организации для обеспечения решения стоящих перед ней целей и задач. Основное место занимает техническая подготовка работников, т.е. обучение и овладение основными трудовыми приемами и навыками. Этот подход строится на научной организации труда, внедренной в управление еще в начале XX в. Ф.Тейлором и его соратниками, основавшими «школу научного управле­ния».' Здесь управленческие решения подчинены интересам производства — увеличению выпуска продукции (работ, услуг), максимизации прибыли и т.д. Численность персонала определяется исходя из потребностей на том или ином участке работы, применяемой технологии, разделении и кооперации труда и т.п. Таким образом, управление персоналом при данном подходе поглощается более широким процессом управления организацией в целом и сводится, в основном, к удовлетворению потребности организации в кадрах соответствующей квалифика­ции и их рациональной расстановке, исходя из задач организации производства.

Гуманистический подход. Включает в себя такие концепции, как управление человеческими ресурсами, теорию человеческого капитала, управление человече­ским фактором и др., представляющие специфический вид управленческой деятель­ности, объектом которой является коллектив работников (персонал организации).

Концепция «человеческих ресурсов», получившая широкое распространение в США с середины семидесятых годов, подразумевает, что персонал — это такой же важный производственный ресурс, как и финансовые, материальные, технологиче­ские и другие ресурсы, участвующие в процессе своего производства, а следо­ва­тельно, предприятие (организация) в процессе своего развития может либо накапливать, либо сокращать этот вид ресурса, в зависимости от выбора стратегии управления и рационализации хозяйственной деятельности. Американские уче­ные и руководители считают, что такой подход к управлению кадрами более гу­манный, так как одной из важнейших функций управления персоналом в этих ус­ловиях становится развитие персонала (обучение, мотивация, карьерный рост), а не простое удовлетворение по­требности в кадрах в соответствии с имеющимися ва­кансиями. Не случайно понятие «управление человеческими ресурсами» в США вытеснило из обихода термины «кадры», «персонал», «управление кадрами», «управление персоналом».

Объектом управления персоналом в организации являются работники — физи­ческие лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем — организа­цией, являющейся юридическим лицом.

Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работо­дателем. Соглашение предусматривает личное выполнение работником за плату трудовой функции — работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным или трудовым договором, соглашениями и др.*

Работники имеют разный социальный статус в организации, поскольку зани­мают различное положение в ее социальной структуре. Весь персонал в области со­циальной работы можно разделить на несколько категорий по основным видам за­нятий:

• руководители;

специалисты;

• социальные работники;

• технический и вспомогательный персонал;

• служащие.

Пример. Рассмотрим социальные статусы и роли специалистов отдела государственной социальной помощи комитета (управления) социальной зашиты. Работу отдела возглавляет начальник, которому подчиняются главный специалист, ведущие специалисты, специалисты первой категории. Главный специалист отдела координирует работу по программе адресной защиты населения; оформляет пособия на погребение умерших не работавших граждан; ведет прием граждан по катего­риям «дети из многодетных семей», «дети из неполных семей».

Ведущие специалисты координируют работу специалистов по оказанию различных видов помощи малообеспеченным одиноким пенсионерам и инвалидам в соответствии с программой адресной социальной защиты; ведут прием населения; организуют бесплатное питание малообеспеченным пожилым инвалидам.

Специалисты работают по реализации программы адресной социальной защиты; ведут прием населения".

Сотрудники отдела государственной социальной помощи имеют право:

• представлять УСЗН по поручению руководства в различных организациях, комитетах, администрациях поселковых и сельских округов по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

• - получать в установленном порядке от государственных и муниципальных органов, а также других организаций необходимую для работы отдела информацию;

• вносить предложения и принимать решения по совершенствованию работы отдела;

• повышать квалификацию, проходить переподготовку за счет средств местного бюджета;

• получать в установленном порядке от других подразделений УСЗН необходимую для работы отдела информацию;

• привлекать спонсоров для оказания помощи в проведении различных благотворительных мероприятий.

Управление персоналом в системе социальной зашиты населения осуществляют руководители высшего, среднего и низшего звена. Функции руководителя предполагают подбор, обучение и развитие персонала, стимулирование и мотивацию работников, создание в организации благоприятного морально-психологического климата.

Все перечисленные функции выполняют руководители высшего, среднего и низшего звеньев управления, но доминирование тех или иных функций в деятельности менеджера часто зависит от его места в управленческой иерархии.

В системе социальной защиты населения основные задачи руководителей высшего звена управления — формирование положительного имиджа органа исполнительной власти, структуры и системы управления организации, представление ее на переговорах. К высшему звену руководителей относят руководителей исполнительной власти федерального, регионального уровней, федеральных служб и агентств, их заместителей.

Руководителями среднего звена управления являются начальники районных (городских) управлений (комитетов, департаментов). В рамках своей компетенции руководители среднего звена решают кадровые вопросы в своих подразделениях: принимают и увольняют работников, поощряют и наказывают своих подчиненных.

Руководители низшего звена управления — это начальники отделов, главные специалисты. Они работают непосредственно с исполнителями и несут ответственность за их действия. Именно эта категория менеджеров непосредственно управляет персоналом. В их обязанности входит организация и координация труда исполнителей, обеспечение своевременного и качественного исполнения задач, контроль использования оборудования, материалов и других ресурсов. От этих руководителей зависит состояние дисциплины и то, как быстро внедряются нововведения.

В социальной работе по-прежнему актуальна и мало изучена проблема профессиональных рисков. Неоспоримо лишь то, что постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором. Признаками этого негативного воздействия являются:

• ощущение эмоционального истощения;

• враждебность по отношению к клиентам;

• наличие психосоматического заболевания;

• нарушение аппетита;

• негативная самооценка;

возрастание агрессивности и чувства вины и др.

Отсюда очевидна необходимость внимания общественности, органов власти и самих социальных работников к проблеме предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации социальных работников.

Кадры социальной организации, люди, работающие в системе социальной сферы, выполняют должностные задачи и наделены определенными обязанностями, правами и ответственностью.

Деятельность специалиста по социальной работе раскрывается через следующие характеристики:

1. диагностическая — изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них макросреды и ставит «социальный диагноз»;

2. прогностическая — прогнозирует события, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

3. правозащитная — использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, его защиту;

4. организационная — способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;

5. предупредительно-профилактическая — приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

6. социально-медицинская — организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.; социально-педагогическая — выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

7. психологическая — консультирует по вопросам межличностных отношений, способствует адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся; социально-бытовая — способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

8. коммуникативная — устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Кадры социальных работников можно квалифицировать по признакам трудовой занятости в определенной структуре и занимаемым должностям.

1. Аппарат федеральных, региональных органов социальной защиты населения: руководители министерств, департаментов, управлений и их заместители; начальники отделов; специалисты различных отделов.

2. Аппарат районных и городских органов социальной защиты: руководители районных и городских органов социальной защиты,

3. их заместители; начальники отделов и их заместители; специалисты.

4. Стационарные учреждения социального обслуживания: руководители (директор и заместители, заведующие отделениями); специалисты (врачи, медицинские сестры, фельдшеры, бухгалтеры, инструкторы по труду, воспитатели, учителя, ортопеды, психологи и др.).

5. Учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы: руководители, врачи-эксперты, медицинские сестры, психологи, специалисты по реабилитации, программисты.

6. Службы социальной помощи.

Основным структурным звеном социальной защиты населения можно считать Центр социального обслуживания. Основные кадровые единицы центра — это директор центра и его заместители, главный бухгалтер, инспектор, специалист по социальной работе.

Структурные подразделения центра:

1) отделение дневного пребывания — заведующий отделением, медицинская сестра, культорганизатор, инструктор по трудовой терапии;

2) служба срочной социальной помощи — заведующий службой, психолог, юрист, специалист по социальной работе, социальные работники;

3) отделение социальной помощи на дому — заведующий отделением, социальные работники.

Социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, имеют право на:

• работу на условиях трудового договора (контракта);

• бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований;

• защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;

• получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания;

• повышение квалификации за счет работодателя;

• бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При исполнении служебных обязанностей социальные работники, занятые в государственном или муниципальном секторах социального обслуживания, имеют право на:

• обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

• внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь социальным работникам при исполнении служебных обязанностей;

• первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

• бесплатный проезд на транспорте общего пользование (кроме такси), если их профессиональная деятельность связана с разъездами;

• компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Дополнительные льготы, предоставляемые социальным работникам, определяются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с должностными обязанностями специалисты по социальной работе:

• выявляют на предприятии в курируемом районе семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-экономической, социально-бытовой и иной помощи, охране нравственного и психологического здоровья, и осуществляют их патронаж;

• содействуют интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;

• проводят среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению общественных норм жизни в социуме, предупреждению правонарушений;

• оказывают консультативную помощь семьям, помогают в трудоустройстве несовершеннолетних, инвалидов, пенсионеров;

• проводят индивидуальную работу с детьми, подростками, лицами асоциального поведения, а также с теми, кто испытывает негативное воздействие социального окружения;

выявляют и оказывают содействие лицам, нуждающимся в опеке и попечительстве, получении материальной, социально- бытовой и иной помощи;

• участвуют в работе по созданию центров социального обслуживания и социальной помощи семье, социальной реабилитации, приютов, подростковых и семейных центров, ассоциаций;

• организуют и координируют работу по социальной адаптации и реабилитации выпускников детских домов и лиц, вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных детских домов и мест лишения свободы.

Социальная работа — это сложный процесс, требующий от специалиста прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, права. Эффективность этого процесса во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Подготовка и повышение квалификации работников учреждений социальной сферы должны иметь непрерывный характер. От степени профессионализма работающих, в конечном счете, зависит и эффективность деятельности социальных служб.

Квалификационные требования к работающим в сфере социального обслуживания:

- специалист по социальной работе высшей категории должен иметь высшее образование, сертификат специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе I категории не менее трех лет;

- специалист по социальной работе I категории — высшее образование, сертификат специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе II категории не менее трех лет;

- специалист по социальной работе II категории — высшее образование, сертификат специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее трех лет;

- специалист по социальной работе — высшее образование без предъявления требований к стажу работы и сертификата

- специалиста по социальной работе: либо среднее специальное образование, сертификат специалиста по социальной работе и стаж в учебно-воспитательных, медицинских учреждениях или органах социальной защиты не менее пяти лет.

Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. введен порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня). Данный указ распространяется и на кадровых сотрудников социальной зашиты населения.

Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику: ответственность, наблюдательность, принципиальность, корректность, коммуникабельность, наличие организационных способностей, личностная адекватность по самооценке и оценке окружающих, мобильность, гибкость, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

Выявлены и психологические «противопоказания» к социальной работе: эгоизм, вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение или нежелание воспринимать чужую точку зрения на то или иное явление (событие).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: