ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ И ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ




Яковлев А. В., ст. преподаватель ФГБОУ ВПО «ВятГУ», г. Киров

В последние годы здоровье студентов вузов вызывает серьезную озабоченность. В вуз приходят абитуриенты с такими отклонениями в физическом развитии, которые устранить уже сложно, а порой и невозможно.

Обучения в вузе, требуют от молодежи все больше волевых усилий как интеллектуальных, так и эмоциональных. Основная задача физической культуры – это справиться с все возрастающие учебной нагрузкой, без ущерба для здоровья студента, что очень важно не только для самого студента, но и для университета. Ведь не секрет, что чаще отклонения в состоянии здоровья, имеют особо одаренные лица. В век технического прогресса все больше времени занимают: учебный процесс, факультативы, различные кружки, работа с компьютером - на поддержание здоровья уже не остается времени. Для полноценной здоровой жизни, по данным медицины необходимо заниматься физкультурой не менее 2 часов в день.

Снижение двигательной активности сопровождается резким снижением работоспособности, как физической, так и умственной. Студенты остаются один на один с учебными перегрузками - это сдача зачетов, экзаменов, работа с компьютером, подготовка и сдача курсовых работ все это приводит к нервному перенапряжению, негативным эмоциям, нарушению режима труда и отдыха, и, в конечном счете, к стрессу.

Во время стрессовой ситуации происходит выброс адреналина, физическая нагрузка в этой ситуации помогает вывести избыток гормонов без негативных последствий для организма.

Таким образом студенты не получая физическую нагрузку лишаются действенной защиты против стресса.

Имеет место еще одна проблема, характерная для всех курсов, это объем нагрузки. Не только недостаток физической нагрузки, но и ее превышение может привести к стрессовой ситуации.

Занятия физкультурой в вузе проводиться до специальных дисциплин и после.

Преподаватели, проводящие семинары после занятий физического воспитания утверждают, что студенты плохо переключаются на другой вид деятельности, проявляя умственную заторможенность. К тому же эффект после действия физических нагрузок может продолжаться значительно дольше, чем перерыв между занятиями. Поэтому студенты или пропускают урок физкультуры перед ответственными занятиями или не выполняют физическую нагрузку в полном объеме.

Избежать отрицательного воздействия физических нагрузок, поможет изучение методов психофизической тренировки и применение их на занятиях по физическому воспитанию

Психофизическая тренировка – это воздействие на организм сменой мышечного тонуса, регулировкой дыхания, активным вниманием. Построенная на базе физической культуры, психологии и психотерапии, она использует общеразвивающие и специальные, а также дыхательные упражнения и точечный массаж. Наиболее ценным является сочетание физических упражнений с тренировкой внимания, реакции, памяти, чередование силовых нагрузок с мышечным расслаблением. Психофизическая тренировка – это научный и творческий подход к восточным оздоровительным системам ЙОГА, ЦИГУН, УШУ.

Из этих систем взята самая рациональная часть, относящаяся к поддержанию здоровья, обоснованная с позиций современной медицины и переработанная в соответствии с поставленными задачами: укрепление здоровья, развитие психических качеств человека, развитие резервных возможностей организма, в том числе повышение умственной и физической работоспособности, выработка положительной мотивации к учебным занятиям и творчеству.

Невозможность комплектации студентов СМГ по заболеваниям в рамках учебного процесса университета заставило искать новый подход к планированию и регулированию функциональной нагрузки, которая соответствовала бы индивидуальным возможностями организма занимающихся.

При составлении графика регулирования и распределения функциональной нагрузки за основу принята концепция восточных оздоровительных систем, которая воспринимает живой организм как единое целое. Согласно концепции тело разделено на морфофункциональные единицы – органы, взаимодействующие между собой и в целом с окружающей средой. Под органами понимаются структурно-функциональные единицы – системы, объединенные по принципу общности функциональной деятельности или, говоря современным языком, по принципу (теории) «функциональных систем», разработанных академиком П. К. Анохиным.

В основу очередности принято учение о каналах (меридианах) тела.

Согласно учению китайской рефлексотерапии, рассматривают 12 парных основных каналов, связанных с функциональными системами и органами человека. Каждый канал имеет внутреннюю связь с парой органов, соединяя их. Проходя через орган канал, получает свое название от этого органа.

Орган или функциональная система человека не существуют изолированно друг от друга, патологическое изменение в работе одного органа или функциональной системы влечет за собой изменение в работе другого органа или другой функциональной системы, что можетпривести к ухудшению работы организма как целое.

 

 

Отсюда вытекают два положения:

1. Заболевание органа или системы вносит изменение в работу всего организма.

2. Чтобы оказать оздоровительное воздействие на больной орган или систему, надо постепенно улучшать работу всего организма.

Используя учение о китайских каналах (меридианах), составляются программы с включением элементов психофизической тренировки и с ориентировкой на изменения, возникающие в работе определенных каналов. В программу включается комплекс с определенным каналом. Комплекс на работу с определенным каналом представляет собой последовательность физических упражнений выполняемых вдоль направления меридиана с воздействием во время выполнения на биологически активные точки канала с помощью точечного массажа.

Содержание учебного процесса распределено на программы таким образом, что физическая нагрузка каждой программы, направленная на оздоровление определенного круга заболеваний, в тоже время будет оказывать лечебное воздействие и на другие болезни. Таким образом, любая из программ прямо или косвенно будет соответствовать любому заболеванию.

С 1993 года студенты специальной медицинской группы занимаютсяпо программе, включающей в себя элементы психофизической тренировки. Уже через месяц появились первые результаты. Занимающиеся, отмечали улучшение: физического и психического здоровья, появление положительной мотивации к учебному процессу, увеличение умственной работоспособности - все то, что так необходимо современному студенту. Решались вопросы нехватки времени на физическую культуру, уменьшение времени на сон, уменьшение времени на выполнение учебных заданий и повышение их качества. Все эти изменения отражались в дневниках наблюдений, которые вели студенты СМГ.

 

Выписки из дневников наблюдений:

 

… Занятия «заряжают» меня энергией на весь последующий остаток дня, и если у нас после физкультуры имеются еще пары, то чувствую на них себя «гением».

… Поднялось настроение, легко после занятия запомнил все прямо с урока.

…После занятия закурил, но, докурив до половины, выкинул. Неохота мне курить.

… В начале занятия физическое расслабление удается, но активизируется умственная деятельность: в голове вырастают прогрессивные планы, решения актуальных на данный момент проблем, причём взгляд на них очень оптимистичный. Можно отметить более тщательное внимание, проработку деталей решений, лучшую концентрацию на проблеме (!). В паре случаев в таком состоянии были приняты важные решения, всецело оправдавшие себя полученным результатом.

…Снимается нервозность и агрессивность.

 

…После второго занятия нос очистился. Перед занятием болел позвоночник, но на 2, 3 упражнении перестал болеть. Сердце не беспокоит, голова не болит. Рост на протяжении 3-х месяцев. Стал лучше понимать учебный материал. Голова очистилась от лишних мыслей, стал больше читать. Становиться жаль попусту потраченного времени. Быстро растут волосы.

…За этот год я, как ни странно, ни разу не болел простудными заболеваниями, которые обычно у меня начинаются с приходом зимы. …. Появился стимул, желание к дальнейшей учебе в университете, которое до урока отсутствовало.

… На ладонях и пальцах обоих рук стали появляться бородавки. К этому времени занятия были лишь около 1 месяца. Спустя 2 месяца, они полностью исчезли. Что касается учебы, то заметно удалось интенсифицировать процесс работы, тот же самый объём стал выполняться гораздо быстрее.

…Самое, пожалуй, главное - это мне кажется, что стала улучшаться память. Запоминаются тексты, которые раньше заучивались с трудом. В результате этого запомнила и смогла, воспроизвести знания в течение 2 часов, на которые раньше бы ушли сутки (получила зачёт по экологии в результате этого). Кроме того, уроки помогли привести себя в хорошее самочувствие, т. к. нехватка ночных часов сна заменены на дневные уроки. Сейчас, чтобы выспаться, необходимо 4-5 ч. и этого вполне достаточно.

…К занятиям относился скептически. Заметил, что гораздо реже болит голова. Откровенно говоря, не смог вспомнить, когда это было в последний раз. Да определенно, от занятий есть толк. …Легче прорабатывать большие объёмы информации. Не чувствуется усталость. Голова становится светлой, чистой думается легко и вольно. Проще стало осваивать естественные и точные науки, потянуло к освоению иностранного языка. Сильно занялся вычислительной техникой. Вообще прогресс большой.

…Занятие дало большой заряд на весь день, снизилась утомляемость. Лекции показались короче раза в 2. Фантастика. Могу сделать вывод, что большинство занятий как будто заряжают тело бодростью, энергией, умственные способности удваиваются.

…За год улучшилось общее состояние. Практически перестали беспокоить приступы астмы. Почти всегда стал дышать носом, хотя раньше постоянно дышал ртом.

…На данный момент я наблюдаю такие изменения: - мне стало легче общаться с моими родителями, я перестал с ними ругаться.

…Диагноз: - диффузное увеличение щитовидной железы 2ст. Ожирение 2ст. Узловое увеличение в правой доле (10+10мм). Через год. Снижение веса. Узловое увеличение уменьшилось (6,8+6мм). Диффузное увеличение щитовидной железы 1ст.

Анализируя дневники самоконтроля, отмечая положительную динамику в увеличении физической и умственной работоспособности, поставлена задача, сравнительным путем проверить объективность положительной динамики.
Составлена программа исследования влияния методов психофизической тренировки на умственную работоспособность и психические состояния студентов.

Объект исследования: физическое воспитание студентов специальной медицинской группы.

Предмет исследования: методика занятий по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы с элементами психофизической тренировки.

Цель исследования: теоретическое обоснование и подтверждение гипотезы о влияние психофизической тренировки на умственную работоспособность и психические состояния студентов.

Гипотеза исследования:включение элементов психофизической тренировки в урок физкультуры способствует:

- развитию психических качеств,

- повышению уровня внимания,

- развитию резервных возможностей организма, в том числе умственной и физической работоспособности,

- выработке положительной мотивации к учебным занятиям и творчеству школьников и студентов.

Научная новизна исследования:

- изучены и обследованы морфофункциональные, психофизиологические и психические показатели студентов, применяющих в физических занятиях элементы психофизической тренировки и студентов, занимающихся по обычной программе;

- путем сравнительного анализа результатов обследования сделаны выводы и рекомендации;

- разработан новый подход к планированию и регулированию функциональной нагрузки, которая соответствовала бы индивидуальным возможностями организма занимающихся;

- содержание учебного процесса распределено, таким образом, что физическая нагрузка каждой программы, направленная на оздоровление студентов с определенным кругом заболеваний, в тоже время прямо или косвенно будет оказывать оздоровительное воздействие и на студентов имеющих другие заболевания.

 

Материалы и методы исследования.

 

В 2004 - 2005 году в Вятском Государственном Университете были обследованы студенты: занимающиеся психофизической тренировкой – это: экспериментальная группа и, занимающиеся по обычной программе - контрольная.

Для оценки морфофункциональных показаний регистрировались частота сердечных сокращений (ЧСС), частота дыхания (ЧД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), время задержки дыхания (пробы Штанге и Генчи). Применялся метод регистрации: определение силы правой и левой кисти рук (ручным динамометром), силы мышц спины, брюшного пресса и гибкости. Пробой Ромберга оценивалось состояние статической координации.

Психофизиологическое обследование было представлено диагностическим комплексом, включающим в себя оценку умственной работоспособности, на основании количественных и качественных показателей внимания по модифицированным таблицам корректурных проб и Платонова-Шульте.

Для выявления закономерности изменений психофизиологических и психических состояний студентов применялся метод анкетирования студентов. Вопросы для анкетирования составлялись таким образом: из дневников самоконтроля студентов специальной медицинской группы выбирались повторяемые изменения психического состояния, и ставился вопрос в конце учебного года по изменению этих состояний.

Вопросы для анкетирования:

1. изменение динамики заболеваний;

2. появление желание учиться;

3. улучшение памяти;

4. появление устойчивости внимания;

5. изменение отношений с родителями;

6. улучшение качества сна;

7. появление оптимистического настроения;

8. изменения остроты зрения;

9. отношение к алкоголю и курению;

10. развитие интуиции;

11. изменение состояний нервозности и агрессивности.

 

В результате обследования существенных различий в динамике морфофункциональных показаний экспериментальной и контрольной групп не наблюдается, отмечена положительная динамика у студентов обеих групп.

Сравнивая результаты анкетирования можно отметить, что в экспериментальной группе большее число студентов отмечали улучшение психофизиологических и психических свойств личности, что подтверждается результатами обследований.

Таблица 1

Динамика психических состояний личности студентов 2 курса 18-19 лет

Вопросы анкеты Экспериментальная группа (n=42) Контрольная группа (n=42)
Стали реже болеть 44% 4%
Появилось желание учиться 56% 22%
Улучшилась память 50% 22%
Появилась устойчивость внимания 50% 27%
Улучшилось отношение к родителям 50% 10%
Отмечено оптимистическое настроение 56% 33%
Улучшение качества сна 52% 4%

 

Диаграмма 1

 

Сравнение психофизиологических показателей свидетельствует об улучшении в экспериментальной группе умственной работоспособности, памяти, внимания. 27% студентов экспериментальной группы улучшили координационные свойства нервной системы.

Средний показатель скорости переработки информации (СПИ) в экспериментальной группе увеличился на 29%, в контрольной уменьшился на 4,7%.

При работе с таблицей Платонова – Шультеулучшился средний показатель времени, в экспериментальной группе на 16%, в контрольной на 8%.

 

В 2004 году учащейся химико-биологического лицея Яковлевой И. материалы исследований взяты за основу научной работы. Для более полной картины добавлены две возрастные категории – это учащиеся коррекционной школы №13 и учащиеся химико-биологического лицея. Под руководством кандидата биологических наук доцента Вятского государственного гуманитарного университета Ворониной Г.А., и старшего преподавателя кафедры физического воспитания Вятского государственного университета Яковлева А. В., исследовательская работа «Влияние методов психофизической тренировки на умственную работоспособность и психические свойства школьников и студентов», на Всероссийской конференции-конкурса «Юниор», проходившей в городе Москва в рамках Международногосмотра научного и инженерного творчества школьников (InternationalScienceandEngineeringFair, ISEF) и являющейся Олимпиадой для молодых исследователей, получила диплом победителя (3-е место по секции «Науки об окружающей среде») и была награждена дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации.

В 2005-2006 учебном году продолжено исследование методов психофизической тренировки. для профилактики близорукости у студентов.

На основании данных были выделены две учебные группы студентов первого курса, отнесенных по состоянию здоровья к специальной (экспериментальной) и подготовительной (контрольной) медицинским группам. С экспериментальной группой на протяжении семестра проводились занятия по освоению комплекса физических упражнений с элементами психофизической гимнастики. Контрольная группа занималась по программе общей физической подготовки. В исследовании принимало участие 53 девушки и 39 юношей. Чтобы проследить влияние двух разных комплексов в начале и в конце семестра была проведена оценка остроты зрения.

Проведено исследование влияния урока физической культуры на умственную работоспособность и внимание с помощью корректурных таблиц Анфимова и Платонова - Шульте, до занятия и после, в начале учебного года и в конце. Каждую минуту вычеркивались две разные буквы. СПИ высчитывалось для каждой минуты. Смена букв каждую минуту позволяло дополнительно судить о короткопериодной динамике умственной деятельности и устойчивости внимания.

Включена новая методика – «теппинг – тест» для определения лабильности нервной системы, (способность нервной системы удерживать темп работы на определенном уровне). Лабильность НС определяет эмоциональную устойчивость человека, характеристику его темперамента, общую активность, индивидуальную способность к обучению и познавательной деятельности. Также психический темп косвенно влияет на устойчивость человека к стрессам.

По результатам исследования остроты зрения девушек выявлено, что к окончанию 2005 – 2006учебного года в экспериментальной группе улучшилось зрение у 18% студентов, ухудшение у 9%. А в контрольной группе улучшение наблюдалось у 5% студентов, а у 25% учащихся зрение ухудшилось.

Таблица 2

Динамика остроты зрения девушек I курса 2005 – 2006 г.

Экспериментальная группа (n=33) Контрольная группа (n=20)
Улучшение Ухудшение Улучшение Ухудшение
18% 9% 5% 25%

 

Диаграмма 2

 

По результатам исследования остроты зрения юношей выявлено, что к окончанию 2005 – 2006 учебного года в экспериментальной группе улучшилось зрение у 28% студентов, ухудшение у 4%. А в контрольной группе у 11% учащихся зрение ухудшилось, улучшения зрения нет.

 

Таблица 3

Динамика остроты зрения юношей I курса 2005 – 2006г.

Экспериментальная группа (n=21) Контрольная группа (n=18)
Улучшение Ухудшение Улучшение Ухудшение
28% 4% 0% 11%

 

 

Диаграмма 3

 

В результате проведенного исследования выявлено, что в начале учебного года при работе с таблицами Платонова – Шульте в экспериментальной группе 65% студентов улучшили средний показатель времени реакции, в контрольной 70%.В конце учебного года средний показатель времени работы с таблицей Шульте в экспериментальной группе улучшили 85% студентов, увеличение составило 20%, а в контрольной 80% что составило 10%.

 

Таблица 4

Динамика времени работы с таблицей Платонова – Шульте осенью и весной

 

Экспериментальная группа (n=33) Контрольная группа (n=20)
Сентябрь 2005года   Апрель 2006 года Сентябрь 2005года   Апрель 2006 года
65% 85% 70% 80%

 

Диаграмма 4

Анализируя полученные результаты работы с таблицами Анфимова можно сказать, что в начале учебного года улучшение среднего показателя СПИ за каждую минуту в подготовительной группе наблюдалось у большего количества студентов, чем в СМГ. Но в СМГ группе была лучшая устойчивость внимания, что характеризовалось стабильным показателем СПИ за все 5 минут работы (что подтверждается процентными данными). К концу учебного года устойчивость внимания и средний показатель СПИ наблюдался у большего количества студентов СМГ, чем у подготовительной.

 

Таблица 5В Таблице № 5 показано в процентах сколько студентов обследуемых групп улучшило СПИ в каждую минуту.
время Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Сентябрь 2005годаУлучшили СПИ Сентябрь 2005годаУлучшили СПИ Апрель 2006 года улучшили СПИ Апрель 2006 года улучшили СПИ
1мин. 52% 83% 87% 66%
2мин. 61% 70% 79% 39%
3мин. 55% 60% 85% 39%
4мин. 61% 87% 87% 34%
5мин. 52% 33% 87% 47%

 

Диаграмма 5

 

 

Диаграмма 6

 

Выводы. Практические рекомендации

 

Анализ результатов исследования позволяет отметить, что включение элементов психофизической тренировки в урок физкультуры способствует:

ü развитию психических качеств,

ü повышению уровня внимания,

ü развитию резервных возможностей организма, в том числе умственной и физической работоспособности,

ü выработке положительной мотивации к учебным занятиям и творчеству студентов,

ü сохранению и улучшения зрения.

Обобщая результаты исследования, динамики количественных и качественных показателей внимания можно заключить, что психофизическая тренировка в большей степени, чем физкультура способствует повышению уровня внимания и умственной работоспособности. Таким образом, можно рекомендовать применение физкультуры с элементами психофизической тренировки перед контрольными работами, так как данные занятия повышают устойчивость и концентрацию внимания, и умственную работоспособность.С 2007 по 2014 года исследование проводятся только со студентами специальной медицинской группы. Меняются условия проведения тестов, применяются новые. Добавляются новые вопросы для выявления закономерности полученных результатов.

Результаты исследований применяются для совершенствования процесса физического воспитания студентов.

Программа с элементами психофизической тренировки является основной для студентов специальной медицинской группы.

Она может быть реализована в деятельности кафедры физического воспитания университета в направлениях:

- третий час урока физической культуры для основной и подготовительной групп;

- вариант программы на месяц, семестр;

- урок для адаптации студентов первых курсов к учебному процессу и студентов пятых курсов для активизации творческих способностей при подготовке к защите дипломных работ;

- создание оздоровительных групп для преподавателей;

- создание кабинета психологической разгрузки, используя метод СОЭВУС (словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием человека) врача-психотерапевта, кандидата психологических наук Г. Н. Сытина.

Реализация программы решает актуальные на сегодняшний день вопросы укрепления здоровья и увеличение умственной работоспособности, не требует дополнительного времени, а значит и не создает дополнительной нагрузки.

Список использованных источников

 

1. Брахам С. К. Дыхание для долголетия и здоровья. М. ВЛАДОС, 1993 –132с.

2. Воронина Г. А., Джергиния С. Л. Физиология и психология труда. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. -Киров: Изд-во ВГПУ, 1999. -52с.

3. Гуминский А. Л., Маринова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. – М., Просвещение, 1990.—239 с.

4. Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка.- М.: Физкультура и спорт, 1986.-63с.

5. Зубков А. Н., Очапковский А. П. Хатха-йога для начинающих.- М., Медицина, 1991. – 132с.

6. Латохина Л. И. Хатха-йога для детей. - М., Просвещение, 1993. – 160 с.7. Мальский И. С. Лечебные гимнастики Китая: - С-П. Комплект, 1997. – 376 с.

7. Киселева Л А К вопросу о потенциале йоги как целостной системы самосовершенствования личности. Сборник статей. – М., Философское общество СССР, 1989. – 5-10 с.

8. Муравов И. В. Йога и здоровье: возможности, ограничения и перспективы использования. Сборник статей. – М., Философское общество СССР, 1989. – 25-30 с.

9. Махмудов К. Г. Медицинские аспекты практического использования некоторых приемов системы йоги в физическом воспитании студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Сборник статей. – М., Философское общество СССР, 1989. – 120-125 с.

10. Сурганова С. Ф., Базенко Н. П., Осипович Ж.С. К механизму оздоровительно лечебного действия гимнастики йоги на организм человека при нарушениях осанки. Сборник статей. – М., Философское общество СССР, 1989. – 95-97 с.

11. Медико-биологические и психологические аспекты использования йоги для оздоровления человека в современных условиях жизни: М-лы Всесоюзной научно-практ. конф., М., -- 1989, 84 стр.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: