Словообразование
Главные области языка:
1) звуковая организация;
2) словарный состав;
3) грамматика.
Словообразовательное значение – значение ряда морфем.
Говоря об образовании слова, мы можем рассматривать его с 3 сторон:
1) непроизводное (не произошло от другого слова);
2) производное (произошло от другого слова.!При определении производности слова нужно учитывать живые срезы между словами в современном русском языке!!!, то есть не учитывать этимологические, исторические аспекты);
3) производящее (от него образуются другие слова).
Словообразовательный анализ начинай всегда с определения части речи и выявления лексического значения слова.
- У сущ-х определяем, что обозначает слово: предмет,
признак (от прилаг): синь – синий,
действие (от глагола): бег - бежать
2. Сущ-е со значением лица женского пола образуются от сущ-х со значением лица мужского пола (может быть нулевой суффикс): супруга – супруг.
3. Относительные прилагательные чаще образуются от сущ-х:
маскировочный – маскировка.
- Порядковые числительные от количественных (возможен нулевой суффикс): шестой – шесть.
- Глаголы совершенного вида от гл-лов несовершенного вида + приставка:
сварить – варить, уточнить – точный
Глаголы несовершенного вида от гл-лов совершенного вида+ суффикс:
уточнять – уточнить.
- Наречие в большинстве образуется от прилагательного:
Насухо – сухой.
!!! У одного и того же производного слова может быть несколько производящих, ближайших по форме и значению:
построиться – строиться или построить, преинтересно – преинтересный или интересно.
Производное слово – это производящая часть + словообразовательное средство
(! учитывай чередования!!!):
Снежный – снег (г/ж)
Всё, что добавляется к производящей части, кроме словоизменительных морфем, является одной словообразовательной морфемой: бодр-ствова-ть от бодр-ый.
Способы словообразования
1) простые (на базе одного знаменательного слова);
2) сложные (на базе 2 и более знаменательных слов).
Простые способы словообразования
Способ | Производящая часть | Средство словообразования | примеры |
1.Приставочный ! Приставка НИКОГДА не переводит слово из одной части речи в другую. | Слово целиком (чтобы проверить, измените оба слова. Если окончания совпадают, то от всего слова) | приставка | По-строить При-город |
2.Суффиксальный ! Основа ЛЮБИТ суффикс | основа | суффикс | Чита-тель – чита-ть Город-ск-ой - город |
3.Нулевая суффиксация ! Нулевой суффикс можно обнаружить только в производном слове: - сущ- е от глагола; - сущ-е от прилаг-го; - сущ-е со знач-м лица женского пола; - относительное прилагательное от сущ-го; - порядковое числительное от количественного. | основа | нулевой суффикс | Вскрик – вскрик-ну-ть Синь – син-ий Супруг-а – супруг Золот_ой – золот_о Шест-ой - шесть |
4. Приставочно-суффиксальный ! При словообразовательном разборе в том месте, где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, надо сделать фрагментарную транскрипцию. | Основа | Приставка и суффикс ! Суффикс может быть нулевой ! Производное и производящее слово записывают в начальной форме. | Между-реч-й-э – река Без-ус-0-ый – ус Про-синь-0 – синий На-верх-0 - верх |
5. Постфиксальный | Слово | постфикс | Строи-ть-ся – строи-ть |
6. Приставочно-постфиксальный | слово | Приставка+постфикс | До-жда-ть-ся - жда-ть |
7. Суффиксально-постфиксальный | основа | Суффикс+ постфикс | Горд_-ть-ся – горд-ый |
8. Приставочно-суффиксально-постфиксальный | основа | Приставка+суффикс+постфикс | О-смел-и-ть-ся - смелый |
9. Субстантивация | РАЗЛИЧАЙ ! Если в окончании 2 буквы, то в СРЯ слово непроизводное: запят-ая ! Столовая – субстантивация, так как есть в СРЯ такое прил-е. ! Вожатый – от водить, т.обр. суффиксальный сп-б | Причастие или прилагательное переходит в сущ-е |
Сложные способы образования
способ | Производящая часть | Средство словобразования | пример |
1. Сложение | Основа + слово | Соединительная морфема | Лес-о-степь от лес и степь |
2. Сложение + суффикс | Основа+основа-суффикс | Соединительная морфема + суффикс | Средн_е-век-ов-ый От средние века |
3. Слияние (можно поменять слова местами) | Слово + слово | Соединительная морфема | вечнозелёный |
4. Аббревиация | А) Часть слова+ часть слова (сложение сокращённых основ) Б) часть слова + слово (сложение) В) сложение начальных букв Г) сложение начальных звуков | Филологический факультет – филфак Заработный плата- зарплата БГУ ЖЭС |
РАЗЛИЧАЙ
Миномёт – мина, метать (сложение + нулевой суффикс)
Миномётчик – миномёт + суффикс ЧИК
Доброжелательн-ость – доброжелательный
Целеустремленн-о- целеустремлённый
Водопровод-н-ый – водопровод
Первооткрыватель-ниц-а- первооткрыватель
Умиротворить – мир, творить (приставка+основа+соединительная морфема+ слово, значит, сложение +приставка)
Причерноморье – чёрный, море (приставка+ основа+соединительная+основа+суффикс, значит сложение + приставка и суффикс)
*Ничегонеделанье – ничего+не+делать (слово+приставка+основа+суффикс, значит, слияние в сочетании с суффиксацией)
**Дир – директор (усечение)
***велик – велосипед (усечение +суффикс)
****зачётка – зачётная книжка (универбация, т.е. от словосочетания, но основа одного слова, и суффикс другого), читалка, националка
Словообразовательный анализ
неполный | полный |
На уровне словообразовательной пары: производное слово и производящее: накрахмаливание – накрахмаливать (суффикс) | На уровне словообразовательной цепочки: Накрахмаливание – накрахмаливать (усечение основы, чередование)-крахмалить-крахмал |
! Нужен для того чтобы определить способ образования слова. | !Нужен для точного разбора слова на морфемы. |
ПРИМЕРЫ:
У-глубл-я-ть-ся –углублять (б/бл) – углубить-глубокий
По-зна-ва-тельн-о – познавательный-познавать-познать-знать (непроизводный глагол)
!!Если перед –ТЬ 2-3 буквы, то относим их в корень (в 80% случаев), если 4 и более, то перед –ТЬ ещё один суффикс: чит_а-ть, кова-ть.
Про-дыр-явл-ива-ний-э – продырявливать – продырявить-дырявить-дырявый-дыра.
У-дв-а-ива-ний-э – удваивать-удвоить-двоить-двое-два
РАЗЛИЧАЙ
По-тепл-е-ний-э – потеплеть-теплеть-тёплый | По-топл-ений-э –потопить-топить |
Снеж-инк-а –снег | Солом-ин-к-а –соломина-солома |
Лом-к-ий - ломать | Тонк-ий – непроизводное |
Кост-очк-а – кость, уточ-к-а – утка | Шут-оч-к-а – шутка- шутить |
Маск-иров-оч-н-ый –маскировка –маскировать-маска | |
Бег-л-ец – беглый-бегать |
МОРФЕМИКА
Корень.
1) При выделении корня учитывай живые связи между словами в СРЯ и опирайся на лексическое значение слова.
2) учитывай чередования;
3) прежде, чем выделить корень, определи, является ли слово производным. У производного нужно сделать полный словообразовательный анализ. У непроизводного – подобрать однокоренные слова, выделить общую часть и доказать!!!, что рядом стоящие морфемы имеют значение.
Об-у-ть – раз-у-ть, об-у-вь.
Утк-а – ут-ин-ый (произошло усечение основы, выпало К)
При-вык-а-ть – от-вык-а-ть
Космос (непроизводное) – косм-ическ-ий (усечение корня, выпало ОС)
Окончание.
Слова могут быть изменяемые (окончание буквенное или нулевое) и неизменяемые (то есть окончания вообще нет): несклоняемые заимствованные сущ-е (пальто, кофе), некоторые несклоняемые прилагательные (нетто, реглан, мокко, индиго, моренго, хаки…),
прилагательные в простой сравнительной степени, инфинитив, деепричастие, наречие, служебные части речи, междометия.
РАЗЛИЧАЙ
Глаголы на -ТЕ | |
Повелительное наклонение Сол –и- те (ТЕ- формообразовательный постфикс, в основу не входит) | Изъявительное наклонение Сол-ите (Те – часть окончания) |
Расположение звука Й (надо сделать транскрипцию и посмотреть, как ведет себя Й при изменении. Если не изменяется, то в основу, если изменяется, то в окончание) | |
В окончании Корабл-ей | В основе Воробей - о |
Качественные и притяжательные прилагательные | |
Притяжательные Медвеж-ий-о (ий- суффикс) | Качественное Свеж-ий (ий – окончание) |
Глаголы в форме прошедшего времени При отсутствии формообразовательного суффикса –Л- сравни форму мужского рода с женским родом. Если в женском роде суффикс –Л_ появляется, то в мужском роде он нулевой формообразовательный. | |
Числительные сложные и сложные прилагательные | |
У числительных два окончания Дв-ух-сот-о | У прилагательных – соединительная морфема Дв-ух-этаж-н-ый |
Наречия, образованные от притяжательных прилагательных: Медведь – медвеж-ий-о – по-медвеж-й-и |
Формообразовательные морфемы:
1) окончания;
2) суффиксы инфинитива ТЬ, ЧЬ, ТИ;
3) суффикс Л прошедшего времени и возникающий на его месте нулевой;
4) суффиксы причастий вш, ши, ущ, ющ, ащ, ящ, ем,ом,им, т, енн, нн, т;
5) суффиксы деепричастий вши, ши,в,а,я;
6) суффиксы степеней сравнения ее,ей,ше,ейш,айш;
7) постфикс ТЕ в повелительном наклонении.
При переходе слов из одной части речи в другую состав может меняться:
Молч-а (деепричастие, суффикс формообразовательный), молч-а (наречие, суффикс словообразовательный).
ПОРЯДОК МОРФЕМНОГО РАЗБОРА:
1) определить части речи и охарактеризовать форму;
2) выделить словоизменительные морфемы и основу;
3) у производного слова, прежде чем выделять морфемы дальше, сделать полный словообразовательный анализ, предварительно записав слово в начальной форме;
4) выделить морфемы в основе.
Запомни:
!!! словообразовательный разбор проводится только по отношению к начальной форме, а морфемный – по отношению к слову в тексте.
ПРИМЕР:
Пере-групп-ирова-л-О-ся
Перегруппироваться-группироваться-группировать-группа
На-полн-енн-ая – наполненный-наполнить-полный