Словообразовательный анализ




Словообразование

Главные области языка:

1) звуковая организация;

2) словарный состав;

3) грамматика.

Словообразовательное значение – значение ряда морфем.

Говоря об образовании слова, мы можем рассматривать его с 3 сторон:

1) непроизводное (не произошло от другого слова);

2) производное (произошло от другого слова.!При определении производности слова нужно учитывать живые срезы между словами в современном русском языке!!!, то есть не учитывать этимологические, исторические аспекты);

3) производящее (от него образуются другие слова).

 

Словообразовательный анализ начинай всегда с определения части речи и выявления лексического значения слова.

  1. У сущ-х определяем, что обозначает слово: предмет,

признак (от прилаг): синь – синий,

действие (от глагола): бег - бежать

2. Сущ-е со значением лица женского пола образуются от сущ-х со значением лица мужского пола (может быть нулевой суффикс): супруга – супруг.

3. Относительные прилагательные чаще образуются от сущ-х:

маскировочный – маскировка.

  1. Порядковые числительные от количественных (возможен нулевой суффикс): шестой – шесть.
  2. Глаголы совершенного вида от гл-лов несовершенного вида + приставка:

сварить – варить, уточнить – точный

Глаголы несовершенного вида от гл-лов совершенного вида+ суффикс:

уточнять – уточнить.

  1. Наречие в большинстве образуется от прилагательного:

Насухо – сухой.

!!! У одного и того же производного слова может быть несколько производящих, ближайших по форме и значению:

построиться – строиться или построить, преинтересно – преинтересный или интересно.

 

Производное слово – это производящая часть + словообразовательное средство

(! учитывай чередования!!!):

Снежный – снег (г/ж)

Всё, что добавляется к производящей части, кроме словоизменительных морфем, является одной словообразовательной морфемой: бодр-ствова-ть от бодр-ый.

Способы словообразования

1) простые (на базе одного знаменательного слова);

2) сложные (на базе 2 и более знаменательных слов).

 

Простые способы словообразования

Способ Производящая часть Средство словообразования примеры
1.Приставочный   ! Приставка НИКОГДА не переводит слово из одной части речи в другую. Слово целиком (чтобы проверить, измените оба слова. Если окончания совпадают, то от всего слова) приставка По-строить   При-город
2.Суффиксальный ! Основа ЛЮБИТ суффикс основа суффикс Чита-тель – чита-ть Город-ск-ой - город
3.Нулевая суффиксация ! Нулевой суффикс можно обнаружить только в производном слове: - сущ- е от глагола; - сущ-е от прилаг-го; - сущ-е со знач-м лица женского пола; - относительное прилагательное от сущ-го; - порядковое числительное от количественного.   основа нулевой суффикс Вскрик – вскрик-ну-ть Синь – син-ий Супруг-а – супруг Золот_ой – золот_о Шест-ой - шесть  
4. Приставочно-суффиксальный ! При словообразовательном разборе в том месте, где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, надо сделать фрагментарную транскрипцию. Основа Приставка и суффикс   ! Суффикс может быть нулевой ! Производное и производящее слово записывают в начальной форме. Между-реч-й-э – река   Без-ус-0-ый – ус   Про-синь-0 – синий   На-верх-0 - верх
5. Постфиксальный Слово постфикс Строи-ть-ся – строи-ть
6. Приставочно-постфиксальный слово Приставка+постфикс До-жда-ть-ся - жда-ть
7. Суффиксально-постфиксальный основа Суффикс+ постфикс Горд_-ть-ся – горд-ый
8. Приставочно-суффиксально-постфиксальный основа Приставка+суффикс+постфикс О-смел-и-ть-ся - смелый
9. Субстантивация   РАЗЛИЧАЙ ! Если в окончании 2 буквы, то в СРЯ слово непроизводное: запят-ая ! Столовая – субстантивация, так как есть в СРЯ такое прил-е. ! Вожатый – от водить, т.обр. суффиксальный сп-б Причастие или прилагательное переходит в сущ-е  

 

Сложные способы образования

способ Производящая часть Средство словобразования пример
1. Сложение Основа + слово Соединительная морфема Лес-о-степь от лес и степь
2. Сложение + суффикс Основа+основа-суффикс Соединительная морфема + суффикс Средн_е-век-ов-ый От средние века
3. Слияние (можно поменять слова местами) Слово + слово Соединительная морфема вечнозелёный
4. Аббревиация А) Часть слова+ часть слова (сложение сокращённых основ) Б) часть слова + слово (сложение) В) сложение начальных букв Г) сложение начальных звуков   Филологический факультет – филфак     Заработный плата- зарплата БГУ   ЖЭС

 

РАЗЛИЧАЙ

Миномёт – мина, метать (сложение + нулевой суффикс)

Миномётчик – миномёт + суффикс ЧИК

 

Доброжелательн-ость – доброжелательный

Целеустремленн-о- целеустремлённый

Водопровод-н-ый – водопровод

Первооткрыватель-ниц-а- первооткрыватель

Умиротворить – мир, творить (приставка+основа+соединительная морфема+ слово, значит, сложение +приставка)

Причерноморье – чёрный, море (приставка+ основа+соединительная+основа+суффикс, значит сложение + приставка и суффикс)

*Ничегонеделанье – ничего+не+делать (слово+приставка+основа+суффикс, значит, слияние в сочетании с суффиксацией)

**Дир – директор (усечение)

***велик – велосипед (усечение +суффикс)

****зачётка – зачётная книжка (универбация, т.е. от словосочетания, но основа одного слова, и суффикс другого), читалка, националка

 

Словообразовательный анализ

неполный полный
На уровне словообразовательной пары: производное слово и производящее: накрахмаливание – накрахмаливать (суффикс) На уровне словообразовательной цепочки: Накрахмаливание – накрахмаливать (усечение основы, чередование)-крахмалить-крахмал
! Нужен для того чтобы определить способ образования слова. !Нужен для точного разбора слова на морфемы.

 

ПРИМЕРЫ:

У-глубл-я-ть-ся –углублять (б/бл) – углубить-глубокий

По-зна-ва-тельн-о – познавательный-познавать-познать-знать (непроизводный глагол)

!!Если перед –ТЬ 2-3 буквы, то относим их в корень (в 80% случаев), если 4 и более, то перед –ТЬ ещё один суффикс: чит_а-ть, кова-ть.

 

Про-дыр-явл-ива-ний-э – продырявливать – продырявить-дырявить-дырявый-дыра.

У-дв-а-ива-ний-э – удваивать-удвоить-двоить-двое-два

 

РАЗЛИЧАЙ

По-тепл-е-ний-э – потеплеть-теплеть-тёплый По-топл-ений-э –потопить-топить
Снеж-инк-а –снег Солом-ин-к-а –соломина-солома
Лом-к-ий - ломать Тонк-ий – непроизводное
Кост-очк-а – кость, уточ-к-а – утка Шут-оч-к-а – шутка- шутить
Маск-иров-оч-н-ый –маскировка –маскировать-маска
Бег-л-ец – беглый-бегать

 

МОРФЕМИКА

Корень.

1) При выделении корня учитывай живые связи между словами в СРЯ и опирайся на лексическое значение слова.

2) учитывай чередования;

3) прежде, чем выделить корень, определи, является ли слово производным. У производного нужно сделать полный словообразовательный анализ. У непроизводного – подобрать однокоренные слова, выделить общую часть и доказать!!!, что рядом стоящие морфемы имеют значение.

Об-у-ть – раз-у-ть, об-у-вь.

Утк-а – ут-ин-ый (произошло усечение основы, выпало К)

При-вык-а-ть – от-вык-а-ть

Космос (непроизводное) – косм-ическ-ий (усечение корня, выпало ОС)

Окончание.

Слова могут быть изменяемые (окончание буквенное или нулевое) и неизменяемые (то есть окончания вообще нет): несклоняемые заимствованные сущ-е (пальто, кофе), некоторые несклоняемые прилагательные (нетто, реглан, мокко, индиго, моренго, хаки…),

прилагательные в простой сравнительной степени, инфинитив, деепричастие, наречие, служебные части речи, междометия.

РАЗЛИЧАЙ

Глаголы на -ТЕ
Повелительное наклонение Сол –и- те (ТЕ- формообразовательный постфикс, в основу не входит) Изъявительное наклонение Сол-ите (Те – часть окончания)
Расположение звука Й (надо сделать транскрипцию и посмотреть, как ведет себя Й при изменении. Если не изменяется, то в основу, если изменяется, то в окончание)
В окончании Корабл-ей В основе Воробей - о
Качественные и притяжательные прилагательные
Притяжательные Медвеж-ий-о (ий- суффикс) Качественное Свеж-ий (ий – окончание)
Глаголы в форме прошедшего времени При отсутствии формообразовательного суффикса –Л- сравни форму мужского рода с женским родом. Если в женском роде суффикс –Л_ появляется, то в мужском роде он нулевой формообразовательный.
Числительные сложные и сложные прилагательные
У числительных два окончания Дв-ух-сот-о У прилагательных – соединительная морфема Дв-ух-этаж-н-ый
Наречия, образованные от притяжательных прилагательных: Медведь – медвеж-ий-о – по-медвеж-й-и

 

Формообразовательные морфемы:

1) окончания;

2) суффиксы инфинитива ТЬ, ЧЬ, ТИ;

3) суффикс Л прошедшего времени и возникающий на его месте нулевой;

4) суффиксы причастий вш, ши, ущ, ющ, ащ, ящ, ем,ом,им, т, енн, нн, т;

5) суффиксы деепричастий вши, ши,в,а,я;

6) суффиксы степеней сравнения ее,ей,ше,ейш,айш;

7) постфикс ТЕ в повелительном наклонении.

 

При переходе слов из одной части речи в другую состав может меняться:

Молч-а (деепричастие, суффикс формообразовательный), молч-а (наречие, суффикс словообразовательный).

 

ПОРЯДОК МОРФЕМНОГО РАЗБОРА:

1) определить части речи и охарактеризовать форму;

2) выделить словоизменительные морфемы и основу;

3) у производного слова, прежде чем выделять морфемы дальше, сделать полный словообразовательный анализ, предварительно записав слово в начальной форме;

4) выделить морфемы в основе.

Запомни:

!!! словообразовательный разбор проводится только по отношению к начальной форме, а морфемный – по отношению к слову в тексте.

ПРИМЕР:

Пере-групп-ирова-л-О-ся

Перегруппироваться-группироваться-группировать-группа

На-полн-енн-ая – наполненный-наполнить-полный

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: