Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н.Бурденко




ПРОЕКТ

Профилактика и коррекция железодефицитных состояний как аспект сохранения репродуктивного здоровья нации

Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н.Бурденко

Авторы: руководитель д.м.н., профессор Коротких И.Н.,

исполнитель студентка Л-502 группы Ходасевич М.И.

Цель: Профилактика, выявление и своевременная коррекция железодефицитных состояний у девочек и девушек раннего репродуктивного возраста, формирование ответственной модели поведения молодежи на этапе риска развития железодефицитных и анемических состояний.

Задачи: 1. Сформировать у девочек и девушек раннего репродуктивного возраста устойчивые представления о причинах развития железодефицитных состояний, их роли в развитии нарушений умственной, познавательной, физической, поведенческой, репродуктивной функций человека.

2. Провести предварительное обследование данной категории с целью выявления признаков железодефицитных и анемических состояний с использованием анкетного и других методов и последующего углубленного обследования в полученной группе риска.

3. Репродуктивное просвещение девочек и девушек с целью обучить методам оценки менструальной кровопотери с помощью общепринятых схем и таблиц, адекватной оценке общего состояния, сопровождающего менструальное кровотечение, а также допустимым способам коррекции.

4. Сформировать устойчивые знания об адекватном репродуктивном поведении, последствиях перенесенных гинекологических заболеваний и патологии беременности в связи с железодефицитным состоянием?

5. Обучить девочек и девушек раннего репродуктивного возраста основам диетического питания, профилактическому приему препаратов железа в соответствии с рекомендациями ведущих учреждений здравоохранения.

6. Вовлечь административный ресурс, педагогов, родителей, медперсонал учебных заведений, волонтеров и сотрудников медицинских ВУЗов в профилактические мероприятия по предупреждению железодефицитных состояний.

Аудитория, где предполагается реализация проекта: Школьницы старших классов (8-11), студентки ВУЗов, средних профессиональных учебных заведений.

Содержание мероприятия:

1. Для решения 1 задачи необходимо разработать или использовать адаптированные видеопрезентации, беседы, с которыми необходимо выступить перед школьницами или студентками выбранных учебных заведений. В качестве лекторов могут быть привлечены как преподаватели медицинского ВУЗа, так и волонтеры-студенты под контролем преподавателей. Для проведения бесед можно использовать время классных часов или сделать это фрагментом лекций или практических занятий. В медицинском ВУЗе с видеопрезентациями могут выступить сами студенты на практических занятиях по акушерству и другим дисциплинам. Примерные темы бесед:

1. «Роль дефицита железа в развитии нарушений репродуктивной функции человека»;

2. «Наиболее частые причины анемии у девушек и современные подходы к их выявлению »;

3. «Что нужно знать о железодефицитной анемии на этапе планирования беременности» и др.

 

2.а. После проведения предварительной беседы на втором этапе работы с молодежью необходимо предложить аудитории выявить признаки наличия у них анемических или железодефицитных состояний. С этой целью можно использовать анкетный метод с серией вопросов, который можно предложить в виде Google forms. Примерный образец вопросов представлен на рисунке ниже.

Рис 1. Примерная форма вопросов для анкетирования.

Может быть использована такая примерная форма проведения опроса –

https://docs.google.com/forms/d/1xNWS8XJpis1veEXZYDAxgju530JzgkiQrBHU_jHQ54k/edit

Возможен вариант проведения анкетирования совместно с родителями дома.

2.б. На этапе выявления признаков анемического и сидеропенического состояний необходимо взаимодействие с преподавателями, учителями или классными руководителями, в присутствии которых проводится анкетирование, а также медработниками школ. При обнаружении признаков по данным анкеты возможно использование методов экспресс-определения гемоглобина в крови учащихся гемометрами или информирование родителей для проведения углубленного обследования (общий анализ крови и уровень сывороточного ферритина).

Кроме этого медицинский персонал должен информировать участкового педиатра и сделать запись в соответствующую карту учащегося. Также целесообразно обязать медицинских работников контролировать результаты проведенного обследования и назначить осмотра педиатра для проведения углубленного осмотра и корригирующей терапии.

2.в. Взаимодействие педагогов и медицинских работников с родителями девочек, информирование о проведении подобных опросов и обследований в группах риска на классных часах.

3. Для выполнения третьей задачи необходимо обучить девочек самооценке менструального кровотечения. С этой целью можно использовать те же беседы и презентации, проводимые волонтерами. Необходимо предложить девушкам простые схемы для быстрой оценке кровопотери, а также рассказать о симптомах избыточной потери крови, гигиене менструальных дней, необходимости восполнения жидкости при повышенной потере крови.

Параллельно целесообразно проинформировать родителей по этим же вопросам и предложить простые средства (фито и лекарственные препараты) ограничения кровопотери. К данным беседам с родителями целесообразно привлечь психологов.

Примерная схема балльной оценки менструальной кровопотери представлена на рисунке ниже.

 

Рис.2 Схема оценки менструальной кровопотери в баллах.

4. Разработать цикл бесед о репродуктивном поведении и профилактике воспалительных заболеваний женских половых органов, осложнениями раннего сексуального дебюта и неосознанного материнства. Разъяснить роль воспалительных заболеваний в развитии железодефицитных состояний и вызванных ими изменениями общего и репродуктивного здоровья. К беседам целесообразно привлечь психолого-педагогический ресурс.

5. Самостоятельная работа учащихся в рамках занятий по биологии или элективных курсах: формирование правильного пищевого поведения, негативного отношения к отклонениям, создание пирамид питания здорового человека (рис.3) и при различных состояниях, например при анемиях и железодефиците, частых ОРЗ, при интенсивных занятиях спортом и т.д. в зависимости от аудитории. Необходимо выработать визуальные и практические навыки подбора рациона с учетом пищевой ценности и витаминных составляющих различных продуктов. Возможен разбор пищевого поведения учащихся с учетом данных анонимного анкетирования. Необходимо руководство преподавателя, классного руководителя.

Рис 3. Пирамида здорового питания.

Планируемые результаты.

Ожидается формирование устойчивых представлений среди девочек и девушек раннего репродуктивного возраста внимательного отношения к своему здоровью, контроля за менструальной функцией, осознанного выбора продуктов питания, понимания роли профилактического поведения.

Выявление железодефицитных состояний среди данного контингента позволит провести своевременную коррекцию как путем предупреждения условий для его развития, так и за счет контролируемого назначения препаратов железа.

Пропаганда необходимости профилактического приема препаратов железа среди менструирующих девушек значительно снизит долю планирующих беременность женщин с явным и скрытым железодефицитом и позволит избежать последствий нарушения репродуктивной функции и репродуктивных потерь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: