Занятие 28
Тема: Земля, свойства земли. Песок, свойства песка. Глина, свойства глины. Земледелие.
Цели: 1. Познакомить детей с особенностями глины, песка, земли. Учить определять их свойства путем опытов, учить находить проявление этих свойств в повседневной жизни;
2. Познакомить детей с земледелием, научить сажать лук.
3. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение логически мыслить;
4. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, взаимопомощь, сотрудничество.
Раздаточный материал: стаканы с песком, глиной, землей; тарелки, стакан с водой, лупа.
Ход занятия
Орг. Момент.
Наблюдение за погодой.
- Расскажи, какая погода: Время года (зима, весна, лето, осень),
- Облачность (ясно или пасмурно),
- Осадки (дождь, снег, град),
- Температура (тепло – холодно, сколько градусов).
Знакомство по теме.
А) Предварительная беседа.
- Сегодня в нашу научно-исследовательскую лабораторию поступил запрос от жителей, которые имеют огороды и выращивают овощи: какая почва лучше подходит для посадки семян – глинистая, песчаная или плодородная земля? (дети высказывают свои предположения)
- Сегодня, для того, чтобы ответить на этот запрос, нам предстоит исследовать свойства земли, глины и песка. Но для начала, уважаемые коллеги, давайте вспомним, какие методы помогают ученым – исследователям в работе? (подумать самостоятельно, понаблюдать, прочитать в книге, спросить у другого человека, провести эксперимент, посмотреть на сайте в Интернете).
- Сегодня в нашей работе нам помогут следующие методы: наблюдения и эксперимент. Итак, уважаемые ученые пройдите в нашу лабораторию.
Б) Основная часть
- Ну что ж, давайте, подумаем, где, в какой почве растение будет лучше расти (в песке, глине или земле)?
Опыт №1. «Определение сыпучести веществ»
- Возьмите стакан с песком и аккуратно насыпьте немного песка на тарелку. Легко ли сыплется песок? (да, легко)
- Значит песок, какой, если он сыплется? (легкий, сухой, сыпучий)
- Теперь возьмите глину, насыпьте ее. Что легче высыпать – песок или глину? (легче высыпать песок) Потому и говорят, что песок – «сыпучий». А глина, какая? (глина тяжелая).
- Высыпьте землю. Что легче высыпалось земля или глина? Глина сыплется комочками, ее нельзя так легко высыпать из стакана. В отличие от глины и земли – песок рыхлый.
- Значит, глина тяжелая, не сыпучая; земля легче сыплется; песок самый легкий и сыпучий.
Опыт №2. «Изучение состава веществ»
- Давайте посмотрим, из чего же состоит песок, земля, глина. Возьмите лупы и рассмотрите песок, из чего он состоит? (песок состоит из зернышек – песчинок).
- Как выглядят песчинки, все ли они одинаковы? (они маленькие, круглые, полупрозрачные или белые, желтые). Значит, они отличаются цветом, размером, формой.
- Рассмотрите землю, из чего она состоит? (из песчинок, камушков, веток, листвы, корней). Песчинки земли похожи на песчинки песка или нет? (нет, они отличаются цветом, размером, формой).
- Видны ли такие песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине слипшиеся, очень мелкие частицы. На что похожа глина? С чем ее можно сравнить? Чем-то глина похожа на пластилин.
Опыт №4. «Изучение пропускной способности»
- А сейчас давайте проверим, что быстрее пропускает воду. Налейте в стаканы с песком воды с помощью мерного стаканчика.
- Быстро ли вода впиталась в песок? (да, быстро). Потрогайте его, какой он стал? (сырой, мягкий). Налейте воды в стакан с землей.
- Что лучше пропускает воду песок или земля? (песок. Вода просочилась быстро, земля пропускает воду не так быстро). Потрогайте землю.
- Налейте немного воды в стакан с глиной. Следите, как вода впитывается быстро или медленно? (медленно, медленней, чем в песок и землю).
- Часть воды осталась наверху, на глине. Почему это произошло? (потому что глина более плотная, чем земля и песок). Потрогайте глину, она стала мягкой как земля и песок? (нет, она осталась твердой).
- Возьмите салфетки и вытрете руки.
В) Заключительная часть.
- Уважаемые ученые, вспомните то, что мы исследовали. (Песок, глину, землю.)
- Какой песок? (песок сыпучий, вода в нем не задерживается)
- Для растений – это хорошо или плохо? (плохо, потому что почва быстро высыхает, вода не задерживается).
- Вспомним глину. Она какая? (глина вязкая, влажная, пропускает воду очень медленно и часть воды остается на поверхности, мягкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить.)
- Хорошо ли это для растений? (плохо, т.к. избыток влаги приводит к загниванию корней растений).
- Земля легко ли пропускает воду? (медленнее, чем песок и не застаивается как глина). Земля такая же легкая как песок? (нет).
- Итак, ученый совет, что же мы ответим огородникам. Какая почва самая удобная для посадки растений? (сажать лучше в землю).
Просмотр презентация «Земля, песок, глина.
Беседа по содержанию.