Классический консерватизм (Ж. де Местр, Э. Берк, Т. Карлайл).




Жозеф де Местр:

1) Всё, что происходит – рука Проведения, которую человеку не дано понять.

2) Насилие играет позитивную роль, оно ведёт к прогрессу, а война – очищает.

3) Общественный договор – фикция, а демократия невозможна в принципе. Возможность улучшения естественного состояния – иллюзия.

4) Политические институты либо зарождаются самопроизвольно, либо вводятся великими, и только религия может наделить общественные институты способностью длительного существования.

5) Конституция – глупость, ведь права народов – уступки суверенов, а права монархов и аристократии нельзя определить.

6) Общелиберальных ценностей быть не может, т.к. все народы мира разные, и один свод законов применить ко всему миру не получится.

Эдмунд Берк:

1) Традиции и религия играют огромную роль. Мораль и благородство – необходимы, поэтому дух рыцарства переходил из поколения в поколения и хранился аристократией.

2) Ограниченные возможности человеческого разума. «Ум отдельного человека слаб и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретённую мудрость нации». Традиции важнее разума отдельного человека, т.к. он ограничен => сообщество выше индивида.

3) Революции приводят к новым революциям, дух свободы провоцирует беспорядки и эксцессы, поэтому реформы – единственный способ развития общества.

4) Люди несовершенны и не равны, однако не должно быть угнетения одних классов другими, каждый должен быть на своём месте.

5) Иерархичность общества.

6) Незыблемость частной собственности.

Томас Карлейль:

1) Основное право человека - это не его свобода, а труд во искупление первородного греха.

2) Равенство считает бессмысленным, т. к. только гениальное меньшинство способно открыть истину, которую большинство обречено принимать на веру.

3) Только Герои способны и достойны руководить обществом для его же блага.

4) Критикует результаты промышленного переворота и распространения демократии в Великобритании, используя критерий нравственной оценки общественных изменений.

5) Результаты экономического развития он оценивает, как создание «заколдованного богатства», которым его обладатели не могут распоряжаться и которое не приносит им счастья.

6) Демократию Карлейль определяет, как «временную путаницу» свободы и равенства.

20. Анархизм. Русский и западноевропейский анархизм: основные принципы, общее и особенное. Анархизм — это совокупность как общих принципов и основополагающих концепций, которые предусматривают упразднение государства и исключение из жизни общества всякой политической, экономической, духовной или моральной власти, так и практических методов осуществления этих концепций. Единой философии анархизма как таковой не существует. Анархистские теоретики на протяжении истории существования этого движения в конечном итоге сходились только в представлении о необходимости устранить власть из жизни людей. Анархисты могут разделять одни и те же цели и представления о пути к ним, но философская подоплека и аргументация могут быть при этом совершенно разными. Достаточно просто сравнить взгляды хотя бы нескольких основных теоретиков анархизма. Так, например, Бакунин тяготел к неогегельянской традиции, хотя интегрировал и элементы других философских взглядов. Кропоткин, напротив, сам себя называл позитивистом, хотя к позитивизму в традиционном смысле слова имел мало отношения. Он исходил из философско-этического представления о жизни, скорее биологического: много внимания уделял критике социал-дарвинизма с его восхвалением «борьбы за существование», противопоставляя ему традицию, которая восходит к Ламарку и предполагает адаптацию к природе и гармонию с ней.Анархо-коллективизм: полное разрушение государственности и установление безгосударственного общественного самоуправления на базе рабочих ассоциаций. Организация общества на принципах самоуправления, автономии и федерализма. Если бог есть, то его необходимо ликвидировать. Анархический коммунизм: государство - абсолютное зло. Главным элементом общества должна стать самоуправляющаяся производственная коммуна. Общество - самоуправляющаяся производственная коммуна. Война закону, власти, религии. Представителями западноевропейского анархизма являются Макс Штирнер, Пьер-Жозеф Прудон. М. Штирнер (1806–1856), немецкий философ, основная работа которого «Единственный и его достояние» (1845). Господство идеи есть, по Штирнеру, «поповство», «поповщина», которая перешла от католического средневековья в современность со сменой формы – люди теперь столь же религиозно поклоняются моральным, философским, социальным, национальным и иным «светским» ценностям. Поэтому переход от исторических размышлений к оценке современности дается Штирнеру легко – во все времена люди подчиняются давлению своих «попов» или «школьных наставников», их репрессивному господству. Основной довод Штирнера – от «слабости» отдельного человека, подвергающегося давлению «мыслей» или моральным инвективам «школьных наставников». «Покорность» и «почтение», которых они требуют от своих подопечных, не существует для животных или детей, поскольку те находятся вне сферы «мыслей». Штирнер отмечает, что признание «высших ценностей» столь уже укоренено, закрепилось «в народе», что от представителей «духовных интересов» заранее ожидают некоторого аскетизма и бескорыстия: «...священнику не подобает проявлять светское высокомерие, любить жизненные блага, участвовать в веселье, танцах и играх – короче, иметь, кроме „священного интереса“, еще какой-либо другой. Штирнер считает, что всяческое давление на индивидов – моральное, интеллектуальное, религиозное – крайне эффективно, поскольку вызывает подчинение, страх, искреннее желание соответствовать предлагаемым ценностям («идеалам», «призванию», «высшим целям»). П. Ж. Прудон (1809–1865) – французский публицист, экономист. Прудон предлагал сохранить мелкое производство. Вся система взглядов Прудона проникнута реформизмом, враждебным рабочему классу. Прудон – противник борьбы пролетариата за свои политические и экономические интересы. Стачки рабочих объявлены им противозаконными.

Для теоретических конструкций Прудона характерны:

1) субъективизм и идеализм;

2) игнорирование объективности экономических законов;

3) эклектицизм;

4) отрыв логического от исторического;

5) наличие абстрактных конструкций, так называемых “экономических сил“: разделение труда, конкуренция, обмен, кредит, собственность;

6) меновой подход.

Разделение труда, по Прудону, имеет две стороны: хорошую, ибо оно способствует росту богатства, и дурную (ведет к росту бедности, нищеты, безработицы). Задача состоит в том, чтобы устранить дурную и «улучшить» капиталистическое товарное хозяйство.

21. Революционаризм. Идейно-теоретические истоки революционаризма. С. Нечаев. Сергей Геннадиевич Нечаев отрицает государство, социальная организация общества – «союз эгоистов». Общество — это иллюзия, его не существует, зато люди являются реальностью. Любое Верховное Существо – Миф. Революционное движение второй половины 60-х гг. развивалось в глубоком подполье. На фоне либеральных реформ крайне революционные тенденции не были популярны. В Москве возникла организация Ишутина, в которой, наряду с пропагандистской работой, существовала террористическая группа "Ад". Ее участник Каракозов в 1866 г. совершил неудачное покушение на Александра II. Это позволило правительству развернуть репрессии. В 1869 г. студентом Нечаевым создана тайная организация "Народная расправа". Нечаев избрал методом деятельности запугивание, шантаж, насилие. Это вызвало протест в организации. Нечаев организовал убийство не подчинившегося ему студента. Члены "Народной расправы" были арестованы. Нечаев бежал за границу, но был выдан, осужден и умер в Петропавловской крепости. Народники 70-х гг. отрицали государственность, политическую борьбу, верили в возможность радикальной революции в ближайшем будущем. Изначально в народничестве присутствовали две тенденции - революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному вооруженному восстанию; более умеренная ее часть - как программу постепенного движения по пути реформ.

22. Марксизм. Государство и право: историко-материалистический подход. Базис и надстройка. Свойства классовости. Пролетарская революция и теория диктатуры пролетариата. Фундаментальный характер идеи диктатуры пролетариата в общей системе марксистских воззрений на государство и право усматривается прежде всего из такой ее оценки самими создателями этого направления коммунизма. При этом насилие может выражаться как в прямой физической форме, так и в более мягких формах: ограничение свободы, ущемление в правах, идеологический прессинг. Государство и право рассматриваются как надстроечное явление по отношению к экономической структуре общества. Государство, право, мораль, религия - надстройка. Производственные отношения - базис. Производственные силы – фундамент. Основными отношениями в обществе являются отношения людей в процессе производства (производственные отношения), от характера которых зависит характер государства и права. Экономический строй выступает причиной возникновения государства и права. Изменение в экономическом строе так или иначе вызывает изменения в государстве и праве. Подчеркивается классовый характер государства и права: деятельность государства определяется господствующим классом. Государство и право есть механизмы, с помощью которых эксплуататорские классы удерживают политическое господство над народом. Решение общих дел общества объясняется: фактом зависимости государства от экономически господствующего класса и давлением на государство эксплуатируемых масс путем классовой борьбы. Государство – организация для систематического насилия одного класса над другим, всякое организованное систематическое насилие над людьми вообще. Право является возведенной в закон волей господствующего класса. Существует два ряда свойств классовости. Один ряд – общие моменты, характеризующие всякое государство и всякое право. Второй ряд – свойства, порождаемые конкретно-исторической спецификой определенной классовой формации. В их числе – тип связи законодательной, исполнительной и судебной властей (если они разграничены), принцип построения и функционирования аппарата государства, порядок нормотворчества. Характерно акцентирование в природе государства его принуждающего начала. Вся совокупность воззрений Маркса и Энгельса на природу государства сведена к следующей формуле: «государство – организация для систематического насилия одного класса над другим».

Авторы разрабатывают идеи диктатуры пролетариата как нового типа государства:

1) устанавливается пролетариатом в ходе социалистической революции;

2) означает установление классовое господство пролетариата;

3) опирается на революционный террор для того, чтобы сломить сопротивление свергнутых классов;

4) строится на определенных принципах:

- избрание всех чиновников снизу до верху;

- постоянная отчетность чиновников народу;

- исполнение депутатами наказов своих избирателей;

- сменяемость должностных лиц;

- упразднение принципа разделения властей.

23. Социал-демократия как ответ на марксизм. В противовес марксистскому тезису о разрушении буржуазной государственной машины, как аппарата эксплуатации рабочих, социал-демократическое движение повело линию на постепенное реформирование этой машины и всего общества. Социал-демократия отказалась от узко классового подхода и стремится представлять интересы всех трудящихся или даже всего народа. Идеологической основой социал-демократии является доктрина демократического социализма. Ее основные ценности — свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность. Социал-демократическое равенство подразумевает такие социальные гарантии, как право на труд, достойную человека зарплату, право на отдых и т.д. Гарантией социального равенства и справедливости выступает солидарность всех трудящихся. Социализм неразрывно связан с демократией и его утверждение есть постепенная демократизация политики, экономики и всего общества. Политические ценности демократии состоят в гарантии прав и свобод граждан, всеобщем избирательном праве и многопартийности, законности и реальном участии в управлении обществом. Экономическая демократия есть такая система хозяйства, которая обеспечивает общественный контроль над экономической деятельностью, разработкой природных ресурсов в интересах общества, активное участие государства и трудящихся в экономической деятельности и управлении производством.

Пример.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: