Упражнения звуковой разминки




Волонтерского кукольного театра»

 

Кукольный театр — один из самых ярких эмоциональных средств, формирующие творческие способности детей. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Известно, что ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в процессе интересной игры, которой он отдается целиком. Кукольный театр позволяет решать не только воспитательные, но и коррекционные задачи: развивать точность координации движений, речевые и неречевые средства общения, эмоционально-волевую деятельность. При этом специальная подготовка и талант значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка. Участие в кукольном театре помогает ребенку скорректировать его негативные эмоциональные состояния, такие как тоска, гнев, страх, тревожность, передавая эти переживания в художественных образах.

Кукольный театр имеет несколько направлений, одним из них считается волонтерский кукольный театр, направленный на решение тех или иных проблем современного общества посредством кукольного спектакля. И это направление с каждым годом набирает обороты.

На занятиях «Театр добрых дел» мы с обучающимися организуем волонтерский кукольный театр, где участвуют школьники и дети с ограниченными возможностями здоровья, которые являются не только зрителями, но и активными участниками этого театра. "Театр добрых дел" помогает особым детям слиться в социум через творческую деятельность. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться наравне с обычными школьниками.

Организация волонтерского кукольного театра весьма трудоемкий процесс, который требует следующих действий:

1. Набор актеров;

2. Определение репертуара спектакля, то есть дети сами придумывают будущую сказку. Объявляется конкурс сказок среди обучающихся;

3. Распределение ролей;

4. Проведение мастер-классов по изготовлению театральных кукол для детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с волонтерами «Детского ордена милосердия». Особые дети наравне со всеми ребятами участвуют в мастер-классах и учебных занятиях;

5. Изготовление декораций, оформление;

6. Репетиции и премьера спектакля.

Кроме изготовления самих кукол есть еще один важный момент как актерское мастерство, кукловождение. Чтобы закрепить знания в этой области, мы с детьми каждое занятие проводим различные упражнения, приемы, гимнастики.

Наиболее часто на занятиях использую прием - «театр одного актера». Ребенку предлагается выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Благодаря таким упражнениям значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Я замечаю, как в ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как она должна себя вести, что делать, и говорить. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, играют в специально придуманных спектаклях, либо участвуют в постановке обычной сказки (сценке). Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, формируют коммуникативные навыки. Опыт использования куклы-марионетки рекомендую в группах как компенсирующей, так и общеразвивающей направленности дошкольных образовательных учреждений, всем кто работает с детьми.

Также часто выполняются упражнения такие как:

Упражнения на дыхание.

“Свое имя”

Взять “Вдох” и струей воздуха нарисовать букву, слово, свое имя, год …

“Пыль”

Представьте, вы в комнате, где давно не вытирали пыль. Взять “Вдох” и сдунуть с вещей, предметов “пыль”: плавно, прерывисто.

Упражнения звуковой разминки

Детские стихи используются для отработки дикции, четкости произношения, “полётности” голоса:

- Пара барабанов, пара барабанов

Пара барабанов била бурю,

Пара барабанов, пара барабанов

Пара барабанов била бой.

 

- Шла кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду

И кричала: ку-ку, мак –

Отжимай один кулак!

 

- Как на пишущей машинки,

Две хорошенькие свинки,

И постукивают, и хрюк похрюкивают.

Хрюки-хрюки-хрюки-,

Туки-туки-туки-тук.

 

Скороговорки:

- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- От топота копыт пыль по полю летит.

- Ткет ткач ткани на платье Тане.

- Пакет под попкорн

(Дети произносят скороговорки).

 

Гимнастика рук, пальцев

“Игровой тренинг”.

В этом этапе включены игры, которые помогают вам развивать необходимые для кукловода качества: внимание, память, воображение, фантазия.

1. «Зеркальце». Встаньте парами лицом друг к другу. Тот, кому я дам рамочку, будет зеркало. Тот, кто смотрит в зеркало, говорит такие слова: Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня настроение?». Зеркало отражает, то есть повторяет настроение того, кто в него смотрится.

2. «Крокодил». Дети объясняют слово с помощью жестов, мимики и движений.

4. «Афиша»

Изготовление афишы будущего спектакля. В старину любая реклама осуществлялась зазывалами. Специальные люди – зазывалы ходили по городам, деревням и зазывали зрителей на представление.

Перед входом в театральное помещение для привлечения публики на специальных подмостках разыгрывали мини – спектакли, короткие сценки. Афиша является как бы частью спектакля, вынесенной на улицу.

Задача афиши – подготовить зрителей к спектаклю, дать общее о нем представление, возможно просто заинтересовать. Текст афиши рассказывает о спектакле и исполнителях, а изобразительная часть символизирует основной смысл спектакля. Изображение и текст должны составлять единое.

Такие упражнения значительно украшают занятия, делают его интересной увлекательной. Дети с большим интересом занимаются, проявляют себя.

Таким образом, можно сказать, что кукольный театр является лучшим форматом волонтерской работы с детьми. При грамотном педагогическом подходе волонтерский кукольный театр станет эффективным инструментом для коррекции эмоционально-личностных проблем, для формирования социальной уверенности и адаптации детей, для обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в коллективе.

Список литературы

1. Григорьева, Т.С. Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие. [Текст] / Т.С. Григорьева. – М.: ТЦ – Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).

2. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. Капщук, О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: Развиваемся играя. — Ростов-на-Дону, 2011.

4. Развитие ощущений восприятия у от младенчества младшего школьного: игры, упражнения, / Н.В..- Ростов н/.: Феникс, 2007. — 319 с.

5. Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольника" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=24455

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: