Курс
1 семестр:
- Основные понятия и определения в области физической культуры
1.1. Физическая культура
1.1.1. Основные функции физической культуры
1.2. Физическое совершенство
1.3. Физическое воспитание
1.4. Функциональная подготовленность
1.5. Физическое развитие
- Организационные и методические основы физического воспитания студентов в вузе
2.1. Основные положения
2.1.1. Теоретический раздел
2.1.2. Практический раздел
2.1.3. Контрольный раздел
2.2. Структура управления физической культурой и спортом
2.2.1. Положение о ФОЦ
Контрольные вопросы к главе 1
- Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая система
- Анатомно морфологические особенности физиологической функции организма
- Функциональные системы организма
3.1. Костная система и ее функции
3.2. Мышечная система и ее функции
3.2.1. Скелетна мускулатура
3.2.2. Краткий обзор скелктных мышц
3.2.3. Энергетика мышечного сокращения
3.2.4. Кислородный запрос кислородный долг
3.3. Кровь как физиологическая система, жидкая ткань и орган
3.4. Сердечно сосудистая система
3.5. Дыхательная система
3.6. Система пищеварения и выделения
3.7. Нервная система
3.8. Рецепты и анализаторы
3.9. Эндокринная система
- Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека
4.1. Природные социально-экологические факторы и их воздействие на организм
- Функциональная активность человека
5.1. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека
- Утомление и восстановление при физической и умственной работе
2 семестр:
- Биологические ритмы и работоспособность
- Гипокенизия и гиподинамия
- Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
Контрольные вопросы
|
- Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки
10.1. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма
10.1.1. Экономизация функции
10.1.2. Замедленная работа органов дыхания и кровообращения
10.1.3. Проявление тренированности при предельной мышечной работе
10.2. Обмен веществ и энергии
10.2.1. Обмен белков
10.2.2. Обмен углеродов
10.2.2.1. Значение углеводов при мышечной деятельности
10.2.2.2. Регуляция углеводного обмена
10.2.3. Обмен жиров
10.2.3.1. Регуляция жирового обмена
10.2.4. Обмен воды и минеральных веществ
10.2.5. Витамины и их роль в обмене веществ
10.2.6. Обмен энергии
10.2.7. Регуляция обмена веществ
10.2.7.1. Расход энергии при различных формах деятельности
10.2.8. Изменения в системах крови, кровообращения и дыхания при интенсивной мышечной деятельности
10.2.9. Гравитационный шок
10.2.10. Особенности дыхания
10.2.11. Гипоксия
- Регуляция деятельности организма в различных условиях
11.1. Особенности функционирования центральной нервной системы
11.2. Формирование двигательного навыка
11.3. Адаптация и устойчивость организма к различным условиям внешней среды
11.4. Физиологическое состояние организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
11.4.1. «Мертвая точка»
11.5. Адаптация к нарушению биологических ритмов
11.6. Внимание и физические упражнения
11.7. Работа в замкнутом пространстве
11.8. Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату
|
11.9. Устойчивость к вибрации, укачиванию невесомости
11.10. Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации
Контрольные вопросы
Курс
3 семестр
- Здоровье и его компоненты
- Критерии здоровья
- Влияние образа жизни на здоровье
3.1 Плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха
3.2 Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики)
3.3 Оптимальный двигательный режим
3.4 Личная гигиена
3.5 Закаливание
3.5.1 Закаливание воздухом
3.5.2 Закаливание водой
3.5.3 Местное закаливание холодом
3.5.4 Закаливание солнцем
3.6. Рациональное питание
- Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
Контрльные вопросы к главе 3
1.Объективные и субъективные факторы обучения
1.1 Реакция организма студентов на факторы обучения
- Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
2.1. Состояние утомления и усталости
- Работоспособность и влияние на нее других различных факторов
- Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме
- Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения
5.1. Учебный день
5.2. Учебная неделя
5.3. Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год
- Состояние и работоспособность студентов в экзаменационной период
- Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния
7.1. Физические упражнения и умственная работоспособность
7.2. Способы уменьшения психической напряженности
|
- Особенности проведения занятий по физическому воспитанию
8.1. Особенности проведения занятий со студентами – спортсменами
8.2. Особенности проведения занятий сор студентами специального учебного отделения
Контрольные вопросы к главе 4
Курс
4 семестр:
- Методические принципы физического воспитания
1.1. Принцип сознательности и активности
1.2. Принцип наглядности
1.3. Принцип доступности
1.4. Принцип систематичности
1.5. Принцип динамичности
- Методы физического воспитания
2.1. Методы строго регламентированного упражнения
2.2. Методы частичного регламентированного упражнения
2.2.1. Игровой метод
2.2.2. Соревновательный метод
Контрольные вопросы к разделам 1,2
- Средства физического воспитания
Контрольные вопросы к разделу 5
- Техническая подготовка
Контрольные вопросы к разделу 6
- Физическая подготовка
5.1. Специальная физическая подготовка
5.2. Общая физическая подготовка
Контрольные вопросы
5.3. Мышечная сила человека
5.3.1. Режим работы мышц
5.3.2. Методы и средства развития силы
5.3.3. Методика применения силовых упражнений
5.3.4. Оценка уровня силового развития
5.3.5. Подтягивание на перекладине
5.3.5.1. Техника выполнения
5.3.5.2. Тренировочные упражнения
5.3.5.3. Методы выполнения упражнений
5.3.6. Поднимание туловища из положения лежа
5.3.6.1. Техника выполнения упражнения
5.3.6.2. Тренировочные упражнения
5.3.7. Применение стимуляторов
Контрольные вопросы
5.4. Быстрота и ее развитие
5.4.1. Методы развития быстроты
5.4.2. Средства развития быстроты
5.4.2.1. Основные фазы бега на 100 м.
5.4.2.2. Тренировочные упражнения
Контрольные вопросы
5.5. Гибкость и ее развитие
5.5.1. Гибкость и ее разновидности
5.5.2. Появление гибкости в зависимости от возраста
5.5.3. Влияние разминки на гибкость
5.5.4. Изменение гибкости
5.5.4.1. Тесты для количественной оценки подвижности в суставах
5.5.4.2. Тесты для качественной оценки подвижности в суставах
5.5.5. Методические основы развития гибкости
5.5.6. Упражнения для развития гибкости
5.5.6.1. Активные динамические упражнения
5.5.6.2. Пассивные динамические упражнения
5.5.6.3. Статистические упражнения
5.5.6.4. Упражнения растяжки
5.5.7. Биохимическая (БМ) стимуляция электростимуляция в развитии гибкости
5.5.8. Упражнения на растягивание как средство восстановления
Контрольные вопросы
5.6. Выносливость и ее развитие
5.6.1. Методы и средства развития выносливости
5.6.1.1. Техника выполнения
5.6.1.2. Тренировочные упражнения
5.6.1.3. Планирование и содержание занятий
Контрольные вопросы
6. Коррекция физического развития
6.1. Коррекция осанки
6.2. Коррекция роста
6.3. Коррекция мышечной массы
6.3.1. Физические упражнения для коррекции массы тела
6.3.2. Методологические рекомендации по подбору упражнений
6.4. Физические упражнения для увеличения ЖЕЛ
- Формы занятий физическими упражнениями
7.1. урочная форма
7.1.1. Подготовительная часть урока
7.1.2. Основная часть урока
7.1.3. Заключительная часть урока
7.1.4. Показатели эффективности урока
7.2. Неурочные формы
7.2.1. Гигиеническая гимнастика
7.2.2. Производственная гимнастика
- Формирование психических качеств и свойств личности в процессе физического воспитания
Контрольные вопросы к разделам 7, 8
- Определение и понятие спорта
1.1. Спорт как средство удовлетворения зрелищных запросов человека
1.2. Агитационное значение спорта
1.3. Престижное и воспитательное значение порта
- Организационно-правовые разновидности спорта
2.1. Массовый спорт
2.2. Спорт высших достижений
2.3. Профессиональный спорт
2.4. Стуцденьческ5ий спорт
- Фоторепортаж с XIX Универсиады
Контрольные вопросы к главе 6
Курс
5 семестр:
- ДИОГНОСТИКА И САМОДИОГНОСТИКА ОРГАНИЗМА ПРИ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ
- Врачебный контроль
2.1. Диспансеризация
2.2. Формы врачебного контроля
Контрольные вопросы к разделам 2.1. и 2.2.
2.3. Оценка физического развития
2.3.1. Осанка
2.3.2. Форма грудной клетки
2.3.3. Форма ног и стопы
2.3.4. Типы сложения человека
2.3.5. Рост
2.3.6. Масса тела
2.3.7. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
2.3.8. Сила мышц кисти
2.3.9. становая сила
Контрольные вопросы к разделу 2.3.
2.4. Методы оценки физического развития
2.4.1. Метод анрометрических стандартов
2.4.2. Метод корреляции
2.4.3. Метод антропометрических принципов
Контрольные вопросы к разделу 2.4.
2.5. Оценки физической подготовленности
2.5.1. Частота сердечных сокращений (ЧСС)
2.5.2. Одномоментная функциональная проба с приседанием
2.5.3. Тест  PWC 170
2.5.4. Гарвардский степ тест
2.5.5. Тест Купера
Контрольные вопросы к разделу 2.5.
Курс
6 семестр:
- Педагогический контроль
Контрольные вопросы к разделу 3
Самоконтроль
4.1. Дневник самоконтроля
4.2. Субъективные показатели самоконтроля
4.3. Пульс
4.4. Ортостатическая проба
4.5. Простые нагрузки пробы
4.6. Задержка дыхания на вдохе
4.7. Задержка дыхания на выдохе
4.8. Кожно-сосудистая реакция
4.9. Наблюдения за спортивным результатами
4.10. Определение величины нагрузки
Контрольные вопросы к разделу 4
- Цели и задачи ППФП
- Варианты ППФП
- Основные группы профессий
Контрольные вопросы к главе 8
Условия получения зачета по теоретическому курсу:
Студентам необходимо законспектировать материал учебника и ответить на контрольные вопросы. Работы принимаются в общих тетрадях. (Не менее 96 листов) текст рукописный, разборчивый.
Литература:
Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. «Основы физической культуры в ВУЗе»
По всем интересующим вопросам обращаться к старшему преподавателю кафедры ФКиС –