Непосредственная образовательная деятельность
В подготовительной группе
На тему: «Дружат дети всей земли»
Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.
Образовательные: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;
• познакомить с культурой этих народов;
• показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
• вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
• воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;
Воспитательные:
• воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету;
• Развивающие: продолжать работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; учить подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных; развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.
Интеграция образовательных областей:
Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Материал:
· магнитофон, аудио записи «Большой хоровод», восточная музыка и т.д.;
· доска с макетом Земного шара;
· физическая карта России с изображением живущих на ней народов разных национальностей;
· мольберт, волшебный экран с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д.;
· атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик, указка;
· картонные куклы разных рас;
· танграм «Колумбово яйцо»;
· карточки с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами;
· бумажный хоровод народов мира;
· льдины из картона
Предварительная работа:
· изучение карты мира для детей, глобуса;
· беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране», рассматривание иллюстрационного материала по теме;
· просмотр мультфильма и чтение произведения чтение сказки Катаева В. «Цветик-семицветик»;
· просмотр мультфильма «Катерок»;
· чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;
· загадывание загадок о дружбе;
· разучивание наизусть стихи о дружбе;
· изготовление атрибутов: картонных кукол разных рас, цветика-четырехцветика, волшебного экрана с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д., одной большой льдины для подвижной игры, бумажного хоровода народов мира, карточек с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами,
· на каждого ребёнка: конверт с игрой «Колумбово яйцо», по 2 льдины;
· подвижная татарская игра «Хлопушка», бурятская народная игра «Волк и ягнята», игра народов Севера «Ловля Оленей» и т. д.;
· танец «Чунга-Чанга»;
· решение головоломок.
Дружат дети всей земли
Ход НОД:
1. Введение в тему.
Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б.Савельева, сл. М.Танича) дети входят в центр зала, образуя круг.
«Солнечный круг»
Воспитатель: — Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.
А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
И начнем наше путешествие...
—Посмотрите на карту — сколько разных народов живет в нашей стране! А как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: — Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)
—Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос…
—Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
—Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.
2. Игровая ситуация.
Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.
Фея Цветов:
—Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов.
А значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)
- Правильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».
Давайте скажем все вместе громко... Дети произносят громко.
- А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.
Путешествие по земному шару.
Включается экран: Дети монголоидной расы.
— Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)
—Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)
—Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
—Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
—Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии.
Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).
- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Фея цветов показывает указкой Японию.
- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.
- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).
(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.) Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
—Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
—Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)
—А как бы нам подружиться с этими детьми?
—Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
—В Японии очень любят различные головоломки, среди них (воспитатель демонстрирует) и танграм — выкладывание геометрических фигур - есть и другое название этой игры: Колумбово яйцо. Мы сейчас с вами поиграть в такую игру.
—Возьмите каждый по конверту и сядьте на ковёр лицом к экрану и так, чтобы друг другу не мешать.
«ТАНГРАМ»
— Откройте конверт. Каждому из вас предлагается набор десяти фигур. Вы должны сложить все фигуры так, чтобы у вас получилось яйцо. (Звучит восточная музыка.)
Дети выполняют задание на ковре, возле мольберта, а затем рассматривают, что получилось.
—Ребята, вам понравилась эта игра? (Да)
—Молодцы, ребята! Все справились с заданием. А теперь складывайте свои детали в конверт.
—На память о нашей встрече нам осталась кукла - японкаи еще интересная игра ТАНГРАМ, в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.
—Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)