Тема: «Выявление и исправление ошибок на употребление формы слова».




Практическая работа № 4

 

Тема: «Выявление и исправление ошибок на употребление формы слова»

Цель: 1) закрепить умения видеть смысловые различия в формах слова и использовать в речи вариативные словосочетания; 2) уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; 3) уметь пользоваться словарями.

 

I вариант

Задание 1.Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор.

1. Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные (лекторы - лектора).

2. Ничего хорошего не получится, если вливать новое вино в старые (меха - мехи).

3. Из ворот выехали пятитонные грузовики. (Кузова - кузовы) их до краев были наполнены мешками и ящиками.

4. Крупные (лоскуты - лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской.

5. Мальчик в изодранной куртке и брюках бежал вперед, (лоскуты -лоскутья) его одежды развевались по ветру.

6. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны - тона) свирели.

7. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны - тона).

 

Задание 2.Объясните значение устойчивых сочетаний. Составьте с ними предложения.

Пользуйтесь словарем.

Вариться в собственном соку; семи пядей во лбу; рыльце в пуху; ни в одном глазу; бельмо на глазу; на верху блаженства; лежать на боку; росинка во рту; написано на роду.

Учебная литература:

Дунев А.И. Русский язык и культура речи. Изд. «Высшая школа», 2003 г. Раздел «Нормы современной русской речи» стр.176, задание 2; стр.178, задание 7.

.


Практическая работа № 4

Тема: «Выявление и исправление ошибок на употребление формы слова».

Цель: 1) закрепить умения видеть смысловые различия в формах слова и использовать в речи вариативные словосочетания; 2) уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; 3) уметь пользоваться словарями.

II вариант

Задание 1.Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор.

1. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари - токаря) и (слесари - слесаря) - инструментальщики.

2. Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы - тормоза), мешающие нашему движению вперед.

3. Важнейшие отделы и (секторы - сектора) учреждения были реорганизованы.

4. Во всю ширину реки растянуты (неводы - невода).

5. У причала столпились военные (катера - катеры); на внешнем рейде стояли (крейсеры - крейсера).

6. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шоферы - шофера).

7. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели - штабеля) кирпичей.

 

Задание 2. Сопоставьте словосочетания, выясните смысловые различия между соотносительными формами предложного падежа существительных. Составьте с данными словосочетаниями предложения.

В звуковом строе - в боевом строю; в прямом угле - в темном углу; в двадцатом веке - на своем веку; в стальном круге - в дружеском кругу; в бреде больного - в горячечном бреду; в одном астрономическом годе - в нынешнем году; в китовом жире - весь в жиру; в «Вишневом саде» - в вишневом саду; в «Русском лесе» - в темном лесу.

 

 

Учебная литература:

Дунев А.И. Русский язык и культура речи. Изд. «Высшая школа», 2003г. Раздел «Нормы современной русской речи» стр.176, задание 2; стр.178, задание 6.


Практическая работа № 4

Тема: «Выявление и исправление ошибок на употребление формы слова».

Цель: 1) закрепить умения видеть смысловые различия в формах слова и использовать в речи вариативные словосочетания; 2) уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; 3) уметь пользоваться словарями.

 

III вариант

Задание 1.Составьте словосочетания со связью управления; зависимые слова, заключенные в скобки, употребите в необходимой падежной форме. Вставьте пропущенные буквы, сформулируйте правила написания пре-, при-.

1. Изучать - заниматься (пр...кладная математика).

2. Интересоваться - проявлять интерес (старинные пр...дания).

3. Понимать - отдавать себе отчет (пр...чины преступления).

4. Делать выговор - упрекать (пр...пирательство из-за пустяков).

5. Быть недовольным - разочаровываться (пр...лежание студента).

6. Извещать - сообщать (президент).

7. Вера - уверенность (принципиальность, пр...емник).

8. Обидеться - обижен (несправедливые притязания).

9. Обрадоваться - обрадован (пр...красные результаты).

 

10. Обращать внимание - уделять внимание (пр... ватизация предприятия).

11. Отзыв - рецензия (пр...мьера спектакля).

12. Предостеречь - предупредить (пр...дательство).

 

Задание 2.Раскройте скобки; согласуйте зависимое слово (географическое название) с главным словом.

1. В городе (Самара), у города (Смоленск), за городом (Саратов), за селом (Бородино), в деревне (Калиновка).

2. На реке (Днепр), у реки (Лена), за (Москва)-рекой, между реками (Обь, Енисей).

3. На озере (Байкал), вблизи озера (Цейлон), у полуострова (Таймыр), за за­ливом (Аляска), к подножию горы (Казбек), недалеко от мыса (Челюскин), на станции (Луга).

 

Задание 3. Просклоняйте числительные: 575, 758.


Практическая работа № 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: