Практическая работа № 4
Тема: «Выявление и исправление ошибок на употребление формы слова»
Цель: 1) закрепить умения видеть смысловые различия в формах слова и использовать в речи вариативные словосочетания; 2) уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; 3) уметь пользоваться словарями.
I вариант
Задание 1.Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор.
1. Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные (лекторы - лектора).
2. Ничего хорошего не получится, если вливать новое вино в старые (меха - мехи).
3. Из ворот выехали пятитонные грузовики. (Кузова - кузовы) их до краев были наполнены мешками и ящиками.
4. Крупные (лоскуты - лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской.
5. Мальчик в изодранной куртке и брюках бежал вперед, (лоскуты -лоскутья) его одежды развевались по ветру.
6. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны - тона) свирели.
7. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны - тона).
Задание 2.Объясните значение устойчивых сочетаний. Составьте с ними предложения.
Пользуйтесь словарем.
Вариться в собственном соку; семи пядей во лбу; рыльце в пуху; ни в одном глазу; бельмо на глазу; на верху блаженства; лежать на боку; росинка во рту; написано на роду.
Учебная литература:
Дунев А.И. Русский язык и культура речи. Изд. «Высшая школа», 2003 г. Раздел «Нормы современной русской речи» стр.176, задание 2; стр.178, задание 7.
.
Практическая работа № 4
Тема: «Выявление и исправление ошибок на употребление формы слова».
Цель: 1) закрепить умения видеть смысловые различия в формах слова и использовать в речи вариативные словосочетания; 2) уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; 3) уметь пользоваться словарями.
II вариант
Задание 1.Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор.
1. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари - токаря) и (слесари - слесаря) - инструментальщики.
2. Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы - тормоза), мешающие нашему движению вперед.
3. Важнейшие отделы и (секторы - сектора) учреждения были реорганизованы.
4. Во всю ширину реки растянуты (неводы - невода).
5. У причала столпились военные (катера - катеры); на внешнем рейде стояли (крейсеры - крейсера).
6. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шоферы - шофера).
7. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели - штабеля) кирпичей.
Задание 2. Сопоставьте словосочетания, выясните смысловые различия между соотносительными формами предложного падежа существительных. Составьте с данными словосочетаниями предложения.
В звуковом строе - в боевом строю; в прямом угле - в темном углу; в двадцатом веке - на своем веку; в стальном круге - в дружеском кругу; в бреде больного - в горячечном бреду; в одном астрономическом годе - в нынешнем году; в китовом жире - весь в жиру; в «Вишневом саде» - в вишневом саду; в «Русском лесе» - в темном лесу.
Учебная литература:
Дунев А.И. Русский язык и культура речи. Изд. «Высшая школа», 2003г. Раздел «Нормы современной русской речи» стр.176, задание 2; стр.178, задание 6.
Практическая работа № 4
Тема: «Выявление и исправление ошибок на употребление формы слова».
Цель: 1) закрепить умения видеть смысловые различия в формах слова и использовать в речи вариативные словосочетания; 2) уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; 3) уметь пользоваться словарями.
III вариант
Задание 1.Составьте словосочетания со связью управления; зависимые слова, заключенные в скобки, употребите в необходимой падежной форме. Вставьте пропущенные буквы, сформулируйте правила написания пре-, при-.
1. Изучать - заниматься (пр...кладная математика).
2. Интересоваться - проявлять интерес (старинные пр...дания).
3. Понимать - отдавать себе отчет (пр...чины преступления).
4. Делать выговор - упрекать (пр...пирательство из-за пустяков).
5. Быть недовольным - разочаровываться (пр...лежание студента).
6. Извещать - сообщать (президент).
7. Вера - уверенность (принципиальность, пр...емник).
8. Обидеться - обижен (несправедливые притязания).
9. Обрадоваться - обрадован (пр...красные результаты).
10. Обращать внимание - уделять внимание (пр... ватизация предприятия).
11. Отзыв - рецензия (пр...мьера спектакля).
12. Предостеречь - предупредить (пр...дательство).
Задание 2.Раскройте скобки; согласуйте зависимое слово (географическое название) с главным словом.
1. В городе (Самара), у города (Смоленск), за городом (Саратов), за селом (Бородино), в деревне (Калиновка).
2. На реке (Днепр), у реки (Лена), за (Москва)-рекой, между реками (Обь, Енисей).
3. На озере (Байкал), вблизи озера (Цейлон), у полуострова (Таймыр), за заливом (Аляска), к подножию горы (Казбек), недалеко от мыса (Челюскин), на станции (Луга).
Задание 3. Просклоняйте числительные: 575, 758.
Практическая работа № 4