Образ понятное слово, но в каких значениях оно может быть применимо, какие образы бывают и образы чего бывают?
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт.1:27)
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его" (Быт.5:1)
"ибо человек создан по образу Божию;" (Быт.9:6)
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. (Быт.2:19,20)
Адам должен был видеть и обезьяну, но не усмотрел в ней себе подобие, как это усмотрели, некоторые отдалённые его потомки современные нам.
В чём же заключается образ Божий в нас?
17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
(Фил.3:17)
"не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение " (Кол.3:9-12)
Образ и облачение духовные, это не видимая материя, а проявления нашей сущности, нашего духа в нашей жизни, в наших делах, в нашем хождении пред Богом.
И в сравнении с Ветхим Заветом в Новом Завете служение Богу становиться менее материально церимониальным.
"Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. "
(Иоан.4:20-24)
И такой пример оставлен нам в Новом Завете Христом, апостолами, христианами. Но с течением веков происходило уклонение от Слова Божия и служение Богу стало обрастать материальными церемониалами, как дно корабля водорослями и ракушками.
"Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого." (Деян.17:29)
В Новом Завете:
Может быть, этот вопрос теперь принимает другое содержание и теперь можно творить образы для поклонения?
Ведь вот как сказано о том, что было и что стало:
"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил."
(Иоан.1:18)
"не видел" – в прошедшем времени, значит раньше не видел, а теперь явил. Никогда такого не было, а во Христе верующие получили то, что не доставало для делания образов? Ведь как сильно сказано "никто, никогда", а Сын "явил".
Христос – образ Бога невидимого. Так что же явил Христос?
"И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. " (Иоан.1:14)
Но и Исаия видел (Ветхий Завет):
"Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем." (Иоан.12:41)
Но далее в послании апостола Павла (это уже по воскресении и вознесении Христа на небо) (простите меня за эти пояснения в скобках, но многие мои знакомые почитающие иконы или совсем не знают библии, или знают слабо).
Так вот уже позднее после прихода Христа и того, что Он явил и как Он явил, апостол Павел пишет:
"единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. " (1Тим.6:16)
И здесь мы находим и прошедшее и текущее время " не видел и видеть не может ".
А апостол Иоанн – тот самый апостол который возлежал на груди у Христа, видел Его образ на земле и преображённого на горе, и потом по Откровению на небе (уж он то точно видел. И о ком можно сказать - он видел более Иоанна, или хотя бы как Иоанн?) пишет:
"12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас." (1Иоан.4:12)
А о тех случаях, когда люди говорили подобно пророку Исаии "видел я Господа", апостол Иоанн уточняет:
"Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем." (Иоан.12:41)
И вот всё это - разбирательство того видели или не видели, когда увидели и кто увидели. Это всё является разбором не основания запрета во второй заповеди, а разбором дополнительного предостерегающего Божьего слова о запрете создавать Ему образы. Бог даёт это, зная человеческую склонность к тому, от чего Он их предостерегает.
Кратко разобрал я это, чтобы показать, что ссылка на то, что всё дело в том, что "не видели-видели" несостоятельна.
Основы своего учения Христос изложил в нагорной проповеди, где Он говорил:
"Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; " (Матф.5:21,22)
и далее опять и опять "Вы слышали, что сказано древним: … А Я говорю вам"
Но среди этой основополагающей речи мы не видим:
"Вы слышали, что сказано древним:" Не делай себе кумира и никакого изображения "А Я говорю вам" создавайте себе образа (Икона греч. εἰκών «рисунок», «образ», «изображение») и это поможет вам молиться.
Такого нет, и в библии вы найдёте только запрет на такое действие. И нет достоверного свидетельства применения икон ни при Христе, ни после Его вознесения у апостолов и первых христиан, и не через 100 лет, а только во времени измеряемом столетиями это было с борьбой привнесено в христианство.
"нет ничего нового под солнцем …но [это] было уже в веках, бывших прежде нас."
И Бог уже говорил о священниках в Ветхом Завете:
7 И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня.
8 Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников [и его] превращает в ложь.
9 Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?" (Иер.8:7-9)
И о подмене заповедей Божиих преданиями и традициями говорил Христос:
"1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,
6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
14 оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. " (Матф.15:1-14)
Здесь Христос обличает "Богопочитателей" в нарушении пятой заповеди ради предания отцов своих. Но со времён Христа сила предания так возросла, что добралась до отмены второй заповеди, нарушение которой автоматически ведёт к нарушению первой.
и на будущее апостол Павел сказал пресвитерам и епископам, которых он рукоположил и учил:
"26 Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех,
27 ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными." (Деян.20:26-32)
Т.е. никакая преемственность и рукоположение от апостолов не гарантируют правоты лица, а только держаться образца здравого учения.
"Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе." (2Тим.1:13)
При такой позиции почитателей икон, было бы логично заявить им, что в Новом Завете вторая из десяти заповедей утратила силу. Но, насколько мне известно, в православие разбор 10 заповедей входит в приготовление человека к причастию. Я смотрел специальное православное издание в помощь в подготовке к исповеди и причастию и там шёл разбор 10 заповедей. Подумал, интересно, что же могут сказать в комментарии ко второй заповеди? Там было приведено вполне приличное рассуждение, с которым я согласился. Но, что же тогда? Неправда была в не том, что там написано, не в мыслях изложенных там, а в подмене предмета обсуждения. Мысли были правильные, но ко второй заповеди не относящиеся, а скорее к первой.
И чтобы не было вопросов на счет всего написанного, закрепим словами Иисуса Христа:
Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. (Св. Евангелие от Иоанна 5:46).
Каким это образом цитата Христа снимет вопросы к рассуждениям автора, обсуждаемой статьи?
Наговорить разного, завершить цитатой слов Христа и эта цитата придаст правоту всему, что наговорено? Наполнение рассуждения уважаемыми и истинными цитатами придаёт кажущуюся истинность самому рассуждению. Цитируемые слова Божии истинны, но их присутствие автоматически не придаёт истинность человеческому рассуждению между цитат, этому пути от цитаты к цитате.
Нужно строить на основании слова Божия, а не пытаться скрепить им, построенное на ином основании.
"9 Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. (1Кор.3:9-11)
А я приглашаю и приветствую задавать мне вопросы и делать замечания. Если я в чём-то не прав, где-то ошибся, поторопился и не досмотрел, не додумал, то я не хочу оставаться со своей неправдой, потому что неправда отдаляет от Бога.