Проект сюжетно-ролевой игры «Театр» с детьми подготовительной группы с 27.01-10.02.2020 год
I. Задачи руководства:
1. Расширить представления детей о театре, его просветительской и социальной значимости. Закрепить знания детей о труппе театра, его работниках, показать коллективный характер работы в театре.
2. Упражнять в умении творчески развивать сюжет игры, умение оборудовать место для игры. Закреплять умения распределять роли, а также умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; подбирать и использовать атрибуты, строительный материал.
3. Развивать умение договариваться, уступать, убеждать, развивать сюжет из личного опыта.
Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы, в разговоре соблюдать очередность. Формировать доброжелательное отношение между детьми. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
II.Подготовка к игре:
1) План подготовки к игре «Театр»
Дата 27.01-10.02 | ИзготоИзготовление Атриа атрибутов | Обогащение впечатлениями | Обучение игровым действиям |
Изготовление афиши, билетов, денег. | Беседы с детьми на тему: «Что я видел в театре?», «Какой бывает театр?», «Для чего в театре нужна афиша?», «Для чего в театре нужны билеты?», «Кто работает в театре? Кто такие артист, кассир, гримёр, директор театра и т.д?», «Для чего в театре занавес? ». | Научить детей через игровой сюжет: 1.Этике рассаживания в зрительном зале 2.Как билетёру встречать зрителей в зале, как вести себя в антракте 3. Как преподносить цветы артистам и красиво приветствовать их. | |
Изготовление цветов из бумаги для «артистов». | Рассматривание иллюстраций в книгах, папках и на плакатах на тему «Театр», «Кто работает в театре», «Театр Карабаса Барабаса». | Научить делать бумажные цветы для артистов. Научить детей, как правильно разыграть диалоги с кассиром, контролером, костюмером, со зрителями; | |
Изготовление программок для зрителей. | Презентации на тему «Театр». Музыкально-дидактическая игра «Мы ходили в театр»; Игра «Поиграем в зрителей» Этюды «Покупаем билет в театр», «Сегодня мы идем в театр», | Научить детей изготавливать афиши. Программки и билеты, декорации к сказке. , | |
Изготовление вывесок – «Касса»«Гардеробная», «театр», декораций к сказке | Инсценировка «Мы – артисты»; «Костюмер и гримёр готовят артиста к выходу на сцену». Словесная игра «Что любят зрители, что любят артисты». Чтение художественной литературы: Б.Житков «Что я видел» (главы из повести); С.Маршак «В театре для детей»; Чтение стихотворений - С. Маршак «В театре», А. Барто «В Театре», Чтение повести А. А. Толстого «Золотой ключик.» русск народной сказки «Волк и 7 козлят» Дидактические игры: «Аукцион вежливых слов», «Подбери, кому, что нужно для работы», | Научить делать конфеты, пирожные из солёного теста для «Буфета». | |
Изготовление номерков для гардеробной, номеров мест и рядов. |
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Задачи: Закрепление представлений детей о театре.
Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.
Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах.
Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника: умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
Развитие умения творчески развивать сюжет игры.
Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах. Развивать речь, воображение и творчество.
Предварительная работа:
предложить родителям сходить с детьми в Дом культуры,кинотеатр;
беседа об театрах, как культурных учреждениях;
рассматривание открыток с театрами;
беседа о правилах поведения в театре;
чтение сказки «Волк и семеро козлят» и рассказывание по ролям;
пальчиковый театр «Волк и семеро козлят»
изготовление атрибутов для игры: ширма и оформление ее, билеты, номера для мест, маски для актеров, афиша, деньги, окошко-касса, вывеска «буфет»
Предметно-игровая среда.
Оборудование:
реквизиты для спектакля - ширма, печь, лопатка, лавка, стол, ложки деревянные, чашки деревянные, чугунок, половник, элементы костюмов;
реквизиты для буфета - вывеска «буфет», касса, деньги, продукты (пирожные, шоколадки, соки, конфеты, фартук, пилотка, кукольная посуда (чашки, чайники, блюдца, поднос, цветы;
реквизиты для кассы - окошко-касса, калькулятор, деньги;
реквизиты для контролера - стулья, номера.
Подготовка к игре:
Кукольный спектакль, чтение и рассматривание иллюстраций о театре, изготовление с детьми атрибутов для театра.
Игровые роли:
Администратор, кассир, билетер, буфетчица, артисты, зрители.
Игровой материал:
Касса, театральные билеты, афиша, пригласительные билеты, ширма, большие таблички: «ГРИМЕРНАЯ, БУФЕТ,ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ,КАССА,ГАРДЕРОБНАЯ» игрушечная посуда, муляжи продуктов, мебель, деньги, стулья, где отмечен ряд и место, декорации, колокольчик, мягкие модули, костюмы, маски, афиша
Примерное развитие сюжетно-ролевой игры «Театр »:
Раздается телефонный звонок. Воспитатель берет трубку, «разговаривает», затем обращается к детям:
- Ребята, сейчас мне звонил директор театра и пригласил нас в театр сказок и представлений.
1. Мотивация на игру. Воспитатель загадывает детям загадку про театр:
Что за дом? что за дом?
Сказку ты увидишь в нем,
Танцы, музыку и смех –
Представление для всех.
Еще в этом заведении
всегда работают актеры.
И спектакль идет на сцене,
А встречают вас вахтеры.
Если купишь ты билет,
То можешь посмотреть балет.
Там еще антракт бывает –
Перерыв, чтоб отдохнуть,
И не просто отдохнуть,
А в буфетик заглянуть.
Здесь можно пьесу посмотреть…
Что за дом такой, ответь?
Воспитатель: «Так как называется, то учреждение, где идут спектакли?»
Дети: «Театры».
Воспитатель: «Театры бывают разные: ОПЕРНЫЙ, ДРАМАТИЧЕСКИЙ, БАЛЕТ. А ВЫВ КАКОЙ ТЕАТР ХОТИТЕ ПОИГРАТЬ? »
(ДРАМАТИЧЕСКИЙ, ТАМ, ГДЕ РАЗГОВАРИВАЮТ)
Воспитатель: «Ребята, театр — это культурное учреждение и вести себя там нужно культурно. А вы хотите поиграть в театр»? »
Дети: «Хотим! »
Воспитатель: « Для того чтобы начать играть, что мы должны сделать?»
Дети: «Распределить роли!».
Воспитатель: «Давайте с вами вспомним, кто работает в театре?»
Дети: «Артисты. Контролер, кассир,гример,буфетчица.гардеробщик,
конферансье»
Воспитатель: «Какие обязанности выполняет контролер? »
Дети: «Ставит стулья в ряды, вешает на них номера, проверяет билеты у зрителей, помогает найти им свое место. »
Воспитатель: «Кто будет контролером? Пожалуйста, иди готовь свое рабочее место. »
Воспитатель: «А какие обязанности у кассира? »
Дети: « Кассир продает билеты».
Воспитатель: «Кто будет кассиром? Занимай свое рабочее место. Еще кто работает в театре»?» (Билетер)
Воспитатель: «Он проверяет билеты на входе в театр? » (Выбирает ребенка на роль билетера.)
Воспитатель: «Без кого не может быть театр и почему?»
Дети: «Без артистов, они показывают спектакль. Артистами будут … »
(Артисты, заранее подготовленные дети проходят за ширму, одеваются.)
Воспитатель: «А мы с вами будем зрителями. Что мы будем делать в игре?»
Дети: «Покупать билеты, занимать свои места, хлопать в ладоши, дарить цветы артистам.»
Поездка в театр. Совместное решение проблемной ситуации: как же мы доберёмся до театра? Пешком далеко, можно опоздать. Дети предлагают добраться до театра на различных видах транспорта: на автобусе, на такси, на трамвае.
Воспитатель: «Давайте приведем себя в порядок, поправим прически и поедем в театр на автобусе!»
(Воспитатель предлагает детям пройти к автобусу. Шофер и кондуктор берут свои атрибуты, пассажиры занимают воображаемые места, автобус едет.
Воспитатель ведет беседу о поведении в театре
Воспитатель напоминает о правилах поведения в автобусе (не шуметь, не шалить, быть вежливым), уточняет, что необходимо взять с собой, что бы попасть в театр (кошельки, сумку, деньги).
Возможный диалог в автобусе между водителем, кондуктором и пассажирами.
Кондуктор: Уважаемые, пассажиры, все приобрели билеты? Отправляемся в путь!
Водитель: Уважаемые пассажиры, будьте осторожны, двери закрываются!
Водитель имитирует рокот двигателя, заводит двигатель специальным сигналом (запись на диске).
Водитель (говорит в микрофон): Уважаемые пассажиры, остановка – театр, будьте осторожны на выходе. Двери открываются.
Аккуратно выходите из автобуса, не толкайтесь, мальчики пропускают девочек!»)
Воспитатель: «Вот, мы с вами и приехали к театру. Посмотрите, как называется театр. «Лесная сказка»
Воспитатель: «Дети, что вы увидели перед театром? Дети: «Афишу!»
Воспитатель: «Кто сможет прочитать, что на ней написано?»
(Дети читают)
Воспитатель: «Как вы думаете, для чего нужна афиша? »
Дети: «Для того, чтобы мы знали, где будет и какой спектакль и на него во время пришли! »
Воспитатель: Посмотрите перед театром сидит цветочница с цветами. Нам нужны цветы в театр? Тогда давайте купим.
Воспитатель и дети: «Спасибо за приглашение!
Покупка билетов в кассе театра. Дети встают в очередь, чтобы купить билеты. Возможный диалог между кассиром и зрителем.
– Здравствуйте. – Здравствуйте. Мне два билета на спектакль «Волк и 7 козлят»
– Платите ….рубля.
– Возьмите …рубля. Спасибо. – Приятного просмотра.
В гардеробе театра.
Дети-зрители подходят к гардеробщику и сдают одежду.
Возможный диалог между гардеробщиком и зрителем (гардеробщик предлагает зрителю взять театральный бинокль).
Вход в зрительный зал.
Дети-зрители показывают билеты билетеру.
Возможный диалог с билетером.
– Скажите, пожалуйста, как мне найти своё место в зрительном зале?
– На билете указан номер ряда и место (показывает). Дети-зрители покупают программку к спектаклю.
Звенит первый звонок, зрители входят в зрительный зал и занимают места согласно изображению на билете (могут быть геометрические фигуры, цифры, обозначающие ряд и место и т.д.).
В зрительном зале .
Возможная проблемная ситуация: два билета на одно место.
– Извините, но вы заняли моё место.
– Нет, это моё место (показывает билет).
(Билетёр приглашает администратора театра)
– Извините. Мы предлагаем вам занять другое место. – Спасибо.
Звенит второй звонок. После второго звонка прекращаются разговоры и дети-зрители ждут представления. Третий звонок – зрители аплодируют, начинается представление сказки «Волк и семеро козлят»
Антракт. В антракте дети-зрители посещают «буфет», где буфетчица предлагает чай, кофе, сок, фрукты, мороженое.
После представления дети-зрители аплодируют, дети-артисты выходят на поклон со своими куклами- бибабо, дети-зрители дарят им цветы.
Окончание спектакля. После окончания спектакля “зрители” забирают одежду в гардеробной, уходят “домой”.
Результат игры: Игровая ситуация способствует возникновению объединений групп детей по интересам. Дети договариваются друг с другом, мирно распределяют роли и разрешают проблемные ситуации в приемлемой форме. Поведение детей в игре произвольное, не зажатое. Знания детей о театре умело используются на протяжении всей игры. Игровые замыслы реализованы в полном объеме. Все участники процесса испытывают психологический и эмоциональный комфорт. На основе полученного опыта в дальнейшем можно строить множество сходных игровых ситуаций, помогающих ребятам выстраивать новые взаимодействия в коллективе.