Когнитивные направление в отечественном языкознании




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка

ДОКЛАД

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

Направление подготовки – 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки – Русский язык и литература

Квалификация – бакалавр

Форма обучения – заочная

 

 

Выполнили студентки:

5 курса, ЗБ-РЛ-51 группы

Серова Алина Сергеевна,

Храмова Анжела Юрьевна

 

Научный руководитель:

Бекасова Елена Николаевна

профессор филологических наук

____________________

«___» _________ 2020 г.

 

 

г. Оренбург


План:

1. Когнитивные направление в отечественном языкознании.

2. Когнитивная лингвистика в современной науке о языке.

3. Основные категории и постулаты когнитивной лингвистики. Понятие концепта и концептосферы.

Введение

 

На данный момент в парадигме концепций современного языкознания прочно заняла своё место когнитивная лингвистика. Отличительной чертой данного направления является изучение сложных отношений языка и мышления. Когнитивные исследования получили признание, т.к. что они обращаются к темам, долгое время интересовавшим лингвистов в нашей стране и за рубежом: к языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека. Объясняется бурный рост когнитивного направления безоговорочным признанием ведущими специалистами того факта, что между языком и реальным миром стоит человек, который воспринимает и осознает мир посредством органов чувств, создавая на этой основе представления о мире. Они, в свою очередь, рационально осмысливаются в понятиях, суждениях и умозаключениях, которые можно передать другим людям с помощью языка.

 

Когнитивные направление в отечественном языкознании

 

На рубеже XX-XXI вв. в современной лингвистике происходит становление и стремительное развитие новой научной парадигмы, получившей название когнитивной.

Исследование когнитивной лингвистики представлено в работах отечественных лингвистов З.Д. Поповой 2001-2003; И.А. Стернина 2001-2003; А.П. Бабушкина 2001; В.А. Масловой 2004; А.В. Рудаковой 2004 и другие.

В мировом масштабе когнитология - одна из ведущих областей прикладных и фундаментальных исследований, объединившая представителей разных наук, исследующих познание и его эволюцию, сознание, интеллект, мышление, восприятие, представление и приобретение знаний, язык как средство познания и коммуникации, мозговые механизмы познания, эмоций и сложных форм поведения.

Когнитивная лингвистика на современном этапе – ветвь новой научной парадигмы, получившей название функционально-деятельностного языкознания.

Основным положением лингвистического функционализма является утверждение производности языковой формы от функций языка. Когнитивное направление функционализма особо выделяет роль когнитивных функций и предполагает, что остальные функции выводимы из них или сводимы к ним. В центре внимания когнитивной лингвистики находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент – система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации (Кубрякова 1996; Бабушкин 1996).

Основным положением когнитивной лингвистики является тезис о том, что содержание сознания человека можно изучить через обращение к изучению языка.

Когнитивный подход к анализу языка заключается в выявлении и объяснении процессов категоризации и концептуализации, которые, отражаясь в языке, реконструируются в виде понятийной системы: «Цель когнитивной лингвистики – понять, как осуществляются процессы восприятия, категоризации, классификации и осмысления мира, как происходит накопление знаний, какие системы обеспечивают различные виды деятельности с информацией» (Маслова 2001:12).

Когнитивный подход позволяет вскрыть и проследить механизм отображения и распределения в семантической структуре языка знаний о мире и о самом языке. По мнению Н.Д. Арутюновой, предметом изучения в русской когнитивной лингвистике являются: когнитивная семантика – в структуре знаний, стоящих за языковым выражением, отражается способ номинации, поэтому в когнитивных исследованиях важное место отводится языковой номинации – разделу языкознания, изучающему принципы и механизмы, называния имеющихся у человека идей и представлений; образные схемы, в рамках которых человек познает мир (с когнитивной точки зрения исследуются метафора и метонимия); дискурс; с позиций когнитивной лингвистики ученые стремятся проникнуть в другие формы представления знаний, играющих важную роль в функционировании языка – фреймы, скрипты, сценарии, пропозиции и т.д.; концепты (моделирование мира с помощью концептов) (Арутюнова 1999).

В рамках когнитивной лингвистики “исследуются все зафиксированные в языке и возможные в нем средства вербальной репрезентации определенного концепта, что позволяет раскрыть разные компоненты содержания концепта и судить о содержании и структуре данного концепта как единицы мышления данного социума” (Попова, Стернин 2005:94). Помимо когнитивной лингвистики к данному направлению, пришедшему на смену структурализму и генеративизму, относят целый ряд лингвистических дисциплин, – психолингвистику, нейролингвистику, этнолингвистику, социолингвистику, теорию речевых актов, лингвистику динамически развивающегося дискурса, прагмалингвистику, функциональную семантику, конверсационный анализ, стилистику, новую риторику, лингвистику текста, коммуникативную грамматику и др.

Отличие когнитивной лингвистики от других когнитивных наук заключается, во-первых, в ее материале - она исследует сознание на материале языка (другие когнитивные науки исследуют сознание на своем материале), а во-вторых, в ее методах - она исследует концепты и когнитивные процессы, делает выводы о типах и содержании концептов в сознании человека на основе применения к языку имеющихся в распоряжении лингвистики собственно лингвистических методов анализа с последующей когнитивной интерпретацией результатов исследования (Попова, Стернин 2005:13).

Методологическая близость когнитивной лингвистики к лингвистической семантике, ее явная акцентуация на семантической проблематике является еще одной причиной стремительного развития когнитивного направления лингвистики. Не случайно в отечественной терминологии чаще употребляют термин «когнитивная семантика», а не «когнитивная грамматика», как принято в зарубежном языкознании. Из семантики пришли в когнитивную лингвистику наиболее яркие ее представители. Сами идеи о возможности постулирования понятийных суперкатегорий давно высказывались отечественными лингвистами, такими как Н.Д. Арутюнова, Т.В. Булыгина, А.П. Володин, М.Я. Гловинская, В.С. Храковский и многими другими.

Абсолютно независимо от зарубежных исследований в России проводилась активная разработка теории значения слова на основе компонентного анализа. Исследования Д. Апресяна, И.А. Мельчука, А.К. Жолковского по выделению семантических параметров позволили не только приступить к составлению семантических словарей, но и начать поиски семантических первоэлементов, которые лежат в сфере когнитивной деятельности человека.

Впервые Е.В. Рахилиной была предпринята попытка соотнести терминологию американских когнитивных лингвистов и московской семантической школы Ю.Д. Апресяна (Рахилина 1998,2000). В ее работах очень убедительно показано, насколько результаты классического американского когнитивизма и российских структурно-семантических исследований схожи между собой и как открытые ими категории в итоге пересекаются.

Утверждение же в отечественной лингвистике понятия «концепт» придало большую глубину и эффективность семантическим исследованиям, обозначив новую ступень в постижении способов, закономерностей и особенностей взаимодействия языка и сознания, расширило рамки содержательного анализа языковых явлений.

Необходимо отметить одну очень важную особенность когнитивной лингвистики - несмотря на то, что ее формирование протекало в полемике со структурным языкознанием, она не только не опровергает, а, напротив, использует многие достижения традиционной, структурной и генеративной лингвистик.

Как новое научное направление когнитивная лингвистика начала формироваться в отечественной лингвистике с середины девяностых годов XX века. В ее основу легли труды Е.С.Кубряковой, ставшие, по мнению З.Д. Поповой, И.А. Стернина, фундаментальными (Попова, Стернин 2006:8).

Значимым для становления когнитивной лингвистики стали книги В.И. Герасимова «К становлению «когнитивной грамматики» (1985), «Структуры представления знания в языке» (1994), Н.Н. Болдырева «Когнитивная семантика» (2001), З.Д. Поповой, И.А. Стернина «Очерки по когнитивной лингвистике» (2001), «Язык и национальная картина мира» (2002), А.Н.Баранова, Д.О.Добровольского «Постулаты когнитивной семантики» (1997), В.З.Демьянкова «Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода» (1994), Е.В. Рахилиной «Когнитивная лингвистика: История, персоналии, идеи, результаты» (1998), Р.М. Фрумкиной «Когнитивная лингвистика или «психолингвистика наоборот» (1999).

Несмотря на появление многочисленных школ и направлений, отечественная когнитивная лингвистика находится в стадии становления, важнейшие термины лингвокогнитологии до сих пор не имеют однозначного толкования и варьируются в концепциях различных лингвистических школ концептуального направления, что обусловлено не отсутствием общности методологических и теоретических установок, а междисциплинарным характером когнитологии. Подобная ситуация приводит к впечатлению об имеющем место «просчете методологического характера и неопределенности общетеоретических рамок исследования, направленного на выяснение природы и свойств концептов как структур представления знания» (Кравченко 2004).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: