Экономическая сущность и цели денежно-кредитной политики




Каждая страна, в зависимости от формы политической власти, определяет основные направления своего социально-экономического развития. Товарная форма хозяйствования базируется на рыночном механизме взаимосвязи между субъектами хозяйственной деятельности. Данная взаимосвязь основывается, с одной стороны, на действии объективных экономических законов товарного производства, с другой стороны, на стремлении реализации своих субъективных потребностей и интересов каждым индивидуумом. Объединение объективного и субъективного в конкретной форме хозяйствования порождает одно из главных противоречий рыночной экономики. Функционируя на действии объективных экономических законов, рыночная экономика старается развиваться, используя механизм саморегулирования. Такая точка зрения была в основе экономических концепций саморегулирования и экономического равновесия рынка. Так, Ж-Б. Сей в своей работе «Трактат политической экономии» (1803 г.), рассматривая процесс функционирования рыночного отношения, писал, что каждый товаропроизводитель изготовив продукт старается его реализовать, а получив деньги старается их избавиться. купивши необходимые нему товары. Ж-Б Сей установил, что в сфере реализации существует тождественность, которая автоматически устанавливает экономическую равновесомую в рыночном хозяйстве. Слабое развитие продуктивных сил и товарного производства не порождал характерных для рыночной производства противоречий, связанных с кризисами перепроизводства, периодического нарушения экономического равновесия и структурной диспропорции в рыночном хозяйстве. В такой схеме реализовывались интересы каждого товаропроизводителя, который вырабатывал столько продукции, сколько мог реализовать на рынке с прибылью для себя. Своей очередью объективные экономические законы рынка, механизм рыночного ценообразования определяли необходимое количество продукции для потребления. Реализация такой взаимосвязи порождала теоретические концепции о совершенстве рыночного механизма саморегуляции.

Классическая политическая экономия в роботах А. Смита и Д. Рикардо, основываясь на трудовой теории стоимости, старалась определить механизм рыночного саморегулирования как пропорциональность между количеством денег, которые находятся в оборота и общей суммой цен товарной массы. Если данная пропорция поднимается, вступают в действие законы количественной" теории и стоимость денег, как определял Д. Рикардо, изменяется исключительно от их количества.

В дальнейших исследованиях функционирования рыночного механизма в роботах Л. Мизера, Э. Бем-Баверка, Л. Вальраса были сделанные попытки соединить принципы маржинализма с теориями денег. Так, в своей работе «Элементы чистой политической экономии» Л. Вальрас впервые построил систему уравнений, с помощью которых показал взаимосвязь в экономической системе разных рынков. Он доказывал, что свободная рыночная экономика может самостоятельно, без регулирования достичь состояния общего равновесия, то есть, одновременного равновесия на всех рынках и в экономической системе в целом. Исследование Л. Вальраса имели фундаментальное значение для дальнейшего развития западной политической экономии. Так, Й. Шумпетер назвал главную работу Вальраса «священным писанием» политической экономии. В дальнейшему теорию экономического равновесия использовал в своих исследованиях один из основателей английской политической экономии А. Маршалл, который в работе «Принципы политической экономии» использовал математический анализ при изучении спроса и предложения на рынках. Он выходил из позиции, что противоречие рынка решаются уравновешенностью между спросом и предложением, то есть отстаивал возможность саморегуляции рынка[6 c.95].

Дальнейшее развитие товарного производства доказал невозможность концепции о саморегуляции рыночного механизма. Бушующее развитие производственных сил. возрастание количества товаропроизводителей, углубляли специализацию и кооперацию, что создавало объективные условия для появления большого количества финансово-кредитных институтов, которые, с одной стороны, решало противоречия взаимосвязи между субъектами хозяйствования, а, из другого, делали эту взаимосвязь более сложным. Все это и, прежде всего, внедрение достижений научно-технического прогресса в производство, необходимость структурной перестройки, появление новых технологий служит объективной основой цикличности экономического развития товарного производства. Рыночная экономика, как определил в своих роботах Й. Шумпетер. в процессе своего развития подлежит обязательному влиянию институциональных и политических факторов государства. В своей работе «Социализм, капитализм и демократия» (1942 г.), он доказывал, что для прогресса экономики главным с не столько количественные возрастания, а качественные изменения и инновации. Соответственно возрастает роль предпринимателя, его влияние на экономические процессы. Субъективность такого влияния объективно требует государственного вмешательства.

Разные экономические школы неоднозначное подошли к формам вмешательства государства в экономические процессы и целей денежно-кредитной политики государства. Представители кейнсианской доктрины и приверженцы чикагской школы монетаризму М. Фридмена по-разному определяли причины экономических противоречий и формы государственной денежно-кредитной и фискальной политики. Но как показал следующее развитие экономической теории, приверженцы этих школ в современных условиях пришли к общему заключению, которое объединяет эти направления в экономической теории неоклассического синтеза.

Для определения объективной необходимости денежно-кредитной политики в особенности важно правильно понять ее сущность, целые, инструменты и механизм реализации. Всякая денежно-кредитная политика, которая проводится государством одновременно реализует как политические, так и экономические цели. Политические цели определяются государственным устройством, существующей законодательной базой и социально-политическим направлением развития общества, которые реализуют органы государственной власти и государственного управления. И сегодня достижение политических целей невозможное без решения социально-экономических проблем. Соответствующей действительности состояние экономики есть материальной базой для политического развития общества, не возможно построить материально высокоразвитое общество с высокой ступенью социальной защиты каждого гражданина в условиях обострения экономических противоречий и падение производства. Поэтому политические и экономические целые сегодня нельзя рассматривать и реализовывать в отдельности, а только в совокупности, как одно целое.

При этом необходимо указать, что можно определить общеэкономические цели экономической политики государства, которые носят стратегический характер, и конкретные цели денежно-кредитной политики, которые имеют тактическое значение, носят ли автономный характер. За своей сущностью денежно-кредитная политика - это государственное регулирование сферы денежного обращения и кредитного отношения. Основная цель такой политики подчиненная общеэкономической политике государства и направленная на достижение экономической стабильности и прогресса в условиях оптимального уровня основных макроэкономических показателей. Мы видим, то цели общеэкономической политики государства и денежно-кредитной политики в конечной цели совпадают, но при этом следует отметить, что на краткосрочных этапах они могут не совпадать. Как справедливо отмечает А. Гальчинский, общая целевая направленность денежно-кредитной политики не только не возражает, а предусматривает определение ее спешных автономных целей. Последние принято рассматривать в теории денег как тактические цели денежно-кредитной политики. Этим определением снова же таки подчеркивается структурная подчиненность всего комплекса денежно-кредитной политики макроэкономической задачей. Но при этом необходимо указать, что в конкретной экономической ситуации, денежно-кредитная политика может не совпадать с конечной целью. Мы видим, что денежно-кредитная политика имеет более гибкие рычаги для оперативного вмешательства государства с целью реализации тактических целей, которые могут быть промежуточным этапом на пути к макроэкономической стабильности.

В экономической литературе общепринятым есть утверждение, которое высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и возрастании реального объема производства. Положения, которые денежные отношения есть одной из составных совокупности всего рыночного отношения, разрешает сделать вывод, что цели денежно-кредитной политики есть производными от общеэкономических целей и определяются приоритетами последних. Одним из постулатов такой взаимосвязи есть положение, которое одной из целевых функций денежно-кредитной политики есть достижение стабильности национальной денежной единицы. Вместе с тем мы видим, что такая стабильность есть обязательным необходимым условием при решении макроэкономических задач.

На сегодня денежно-кредитная политика отождествляется с монетарной политикой. Основной целью такой политики е стабильность национальной денежной единицы и денежного обращения за счет контроля за эмиссией денег и кредитным механизмом. Но реализовывать эту задачу монетарная политика может лишь в совокупности с фискальной политикой государства, при чем и фискальная, и денежно-кредитная политика должны составить единый механизм достижения конкретной цели на определенном этапе. Хотя денежно-кредитная и фискальная политика выступают как отдельные составные для достижения конечного макроэкономического результата, эффективность их действий состоит в определении тактических целей и взаимодействия в ходе их реализации. Поэтому, хотя монетарная и фискальная политика относительно автономные, имеют собственный инструментарий и механизм реализации, их взаимодействие есть одной из главных факторов экономической стабильности и возрастания.

В зарубежной экономической литературе выделенная такая иерархическая структура задач и целей денежно-кредитной политики[4c.352]. Высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и возрастании реального объема производства. Вместе с тем авторы выделяют текущую денежно-кредитную политику, которая ориентируется на более конкретных и доступных целях чем глобальная задача.

Эти конкретные цели включают у себя тактические, которые достигаются путем проведения ежедневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг и промежуточные цели, которые регулируют значение ключевых сменных в экономической системе на годовых и более длинных временных интервалах. Высочайшие задачи, промежуточные и тактические цели создают иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне проходит корректирование соответствующей цели для обеспечения выполнения задача более высокого порядка.

Определение иерархической структуры в целях денежно-кредитной политики необходимое при конкретизации текущей задачи для достижения общего результата. Тактические цели денежно-кредитной политики по своей направленности могут не совпадать с общеэкономической целью. Так, политика «дешевых денег» направлена на увеличение денежной массы в обороте, стимулирует возрастание объемов производства и вместе с тем приводит к росту цен и инфляции. Мы видим, что решая одно противоречие, порождаем другое. В зависимости от значимости конкретной задачи, которое стоит перед денежно-кредитной политикой, будет направлен и механизм ее действия. Властные правительственные структуры определяют приоритетность направлений экономической политики, определяют иерархию их значимости и последовательность реализации. Результативность и совершенство реализации такой задачи зависит от эффективности действия механизма денежно-кредитной политики, учете влияния и управление побочными факторами, которые возникают при таких условиях, и взаимодействие и факторами фискальной политики государства.

Важно также определить последовательность действий денежно-кредитной политики в ходе реализации конкретных этапов из достижения промежуточной цели. Так например, в условиях стагфляции, политика роста цен на отдельные виды товаров будет промежуточным результатом для структурной перестройки экономики, оживления и дальнейшего роста производства.

При чем, для достижения такого результата могут использоваться рычаги как денежно-кредитной политики, так и фискальной политики государства в виде льготного налогообложения отдельных областей и предприятий, или их бюджетное финансирование или государственные закупки. С вышеприведенного можно сделать вывод, который денежно-кредитная политика, которая проводится государством, не может вместе с тем решить все социально-экономические противоречия и иметь общеэкономические положительные следствия.

Большое значение денежно-кредитная политика имеет как психологический фактор влияния на общество и каждого индивидуума в отдельности. Политико-экономическое состояние в государстве, прохождение экономикой соответствующей фазы деловой активности создает определенную психологическую ситуацию, которое формирует психологию каждого субъекта, определяя при этом его интересы и потребности. Психологическое состояние в обществе влияет на поведение индивидуума, направляя его на активизацию предпринимательской деятельности и расширение производства, или наоборот, предопределяет его к вкладыванию денежных средств в недвижимость, государственные ценные бумаги, другие фиксированные активы. Учет психологического состояния субъектов очень важно при выборе тактических целей денежно-кредитной политики и инструментов механизма его реализации.

Экономической теорией разработанные соответствующие модели влияния денежно-кредитной политики на конкретные макроэкономические показатели: объемы производства, занятость, уровень цен, а также зависимость этих показателей от использования отдельных инструментов и методов. В зависимости от прохождения экономикой определенной стадии экономического цикла, денежно-кредитная политика изменяется. Так, в период экономического кризиса, депрессии в производстве весь инструментарий монетарной политики направленный на увеличение денежной массы, ее активизацию и обеспечение доступности для субъектов экономической деятельности денежных и кредитных ресурсов. Такая политика получила название политики «дешевых денег». В случае, если активность рынка и производства превышает научно обоснованные темпы экономического роста, которое угрожает перенасыщением рынка, денежно-кредитная политика направлена на уменьшение объемов денежных и кредитных ресурсов, увеличением цены на них и получила название политики «дорогих денег». Такая дифференциация подходов к соответствующей экономической ситуации возможная благодаря гибкости денежно-кредитной политики, которая, своей очередью, дает возможность использовать ее в небольшие промежутки времени для решения наиболее острых конкретных задач.

Весомость и необходимость использования монетарных методов в социально-экономической политике правительства денежно-кредитная политика находит отображаясь в его программе и механизме реализации, при этом она может также выражать классовой цели и интересы. Поэтому, в зависимости от экономической и политической ситуации в стране, на определенных этапах развития, отдельные приоритеты могут быть предоставлены тем ли другим стратегическим целям. Общая целевая направленность денежно-кредитной политики, определение спектру ее тактических целей часто приводит к конфликту между ними, того центрального банка в своей текущей монетарной политике необходимо определять приоритеты между противоположными целями.

Стратегические цели выдвигаются для долгосрочного периода, их достижение, как правило, сопровождается корректированием денежно-кредитной политики соответственно полученным промежуточным результатам, органы государственной власти разрабатывают промежуточные и тактические целые, а при необходимости и систему взаимосвязанных и тактических целей, последовательная реализация которых разрешает достичь конечной стратегической цели. Потребность в определении промежуточных тактических целей вызванная тем, что инструменты проведения денежно-кредитной политики, операции на открытом рынке, политика относительно учетной ставки и резервных требований - в основному не имеют непосредственного влияния на определенную стратегическую цель. Кроме того, реализация тактических целей, в отдельных случаях может маты и обратный результат. Поэтому очень важная теоретическая разработка моделей, которые учитывают не только непосредственная взаимосвязь влияния инструментов денежно-кредитной политики на экономические показатели, но и дают возможность учесть влияние политических, социальных, психологических и других факторов.

Учет побочных факторов влияния в ходе осуществления денежно-кредитной политики в особенности важное для стран с переходной экономикой, к которых относится и Украина. Процесс политико-экономических превращений в условиях трансформации экономики к рынку определяет стратегические целые Украины. Но при этом использование тех или других моделей денежно-кредитной политики, которые применялись в странах рыночной экономики не всегда приемлемое для Украины. Прежде всего, это связан с тем, что в Украине степень развития рыночного отношения, механизм функционирования финансово-кредитных институтов и его инфраструктура не обеспечивают возможность эффективного использования монетарной политики. Другой причиной является параллельное существование частного и государственного сектора, использование рыночных и административных методов управления. Почему, используя монетарные методы, всегда следует учитывать влияние государственного сектору, его значение и место в рыночном механизме. При этом необходимо указать, что чисто административный метод преобразования государственных предприятий в частные без учета экономической целесообразности и обоснованности, без соответствующей материальной, финансовой основы, инфраструктурного обеспечения и в особенности без учета социально-психологических факторов не только не дает положительного результата, а и служит основой для возрастания социально-экономических противоречий.

Для стран с переходной экономикой важным фактором, который влияет на денежно-кредитную политику является внешнеэкономическая политика страны, ее место в мировом сообществе и степень сотрудничества с международными финансово-кредитными институтами. Так, Украина, проводя свою денежно-кредитную и валютную политику, должна ориентироваться на МВФ, Мировой банк и Европейское сообщество, при чем реализация валютной политики имеет значительное влияние на экономические процессы в середине страны, которая определяет необходимость корректирования монетарной и валютной политики.

Одним из факторов, который отрицательно влияет на эффективность денежно-кредитной политики является несогласование в действиях и противостояние разных ветвей власти, которая приводит к дестабилизации и недостаточно эффективного выполнения принятых решений. Как правило, принятие конкретных экономических программ и законов перерастает в политическое противостояние между законодательной и исполнительной властью. Своей очередью несогласование в действиях разных ветвей власти, политическое противостояние партий и группировок приводит к принятию экономических документов, которые не имеют реального экономического обоснования, а реализуют интересы финансово-политических групп. Все это приводит к тому, что денежно-кредитная политика действует только на уровне денежно-кредитной системы и почти не влияет на реальный сектор экономики.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: