Практическая часть; лепка плошки по болванке




Теоретическая часть

Гончарный промысел в Костромской губернии существовал во всех уездах, и в каждом были свои секреты, как замесить глиняное тесто, чтобы горшок стал поистине волшебным.

Обследования гончарного промысла показали, что в период гражданской войны производство глиняной посуды явилось одним из главных источников существования. В большинстве случаев глиняные изделия не продавались, а производился их обмен на хлеб, картофель и разные предметы, необходимые в быту.

Гончарным ремеслом занимались обычно мужчины, работа производилась в основном в жилой избе, но в некоторых уездах работали мастера в специальных мастерских. Гончарные мастерские обычно ставили за деревней, где находились горн для обжига посуды, полки для сушки и сам гончарный круг, на котором изготовлялась посуда. Гончарство оставалось семейным ремеслом, которое передавалось от отцов и дедов сыновьям.

Но были и такие гончарные мастерские, где делалась продукция на поток.

Если глины в округе было мало, приходилось брать её даже взаймы друг у друга. Спрос на глину был очень большой. За глину, взятую взаём, отрабатывали на «жнивье» или платили деньги.

 

В 1920-х годах глиняная посуда занимала особое место. Ею пользовались для приготовления пищи, при хранении жидких и сыпучих продуктов, транспортировки дёгтя и льняного масла.

Ассортимент посуды довольно большой, она была разных размеров: это огромные горшки- водяники для хранения воды, ёмкостью от 15 и более литров, корчаги под пиво, кувшины, горшки для приготовлени пищи, кринки для молока, опарницы для теста, плоские миски, детские горшки-кашники и многие другие ёмкости, необходимые в крестьянском хозяйстве.

Гончары изготавливали посуду как для личного пользования, так и по заказу, на продажу. Это тазы с дырками на дне для откидывания творога, блюда разных размеров, маслёнки, плошки для топки масла, сковородки, цветочницы.

Изготовляли корчаги бельевые- парили бельё, кувшины, очень крупные (ведра на 4) дегтярные горшки, они были высокие и с узкими горлами. Делались онт обычно в два приёма: сначала одну половину сделают нижнюю, а другую на следующий день, «чтобы сосуд не сел». Крупные горшки делались размером до 12 литров, высотой до 1 метра.

В большом колличестве изготовлялась сенокосная посуда, в которой носили еду в поле. Это кувшины под воду, «рукоятки»- два небольших соединённых между собою ручкой.

Из гончарных техник самой распространённой была техника налёпа, чаще всего спирального: каждый сосуд изготовлялся из длинного жгута глины, но маленькое изделие могло делаться и из небольшого жгута. Такой жгут назывался «свёртень.»

Многие гончары дно своих кринок делали таким образом, свивая жгут в плотный круг, а потом его расплющивали. А другие мастера дно любого изделия предпочитали выделывать из цельного комка глины, расколачивая его на круге.

При изготовлении посуды обычно пользовались тряпкой- «помазухой» для сглаживания стенок изделия снаружи и внутри, для смачивания которой рядом всегда стояла миска водой.

Для очистки только-что изготовленного изделий от лишней глины использовался деревянный нож — длинный и короткий (коротыш) с тупыми краями. Образец «стругали», то есть выравнивали стенки сосуда деревянным ножом снизу вверх. Часто мастера на своих изделиях ставили клейма, иногда в виде креста.

На сегодняшнем занятии мы возьмём такой вид костромской гончарной утвари как плошка.

Расшифруем. Плошка — плоский, круглый сосуд из глины, расширяющийся кверху, миска, чашка. Предназначалась для выпечки хлебов, приготовления вторых блюд, обрядовой пищи — так называемой плошки.

Эти изделия имели круглую, овальную, квадратную или прямоугольную форму с невысокими бортиками, плоским дном и широкой горловиной - плоскодонный сосуд, распространённый в былые времена в Костромской области.

Формы плошек, размеры, оформление зависели от назначения. Для выпечки хлебов использовались плошка круглая. Для приготовления вторых блюд — картофеля, мяса, рыбы были овальные, квадратные, прямоугольные плошки с высокими бортиками. Для удобства у таких плошек иногда делалась небольшая петлевидная ручка.

Пользовались плошками для приготовления холодных блюд. Эти плошки необычны по оформлению, их не ставили в горячую печь для приготовления пищи, а они служили формой для холодных блюд.

В связи с этим оформлению плошек уделялось особое внимание. Ёмкость плошек заполнялась рельефным или контррельефным изображением растений, животных или просто геометрическим орнаментом в виде кружков, квадратиков, линейными или волнообразными линиями.

Почти все плошки этого вида имеют коническую форму, узкое дно, широкую горловину, высокие или низкие стенки. Горловина этих плошек разнообразна: округлая, фигурная, квадратная.

В домашнем хозяйстве употреблялись плошки- маслёнки, предназначенные для растапливания масла, для смазывания сковороды, для выпечки блинов. Эти плошки небольших размеров. Были плошки обрядовые, на донной внутренней части которых в рельефном исполнении — изображение восьмиконечного креста.

 

Практическая часть; лепка плошки по болванке

 

На предыдущих занятиях мы познакомились с техникой отщипывания, при которой небольшие глиняные шарики укладываются во внутреннюю поверхность болванки. На сегодняшнем занятии наша задача- создание сосуда (изделия) простой сферической или прямоугольной формы по болванке — гончарной утвари, применяемой в Костромской области ранее.

В качестве эскиза можно взять предложенные изображения или подыскать своё.

 

 

 

 

Формовка на болванке сферической формы. В качестве болванки мы будем использовать пластиковую тарелку (чашу), которую необходимо предварительно обернуть полиэтиленом или другим мягким материалом во избежание прилипания к ней возведённых нами стенок и для облегчения снятия с неё вылепленных полусфер. Не забываем о смачивании полиэтилена водой по тем же самым причинам.

· Раскатываем шарики и постепенно выкладываем ими внутреннюю поверхность чаши, помня, что шарики примазываются друг к другу, а не к тарелке, которая придаёт только форму сосуду и используется нами только в качестве своеобразного барьера.

· Шарики желательно не просто укладывать, а плотно соединять и буквально втискивать друг в друга для удаления воздуха. Для примазывания брать половину их высоты (радиуса), перегоняя глину с одной «горошины» на другую, при необходимости заполнять пустоты между ними отдельно взятыми кусочками, что повысит плотность и крепость стенок, так как не все сосуды будут нами обжигаться.

· Диаметр шариков зависит от степени жирности взятой для лепки глины, оптимальный диаметр, который используем мы, это около 3-х,4-х сантиметров, увеличение запланировано с учётом снятия глины при обточке готового тулова или самой вазы и стенки станут значительно тоньше.

· Присоединение и укладка очередного шарика происходит только после соединения предыдущих. При этом на начальной стадии заполнения тарелки желательно удерживать получившийся из них шариков пласт (используя все пальцы левой руки) при примазывании к нему очередной «горошины», так как при давлении примазываемого «кругляша» к частично сформированной стенке, она от давления на неё шарика будут отодвигаться и «убегать», а пальцы левой руки выступают в данном случае ограждением перемещения слепливаемого пласта по болванке.

· Выравнивание внутренней поверхности желательно производить подушечкой большого пальца правой руки, так как именно он из всех пяти пальцев имеет самую большую «рабочую» поверхность и обладает наибольшей силой давления (не забываем смачивать рабочую поверхность пальца по мере прилипания к гему кусочков глины и не ранее)

· По мере приближения к краям тарелки растущей стенки, заполнение пустого пространства тарелки можно производить или шариками меньшего диаметра или обычным жгутиком, диаметр которого равен высоте незакрытой болванки.

· Дав немного подсохнуть нашей полусфере (если она слишком влажная), производим её выемку из болванки. Благодаря пакету она должна хорошо отделилась от болванки и стала готовой к дальнейшей обработке. Чтобы наружняя поверхность изделия изделия должна стала гладкой, то следует произвести «ямочный ремонт» и замазать все впадины глиной.

· Следует напомнить, что заглаживание поверхности пальцем только тогда приведёт к наилучшему результату, если подушечка большого пальца совершает трение о поверхность на одном месте и только один раз, тут же перемещаясь далее по рабочей поверхности изделия. В противном случае «топтание» на одной поверхности пальца приведёт к появлению граней и плоскостей, а у нас поверхность сферическая.

· Донышко можно сделать из жгута, методом расплющивания его в пластину, и примазывания к предварительно намеченному низу изделия по заранее намеченному диаметру, не забывая делать насечки в местах «стыковки» частей. Материалом для ножки (основания) должна послужить более плотная глина, так как именно на неё приходится весь вес сосуда, и именно ножка может в первую очередь деформироваться от давления веса почти всего изделия. Во избежание этого мы подкладываем в середину кольцевого основания какой-нибудь плоский предмет (высота его должна равняться высоте основания), который и будет удерживать на себе вес нашей «конструкции», позволяя донышку благополучно засыхать и сохранять вылепленную нами форму.

· Работу завершает губа сосуда, которая в отличие от горлышка должна быть почти у любой гончарной утвари. Для венчика подойдёт жгут, который благодаря примазыванию превращается в губу сотворённого нами изделия.

· Продекорировать изделие выбранным заранее способом или раписать сосуд после высыхания. Для оттиска служат собранные в объединении изделия из различного материала, разной формы и объёма, будь то пуговицы, колпачки или другие подходящие предметы или аксессуары.

· Соблюдаем ритм нанесения элементов, возможна инверсия (обратное расположение узоров), нанесение элементов орнамента вертикально или горизонтально.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: