1. Цель (проблема): научиться использовать инструменты государственного регулирования национальной экономики в части бюджетно-налоговой политики. Знания в области антикризисного управления (кейнсианская теория) и функционирования бюджетной и налоговой систем, государственного сектора экономики. Сделать графическое обоснование.
2. Роли: Роли: руководители государства (правительство). Министры финансов, экономики, руководители компаний с государственным капиталом, депутаты представительных органов власти, инвесторы.
3. Ход игры: моделируется принятие решений по государственному регулированию национальной экономики с использованием инструментов бюджетно-налоговой. Проводится графический анализ, делается математическое обоснование использования мультипликаторов (кейнсианский крест). Анализируется деятельность бюджетной, налоговой систем, государственного сектора экономики. Приводятся примеры из практики.
4. Ожидаемый (е) результат (ы): знания и умения по государственному регулированию национальной экономики с использованием инструментов бюджетно-налоговой политики. Отработка навыков моделирования с использованием графических и математических методов. Знание кейнсианской теории, основных постулатов марксистско-ленинской политэкономии, современных и альтернативных теорий в части планового хозяйства и эффективной бюджетно-налоговой политики. Понимание современных проблем и трендов, умение анализировать и принимать грамотные решения на государственном уровне.
5. Критерии оценки
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- умение студента использовать теоретические знания;
|
- творческий подход к выполнению самостоятельной работы и уровень самостоятельности
ДЕЛОВАЯ (РОЛЕВАЯ) ИГРА 4.
по дисциплине
«Макроэкономика (продвинутый уровень)»
Функции государства. Преимущества и фиаско государственной плановой экономики
1. Цель (проблема): рассмотреть функции государства на современном этапе. Проанализировать основные преимущества и недостатки (фиаско) государственной плановой экономики, графически обосновать их.
2. Роли: сторонники рыночной теории; сторонники теории планового хозяйства (командно-административной государственно регулируемой экономики)
3. Ход игры: графически и математически моделируются преимущества и недостатки государственной плановой экономики. Анализируются основные функции государства. Приводятся примеры из практики.
4. Ожидаемый (е) результат (ы): знания функций государства, преимуществ и недостатков (фиаско) государственной плановой экономики, умение графически обосновать их.
5. Критерии оценки
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- умение студента использовать теоретические знания;
- творческий подход к выполнению самостоятельной работы и уровень самостоятельности
КЕЙСЫИ ЗАДАЧИ
по дисциплине
«Макроэкономика (продвинутый уровень)»
Проблемные вопросы по теме 1:
1. Предмет макроэкономики, взаимосвязь макро- и микроуровней анализа. Позитивная и нормативная экономика.
2. Законы возвышающихся потребностей и относительной ограниченности ресурсов.
3. Кривая производственных возможностей: условия построения, значение. Закон возрастающих альтернативных издержек.
|
4. Закон убывающей отдачи (доходности).
5. Рыночный механизм распределения ограниченных ресурсов – условия существования, мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.
6. Недостатки (фиаско) рынка и функции государства в рыночной экономике.
7. Государственное регулирование внешних эффектов (эффектов перелива).
8. Экономическая политика: виды, инструменты, цели и институты.
Задачи по теме 1: 1. Что из перечисленного ниже не является общественным благом?
1) маяки
2) электроэнергия
3) оборона страны
4) защита от наводнений в масштабах страны.
Поясните свой ответ.
2. Какие из перечисленных ниже благ Вы отнесете к общественным:
1) освещение улиц
2) охрана правопорядка
3) автостоянки
4) ипподромы
5) теннисные корты
6) наблюдение за чистотой парков города?
3.
Стадии экономического процесса | Выручка от продажи | Стоимость промежуточного продукта | Добавленная стоимость |
Сырье | |||
Шерстяная ткань | |||
Шерстяной костюм |
А) заполните пустые столбцы таблицы
Б) что такое двойной счет?
В) что означают категории промежуточной и конечной продукции?
Г) в чем смысл сопоставления показателей общей стоимости продаж и добавленной стоимости?
4. Какие блага относятся к «чистым» или «смешанным» общественным благам:
1) медицинское обслуживание
2) высшее образование
3) охрана государственной границы
4) деятельность государства в сфере законодательства
5. Назовите отличия системы прямой демократии от представительной, с точки зрения экономии трансакционных издержек
|
Проблемные вопросы по теме 2:
1. Основные субъекты макроэкономики в сложном кругообороте продуктов и доходов.
2. Валовой национальный продукт как баланс совокупных расходов и доходов.
3. Классический подход в системе национальных счетов. Связь ВНП и производных от него показателей.
4. Номинальный и реальный ВНП. Инфлирование и дефлирование.
5. Особенности макроэкономической модели открытой экономики переходного периода
Задачи по теме 2:
1. В прошедшем году страна имела следующие показатели, ден. ед.: ВНП – 500; чистые инвестиции частного сектора – 75; государственные закупки – 80; потребление домашних хозяйств – 250; поступление в государственный бюджет прямых налогов – 30; косвенных – 20; субвенции предпринимателям – 25; экспорт – 150; импорт – 110. Определить: а) располагаемый доход домашних хозяйств; б) амортизационный фонд; в) состояние государственного бюджета.
2. Даны следующие показатели, ден. Ед.: ВНП – 480; объем валовых инвестиций – 80; объем чистых инвестиций – 30; объем потребления домашних хозяйств – 300; государственные расходы – 96; избыток государственного бюджета – 3. Определить: а) ЧНП;
б) чистый экспорт; в) располагаемый доход домашних хозяйств, их объем сбережений.
3. В начале года предприниматели планировали чистые инвестиции в объеме 550 ден. ед., а домашние хозяйства намеревались сделать сбережения в объеме 600 ден. ед. По завершении года оказалось, что чистых инвестиций осуществлено на сумму 580 ден. ед. Каковы были в этом году сбережения?
4.Если номинальный ВВП увеличится в два с половиной раза, а дефлятор останется без изменений, как это отразится на величине реального ВВП? Объясните свой ответ.
5. допустим, что номинальный ВВП увеличился с 480 млрд. рублей до 600 млрд. рублей, а дефлятор ВВП – с 120 % до 150 %. При таких условиях величина реального ВВП:
1) не изменится
2) увеличится
3) уменьшится
4) не может быть рассчитана на основе этих данных.
Аргументируете выбранный Вами ответ.
Проблемные вопросы по теме 3
1. Модель «совокупный спрос» (AD).
2. Модель «совокупное предложение» (AS).
3. Моделирование инфляции спроса, инфляции издержек, спада и экономического роста с помощью модели «AD-AS».
4. График спроса на инвестиции. Факторы, влияющие на величину частных инвестиций в рыночной экономике.
5. Определение равновесного объема производства методом сопоставления «Совокупные расходы – объем производства».
6. Определение равновесного объема производства методом «утечки-инъекции».
7. Эффект мультипликатора: логическое и математическое обоснование.
8. На какие факторы может повлиять правительство с целью стимулирования совокупного спроса и предложения?
9. Исходя из замкнутости кругооборота, объясните, почему условием равновесия на макроуровне является равенство между сбережениями и инвестициями?
10. Может ли на величину мультипликатора совокупных расходов повлиять степень развития разделения труда и кооперационных связей в экономике?
11. В чем особенности установления равновесия в открытой экономике?
Задачи к теме 3: 1. Почему при объяснении конфигурации кривой совокупного спроса используется феномен реальных, а не номинальных денежных запасов?
2. «Политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, всегда ведет к инфляции». Согласны ли Вы с данным высказыванием? Свой ответ поясните графически.
3. Когда положение экономики соответствует кейнсианскому отрезку кривой совокупного предложения, рост совокупного спроса приведет:
А) к снижению цен и росту объема ВВП в реальном выражении;
Б) к увеличению объема ВВП в реальном выражении, но не окажет влияния на уровень цен;
В) к повышению и уровня цен, и объема ВВП в реальном выражении;
Г) к повышению цен и сокращению объема ВВП в реальном выражении;
Д) к повышению цен, но не окажет влияния на динамику ВВП в реальном выражении.
Проиллюстрируйте свой ответ графически.
4. 1) На какой конфигурации кривой совокупного предложения настаивают кейнсианцы и почему?
2) на какой конфигурации кривой совокупного предложения настаивают неоклассики и почему?
5. Почему, с точки зрения кейнсианцев, цены и заработная плата эластичны лишь в сторону повышения? Почему это явление получило название «Эффекта храповика»?
6.Функция потребления домашних хозяйств С = 40 + 0,٧у 75
Определить объем сбережений, если ставка подоходного налога равна 20 % и общий доход домашних хозяйств равен 300 ед.
7. На рынке благ установилось равновесие при у = 1000. Изменится ли равновесное значение НД и почему в результате следующих мероприятий правительства: а) повышения ставки подоходного налога с 20 до 25 % и одновременного увеличения государственных расходов со 150 до 200 ед.; б) сокращения на 15 ед. субвенций и увеличения на 15 ед. закупки благ.
8. Денежная база страны составляет 5000, а количество находящихся в обращении денег равна 20 000 ден. ед.; при этом минимальная норма резервного покрытия равна 10 %, а для наличных денег у населения – 1/5 всей суммы кредиторов, предоставленных коммерческими банками.
Определить: а) запланированные избыточные резервы коммерческих банков; б) на сколько возросло бы количество денег в обращении при отсутствии избыточных резервов?
9. За какую цену можно продать облигацию номинальной стоимостью 10 тыс. руб., с годовым купоном 20,5 тыс. руб. за 6 лет до ее погашения, если в данный момент I = 10 % и покупатель ожидает, что в течение этих 6 лет рыночная ставка процента будет равна 10 %?
2. При каком годовом доходе эта цена равнялась бы 10 тыс.руб.?
10. Насколько правомерно использовать категории эффекта замещения и эффекта дохода при объяснении конфигурации кривой AD?
Проблемные вопросы по теме 4.
1. Сущность и макроэкономические функции современных денег.
2. Особенности формирования и измерения денежного предложения. Основные денежные агрегаты.
3. Кейнсианская теория спроса на деньги. Спрос на деньги: для сделок и со стороны активов.
4. Сеньораж. Марковские свойства стохастического процесса сеньоража
5. Анализ установления равновесия на денежном рынке. Значение ставки процента в рыночной экономике.
Тесты:
1. Денежный агрегат М1 включает:
1) наличные деньги;
2) облигации государственного займа;
3) текущие счета в банке;
4) депозитные сертификаты;
5) срочные вклады в сбербанках.
2. Трансакционный спрос на деньги возрастает:
1) по мере роста объема номинального ВНП;
2) по мере снижения объема номинального ВНП;
3) при росте процентной ставки;
4) при снижении процентной ставки.
3. Монетаристская функция спроса на деньги:
1) учитывает влияние инфляции;
2) зависит от реального дохода по облигациям;
3) зависит от величины совокупного богатства;
4) все перечисленное верно.
4. Увеличение отношения «наличность-депозиты» при прочих равных условиях приводит к:
1) увеличению предложения денег;
2) уменьшению предложения денег;
3) уменьшению денежного мультипликатора;
4) увеличению денежного мультипликатора.
Задачи к теме 4:
1. Что произойдет, с точки зрения монетаристов, при несоблюдении монетарного правила:
А) в случае, если темп роста денежной массы превышает темп роста ВВП
Б) в случае, если темп роста денежной массы отстает от темпа роста ВВП.
2. Почему невозможно преодолеть «ловушку ликвидности», используя только инструменты кредитно-денежной политики? Как можно выйти из этой ловушки?
3. Вы рассчитываете, что норма процента в будущем будет понижаться. Как Вы поведете себя в этой ситуации? Если большинство экономических субъектов поведет себя таким же образом, как это отразится на величине спекулятивного спроса на деньги?
4. Почему экономические субъекты предпочитают, несмотря на «склонность к ликвидности», хранить часть своих средств в виде акций и облигаций? Почему структура финансовых активов время от времени меняется?
5. Почему в проведении кредитно-денежной политики присутствует дилемма целей, т.е. невозможно одновременно регулировать денежное предложение и процентную ставку? Поясните графически.
Проблемные вопросы по теме 5
1. Кривая IS и кривая LM
2. Модель IS- LM
3. Эффективный спрос
4. Модель IS- LM с фиксированными ценами
5. Модель IS- LM с гибкими ценами
6. Инвестиционная и ликвидная ловушки
7. Последствия денежно-кредитной политики
8. Последствия фискальной политики. Эффект вытеснения
Задачи к теме 5.
1. Согласно модели IS – LM увеличение налогов вызовет
1) увеличение дохода и снижение ставки дохода;
2) увеличение дохода и ставки процента
3) уменьшение дохода и ставки процента
4) уменьшение дохода и увеличение ставки процента
2. Если инвестиции очень чувствительны к изменениям ставки процента, то:
А) IS становится более крутой
Б) LM становится более пологой
В) IS становится более пологой
Г) LM становится более крутой
3. Чему равна текущая стоимость облигаций, по которой не выплачиваются проценты, но которая через год может быть продана за 20 тыс. руб., если доходность по альтернативным проектам составляет 25 % годовых?
Задачи: 1.Рассмотрим экономическую систему. Функция потребления представлена в виде: С = 38 + 0,5 (У-Т); инвестиционная функция I = 50 – 100г; государственные расходы и налоги G = Т = 20.
Функция спроса на деньги L = 0,5 – 80 г, предложение денег: М = 160, а уровень цен равен 2.
1) составьте уравнение кривой IS.
2) составьте уравнение кривой LM.
2. Х.Маккей, описывая самый лучший, с его точки зрения, способ вознаграждения сотрудников, отмечает, что награждения необходимо проводить, используя непременно наличные средства. Он пишет: «на свете есть люди, годовой доход которых составляет 200, 300, 400 тысяч долларов и которые за последние двадцать лет не видели наличными даже 4000 долларов. Все их деньги – это пластмасса кредитных карточек, чеки и цифры в балансе банка». На какую психологическую особенность обращает в данном случае внимание Х.Маккей? будут ли получатели денежного поощрения хранить все деньги в наличной форме?
Проблемные вопросы по теме 6:
Сущность, причины и виды экономических циклов.
Фазы классического цикла.
Опережающие индикаторы экономической активности.
Принцип акселерации и значение инвестиций для экономического роста.
Тесты:
1. Естественный уровень безработицы:
1) учитывает фрикционную и структурную безработицу
2) учитывает циклическую безработицу
3) учитывает только фрикционную безработицу
4) учитывает только структурную безработицу
5) характеризует уровень безработицы в условиях долгосрочного равновесия
6) обеспечивает стопроцентную занятость
2. Потенциальный выпуск продукции достигается:
1) при полной занятости
2) при отсутствии конъюнктурной безработицы
3) в долгосрочном периоде
4) все перечисленное верно.
3. Кейнсианская концепция занятости построена на следующих предпосылках:
1) совершенная конкуренция на рынке факторов производства;
2) отсутствие денежных иллюзий у рабочих
3) спрос на труд зависит от величины эффективного спроса на блага
4) жесткость заработной платы на рынке труда.
4. Классическая концепция занятости построена на следующих предпосылках:
1) совершенная конкуренция на рынке факторов производства
2) гибкость цен и заработной платы
3) отсутствие денежных иллюзий у рабочих
4) все перечисленное верно
Задачи к теме 6:
1. Кто является субъектом спроса и предложения на рынке труда совершенной конкуренции? На рынке труда несовершенной конкуренции?
2. Как повлияла на рынок труда отмена режима прописки в России?
3. Изменения в экономике, повышающее уровень благосостояния (значение функции индивидуальной полезности) хотя бы для одного из участников и при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из других участников называется:
1) Парето-улучшение
2) информационная асимметрия
3) внешний эффект
4) равновесие Ландаля
4. Украинские рабочие, временно работающие в России и получающие здесь заработную плату, увеличивают:
1) ВВП России и ВНД Украины
2) ВНД России и Украины
3) ВВП России и Украины
4) ВНД России и ВВП Украины
Проблемные вопросы по теме 7:
1. Экономический рост и его типы
2. Группа показателей, характеризующие экономическое развитие
3. Основные факторы экономического роста
4. Сущность «золотого правила» накопления капитала
5. Взаимосвязь инвестиций и экономического роста
6. Теории экономического роста
Тесты:
1. «Гарантированный» темп экономического роста в модели Р.Харрода:
1) обеспечивает развитие экономики по равновесной траектории
2) обеспечивает тем, при котором существующие производственные мощности полностью используются
3) оправдывает ожидания предпринимателей относительного совокупного спроса
4) соответствует фактическому темпу экономического роста
2. Предпосылками построения неоклассических моделей экономического роста являются:
1) гибкая система цен
2) совершенная конкуренция
3) взаимозаменяемость факторов производства
4) постоянная отдача от масштаба
3. В экономике с запасом капитала меньшим, чем это необходимо по «золотому правилу» при повышении нормы сбережений:
1) повысится уровень потребления по сравнению с исходным
2) повысится уровень потребления через значительный промежуток времени
3) увеличится объем инвестиций
4) увеличится объем выпуска
Задачи к теме 7.
1. Имеется следующая информация: Численность занятых 85 млн. человек. Численность безработных – 15 млн. человек.
1) рассчитайте уровень безработицы
2) месяц спустя из 85 млн. человек были уволены 0,5 млн. человек; 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите а) численность занятых, б) количество безработных, в) уровень безработицы.
2. Номинальный ВВП = 750 млрд. долларов, уровень безработицы = 5 %, фактический уровень безработицы = 9 %. Какой объем продукции в денежном выражении недопроизведен
в стране (Коэффициент Оукена = 2,5)?
3. Чем отличается кризис перепроизводства от нарушения равновесия между спросом и предложением на определенный товар или в определенной отрасли?
4. Означает ли понятие полной занятости абсолютное отсутствие безработных?
5. Каковы отличительные особенности структурных кризисов? Чем они отличаются от циклических?
Проблемные вопросы по теме 8:
1. Причины возникновения инфляции
2. Различия долгосрочной и краткосрочной кривых Филлипса.
3. Механизмы развертывания инфляционной спирали при монетарном и фискальном импульсах
4. Взаимосвязь между инфляцией и безработицей
5. Роль ожиданий в развитии инфляционных процессов
Тесты:
1. Какие факторы обусловили снижение уровня инфляции:
1) устойчивая динамика обменного курса рубля к доллару США
2) сравнительно невысокие инфляционные ожидания
3) умеренные темпы роста цен производителей промышленной продукции
4) все перечисленное верно
2. Инфляция спроса может возникнуть в результате:
1) роста цен на сырье
2) роста государственных расходов
3) структурных сдвигов в совокупном спросе
4) покрытия дефицита бюджета с помощью займа у Центробанка
3. Инфляция предложения может возникнуть в результате:
1) повышения зарплаты, опережающей рост производительности труда
2) резкого повышения цен на электроэнергию
3) изменения поведения экономических субъектов
4) «ценовой накидки»
Задачи к теме 8:
1. Приведите примеры неинфляционного повышения цен.
2. В чем Вы видите различия между умеренной, галопирующей и гиперинфляцией? Каковы критерии их разграничения? Каков критерий гиперинфляции по Кейгену?
3. Действует ли эффект Пигу в условиях утраты доверия к правительству и проводимой им кредитно-денежной политике? Аргументируйте свой ответ.
4. В каком случае темпы прироста цен (Р) могут обгонять темпы прироста денежной массы (М)?
5. Если номинальное предложение денег увеличилось на 7 %, уровень цен увеличился на 5 %, реальный выпуск увеличился на 4 %, то насколько изменилась скорость обращения денег?
Проблемные вопросы по теме 9
1. Функции Центрального банка России в соответствии с ФЗ «О ЦБ РФ»
2. Прямые и косвенные инструменты кредитно-денежной политики
3. Антициклическая кредитно-денежная политика
4. Государственное регулирование экономики
5. Фискальная политика
6. Государственный бюджет, бюджетный дефицит и его виды
7. Бюджетно-налоговая политика и мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.
8. Моделирование влияния государственных закупок (G) на равновесный объем производства и занятость.
9. Моделирование влияния индивидуального налогообложения на равновесный объем производства и занятость.
10. Дискреционная фискальная политика в ходе экономического цикла.
11. Виды бюджетных дефицитов. Фактический, структурный и циклический дефицит.
Тесты:
1. Эффект вытеснения, связанный с государственным долгом, возникший в результате роста государственных закупок:
1) приводит к увеличению ставки процента;
2) сокращает частные инвестиции;
3) вызывает сокращение производительного потенциала в будущем;
4) все предыдущие ответы верны.
2.Инструментами экспансионистской и рестрикционной фискальной политики являются:
1) снижение ставок подоходного налога;
2) увеличение государственных закупок;
3) введение ускоренной амортизации на часть основного капитала;
4) повышение акцизов на сигареты.
3. К встроенным автоматическим стабилизаторам относятся:
1) прогрессивный подоходный налог;
2) пособия по безработице;
3) субсидии фермерам;
4) все перечисленное верно
Задачи к теме 9:
1. Ожидаемый темп инфляции в стране А – 9 %, а в стране В – 5 %. В стране А ставка процента равна 12 %. Какова должна быть ставка процента в стране В, чтобы в соответствии с концепцией непокрытого процентного паритета между этими странами не было перелива капиталов?
2. Обменный курс рубля к доллару в январе 1998 г. равнялся 6 руб./дол., а в январе 2001 г. – 28,4 руб./ дол.. За это время ИПЦ в США возрос в 1,074 раза, а в России – в 3 раза. Как за это время изменился реальный обменный курс рубля к доллару.
3. На каком из отрезков кривой совокупного предложения вы стали бы иллюстрировать принцип классической дихотомии? Почему?
4. При фиксированных значениях обменного курса валюты, заграничной ставки процента, уровней цен в отечестве и за границей спрос домашних хозяйств на отечественные блага характеризуется функцией С = 5 + 0,8у, а на импортные Z=0,1у; инвестиционный спрос предпринимателей задан функцией I= 6 – 1,5, а экспорт благ равен 10 ед.
1) Построить линию IS;
2) Как изменится расположение линии IS, если описанная экономика окажется закрытой?
5. Предложение денег в стране составляет 100 млн. дол. Номинальный ВВП – 500 млн. дол. Что произойдет со скоростью обращения денег (согласно классической количественной теории денег), если денежное предложение увеличится в 2 раза?
Проблемные вопросы по теме 10
1. Сущность, формы, цели и инструменты стабилизационной политики
2. Направления и проблемы финансовой и экономической стабилизации в современной России
3. Экономическое содержание баланса текущих операций
4. Содержание баланса движения капитала
5. Соотношение бюджетного дефицита и баланса текущих операций
6. Анализ состояния платежного баланса РФ со странами мира
Тесты:
1. Счет текущих операций не включает:
1) товарный экспорт
2) чистые доходы от инвестиций
3) услуги транспорта зарубежным странам
4) изменения в активах страны за границей
5) односторонние трансфертные платежи
2. Чистый экспорт:
1) положительно зависит от ставки процента и ВВП
2) отрицательно зависит от ВВП, но положительно от ставки процента
3) отрицательно зависит как от ставки процента, так и от ВВП
4) положительно зависит от ВВП, но совершенно не зависит от ставки процента
3. На основе данных платежного баланса рассчитайте величину баланса движения капитала:
Экспорт товаров +80
Импорт товаров -60
Экспорт услуг +30
Импорт услуг - 20
Чистые доходы от инвестиций -10
Чистые денежные переводы +20
Приток капитала +20
Отток капитала -80
Официальные резервы + 20
1) -50; 2) -70; 3) -60; 4) -40
Задачи к теме 10. 1.Для полного удовлетворения своих потребностей своих потребностей рабочий желал бы потреблять 15 литров молока в месяц. При сложившихся ценах благ и труда он считает целесообразным покупать 10 литров молока в месяц и работать 2 часа в день сверхурочно. Поскольку он не смог найти сверхурочную работу, то скорректировал свой спрос на молоко до 9 литров. Однако в связи с дефицитом молока фактически он может купить лишь 8 литров в месяц. Каков гипотетический и эффективный спрос рабочего на молоко? 0,5 2
2. Функция полезности представительного домашнего хозяйства U = (M/P) (16- N)C при бюджетном ограничении РС + М = WN + 20. Представительная конкурентная фирма
0,5
работает по технологии у = 9,45 N.
1) Какая конъюнктура сложится в экономике, если: а) Р=0,8; W=1,5 б) Р=1, W =1,67 в) Р=1,1 W= 2,2 г) Р=1,2 W=2?
2) Какое сочетание у, N установится в хозяйстве при каждой указанной системе цен?
3) Изобразить в системе координат С, N для квазиравновесных состояний «поведенческий клин» представительного домашнего хозяйства и производственную функцию, отметив на ней гипотетический объем предложения.
4) Построить в пространстве W, P линии, разделяющие различные области квазиравновесных состояний.
Проблемные вопросы по теме 11
1. Сущность, финансовая структура и функции современного коммерческого банка
2. Анализ процесса расширения денежного предложения системой коммерческих банков.
3. Виды коммерческих банков, их особенности в России
4. Виды валют
5. Паритет покупательной способности
6. Типы обменных курсов
7. Финансовая система страны
8. Основное арбитражное уравнение финансового рынка.
9. Модели финансовых «пузырей».
Тесты:
1. Что из перечисленного способствует повышению обменного курса национальной валюты:
1) снижение процентных ставок в данной стране
2) повышение процентных ставок в данной стране
3) повышение процентных ставок за рубежом
4) снижение процентных ставок за рубежом
2. Валютный курс является обменным, если он показывает:
1) сколько единиц отечественной валюты можно получить в обмен на иностранную
2) сколько единиц иностранной валюты можно получить в обмен на отечественную
3) относительную цену товаров, произведенных в стране
Задачи к теме 11:
1. Можно ли сказать, что существование бюджетного дефицита всегда наносит вред экономическому развитию страны?
2. Какую налогово-бюджетную политику необходимо практиковать в условиях экономического спада? В условиях инфляции?
3. Рассмотрите три возможные варианта балансирования государственного бюджета: ежегодное балансирование, балансирование в рамках цикла и концепцию функциональных финансов. Чем концепция функциональных финансов принципиально отличается от первых двух способов балансирования? Какой способ балансирования государственного бюджета, с Вашей точки зрения, наиболее приемлем?
4. «Внутренний государственный долг – это наш долг самим себе». Оцените данное высказывание. Каковы возможности правительства уменьшить внутренний государственный долг?
5. Как изменится устойчивый уровень капиталовооруженности, если произойдет увеличение темпов роста населения?
7.Контроль: В процессе освоения магистрантами данной дисциплины осуществляется контроль за усваиванием материала в форме текущего, промежуточного и итогового. Текущий контроль осуществляется в процессе проверки тестов и задач, выполняемых магистрантами на практических занятиях и самостоятельно в домашних условиях с выведением текущих оценок (разделы 6,8). Промежуточный контроль осуществляется в форме контрольной работы, проводимой в середине курса, итоговый контроль - в форме экзамена. Вопросы и тесты для промежуточного и итогового контроля приведены ниже (разделы 7,9).
Промежуточный контроль:
Аудиторная контрольная работа предполагает ответить на следующие вопросы:
1. Как связаны между собой макро-, микро- и мезоэкономика?
2. Какие преимущества и недостатки имеет рыночная система распределения ограниченных ресурсов и конечной продукции по сравнению с плановой или традиционной?
3. Что общее и отличное между экономическими ресурсами и факторами производства?
4. Какие негативные последствия может иметь государственное вмешательство в функционирование рыночной системы?
5. Что такое структура экономики, и какие она имеет разновидности?
6. В чем проблемы подсчета важнейших макропоказателей?
7. Какова роль государства в кругообороте продукта и доходов, в их определении, распределении и перераспределении?
8. Какой критерий отнесения доходов к первичным и вторичным?
9.Что представляет собой инфляция и как ее можно изменить?
10. Каковы причины возникновения инфляции и формы ее проявления?
11. Как можно приспособиться к «жизни при инфляции»?
12. Как рациональный тип ожиданий влияет на поведение экономических субъектов?
13. Укажите отличия механизма развертывания инфляционной спирали при монетарном и фискальном импульсах.
14.Чем функции Центрального Банка отличаются от функций коммерческого?
15.Почему в практике кредитно-денежного регулирования преобладают косвенные, а не административные инструменты?
16.В чем преимущества и недостатки кредитно-денежной политики по сравнению с фискальной?
17.Перечислите цели фискальной политики государства
18.Какова роль встроенных стабилизаторов в экономике?
19.Что показывает кривая Лаффера?
20.Какие типы фискальной политики государства вам известны?
21.Какие причины вызывают необходимость налогообложения?
22.Какие налоги выполняют преимущественно фискальную, а какие – регулирующую и перераспределительную функцию?
23.Какие встроенные стабилизаторы есть в российской экономике?
24.Какие негативные последствия имеет дискреционная фискальная политика, стимулирующая увеличение дефицита государственного бюджета?
25.Чем градуализм отличается от «шоковой терапии», какая из этих политик более эффективна в достижении экономических целей, а какая – социальных?
26.Какая из известных стабилизационных политик применялась в России в 90-е годы, какие изменения происходят в ее целях и инструментах на современном этапе?
27.Финансовая стабилизация – это цель или средство макроэкономического регулирования?
Тесты:
1. 29.06.2011г. ставка реформирования, установленная Центральным банком России, составляла 4,5 %. Данное утверждение относится:
1) к позитивному анализу;
2) к нормативному анализу;
3) к анализу ex ante;
4) к анализу еx post.
2. Изучением каких вопросов занимается макроэкономика:
1) ценообразование на отдельные товары и услуги;
2) взаимодействие реального и денежного секторов экономики;
3) анализ причин инфляции и безработицы;
4) оптимальное размещение ресурсов.
3. Какой из перечисленных ниже методов является основным специфическим методом в макроэкономике:
1) системно-функциональный анализ;
2) экономико-математическое моделирование;
3) сочетание исторического и логического подходов;
4) агрегирование.
4.Украинские рабочие, временно работающие в России и получающие здесь заработную плату, увеличивают.
1) ВВП России и ВНД Украины
2) ВНД России и Украины
3) ВВП России и Украины
4) ВНД России и ВВП Украины
5. В 2015 году номинальный ВВП республики Вилариби увеличился по сравнению с предшествующим годом на 500 млн. экю и составил 3000 млн. экю. Если дефлятор ВВп равен 1,25, то:
1) инфляция увеличилась на 20 %
2) реальный ВВП снизился на 4 %
3) номинальный ВВП увеличился на 25 %
4) реальный ВВП увеличился на 20 %.
6.В 2015 году в республике Вилабаджи располагаемый доход домохозяйств составлял 100 тыс. экю, на покупку товаров и услуг они потратили 90 тыс. экю. Если в 2010 году эти показатели составили соответственно 120 тыс. экю и 106 тыс. экю, то предельная склонность к потреблению равна
1) 0,85 2) 0,94 3) 0,8 4) 0,83
7. Что не включается в состав ВВП:
А) вы приобрели акции компании «ЛУКОЙЛ»
Б) перед тем, как продать свою квартиру, Вы своими силами осуществили в ней ремонт
В) государство купило у завода 10 автомобилей «ГАЗ»
Д) аукционная продажа автомобилей иностранных марок чиновников российского правительства
Е) покупка студентом нового сборника задач по экономической теории?
8.К числу инструментов налогово-бюджетной политики относятся:
1) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций
2) увеличение нормы обязательных резервов
3) покупка Центральным банком государственных облигаций на открытом рынке
4) распределение утвержденного объема государственных расходов по различным статьям госбюджета
9. В соответствии с принципом акселератора индуцированные инвестиционные расходы имеют место в случае, если:
1) объем ВВП и потребление находятся на высоком уровне
2) уменьшается объем ВВП и потребление
3) улучшение организации производства
4) увеличение производительности труда
10. К инструментам денежно-кредитной политики относится:
1) регулирование ставки рефинансирования
2) изменение ставки налогов
3) денежная масса
4) государственные расходы
11. В точке пересечения кривых IS и LM:
1) планируемые расходы равны фактическим;
2) предложение денег равно спросу на них;
3) уровни дохода и процентной ставки удовлетворяют условиям совместного равновесия;
4) устанавливает эффективный спрос;
5) все перечисленное верно.