Свечка проводится в полной темноте. Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде.




Обратная связь. Свечка как один из видов обратной связи

 

Обратная связь - это отклик, ответная реакция на какое-либо действие или событие. При наличии обратной связи коммуникация превращается в двусторонний процесс, при котором возможна корректировка целей и поведения участников коммуникации. Обратная связь способствует эффективному обмену информацией, так как дает понимание, в какой мере сообщение понято принимающей стороной, правильно ли ей интерпретирована информация.

 

Обратная связь позволяет выяснять мнение отряда, узнавать реакцию детей на те или иные события, отслеживать настроения в отряде. Как вид обратной связи можно рассматривать отрядную свечку, которая предполагает открытый разговор

 

Свечка – особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Цели свечки:

· регулирование эмоционального настроя в коллективе;

· развитие в детях способности анализировать;

· коррекция взаимоотношений в отряде.

Учитывая цели свечки, она как правило имеет 3 направленности:

· Эмоциональная (снятие напряжения, повышение настроения, повышение самооценки ребенка).

· Аналитическая (анализ дела, ситуации, дня, дискуссия на тему).

· Информационная (правила, законы, легенды, погружение в игру).

· Для начала необходимо ответить на вопрос: «Что я хочу от сегодняшнего огонька?»

· Второе – очень четко определить свое собственное отношение к дню, делу и т.д. Почему именно такое отношение.

· Необходимо подобрать формы, соответствующие поставленной цели.

· В течение дня готовить отряд к огоньку именно этой тематики (найти тех, кого выбранная проблема интересует, узнать мнение большинства по поводу того или иного вопроса и т.д.).

· Если необходимо, то подготовить наглядное оформление (рисунки, карты, жетоны, карточки и пр.), подобрать музыкальное оформление (аудио-записи, тематические песни под гитару).

Свечка имеет свою структуру. Любую свечку можно провести по плану:

· Приветствие, эмоциональный настрой.

· Объявление темы, постановка проблемы.

· Погружение в проблему.

· Решение проблемы.

· Песни,

· Ритуал прощания.

 

Свечки бывают нескольких видов:

 

· Знакомства

· Адаптации

· Конфликтная

· Свечка-анализ

· Тематическая

· Прощальная

 

Условия, необходимые для проведения свечки:

 

· Присутствует живой огонь (обычно в центре круга)

· Создан необходимый эмоциональный настрой

· Участники удобно устроены в кругу

· Поддерживается добрая атмосфера

· Тема свечки актуальна для большинства участников

· Возможно наличие своих традиций свечки

 

В начале свечки дождись, пока отряд успокоится, и озвучь для ребят правила свечки.

 

Правила свечки:

 

· Один говорит – остальные слушают

· Говорит только тот, у кого в руках отрядная игрушка (либо любой другой предмет, который решено передавать на свечке)

· Говорить или нет – право каждого

· Круг никем не нарушается (никто не ходит через центр)

· То, что было сказано и услышано на свечке, остается на свечке

· Если свеча гаснет, то свечка прекращается

· Высказывая мнение, говори только от своего лица - «я считаю» и «мне понравилось»

· Если ты разделяешь слова другого, можно его поддержать, «пошуршав» ладонями (создав своеобразные аплодисменты)

 

Постарайся к каждому правилу вспомнить/придумать легенду. Например:

 

«Если вы слегка прищурите глаза, то увидите тонкие ниточки, идущие от свечи, которые связывают нас друг с другом. Но стоит кому-то пройти через круг, как нити между нами порвутся»

 

В зависимости от того, какую свечки вы проводите, можно вначале рассказать легенду или историю, соответствующую тематике свечки или актуальной теме.

 

В завершение свечки можно спеть несколько песен, стоя в Орлятском кругу (права рука - на плечо соседа, левая рука – соседу на пояс). Об Орлятском круге существует много легенд, вот одна из них:

 

«Когда-то давно, когда люди жили в единении с природой, самым ценным для человека был огонь, ведь от него зависела его жизнь. Огонь было тяжело добыть, отчего люди особенно бережно к нему относились. Но нередко случалась непогода, и тогда все усилия были обращены для спасения огня. Люди вставали плечом к плечу у костра, чтобы ни одна капля дождя не попала на огонь. Правую руку они клали на плечо соседа, левую - на пояс. Бывало, стоять приходилось долго, но каждый раз им удавалось спасти свой огонь.

Орлятский же круг нужен нам, чтобы сохранить огонь в наших сердцах. Справа - человек, на которого ты можешь положиться, слева - тот, кого поддерживаешь ты. Помни, Орлятский круг - это круг друзей и товарищей, на которых ты всегда можно положиться»

 

Что можно спеть /проговорить на прощание:

 

Разговоры еле слышны.

И над лагерем ночи тень.

В круговерти забот не заметили мы,

Как был прожит еще один день.

 

Только правду скажем в глаза,

Не тая на душе обид.

Промелькнет и утихнет в сердцах гроза,

Затвердеет дружбы гранит.

 

Согревая единство теплом,

Все теснее Орлятский круг.

Если надо помочь, если вдруг тяжело,

Помни, каждый – твой верный друг.

 

После каждый ребенок «берет тепло от свечки», грея ладошки, загадывает желания и убирает тепло себе в карман, чтобы потом им с кем-то поделиться, либо оставить себе. При этом говорится, что брать тепло от свечки нужно в полной тишине. Последний берет тепло от свечки вожатый, прячет его и тушит свечку.

 

На прощание все встают в круг, вытягивают правую руку в центр и берутся за большой палец соседа справа. Когда удается образовать кольцо из рук, три раза хором произносят: «Чтоб нам завтра повезло», раскачивая «кольцо». Если кольцу удалось уцелеть, то завтра точно повезет. J

 

Знакомства

«Музей любимых вещей»

Каждый участник приходит со своим любимым предметом и рассказывает о нем. Рассказ об этом предмете дает возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны.

 

«Пакет откровений»

Необходим необычно оформленный конверт с необычными вопросами. Ответы помогают выявить неординарность мышления ребенка.

 

«Моя забытая игрушка»

У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Мы выросли и перестали с ней играть, забыли ее, а игрушка до сих пор помнит нас, вспоминаете, как вы играли вместе, и как было весело. Что бы сейчас рассказала эта игрушка? Представьте, что игрушка вдруг заговорила и поведала нам о своем хозяине. «Я большой плюшевый мишка. Я живу в шкафу. Меня подарили хозяину, когда ему было два года…».

 

Адаптации

 

«Жизненный девиз»

Каждый участник пишет на листке бумаги свой жизненный девиз, затем все вместе обсуждают, что же для нас главное в жизни, к чему мы стремимся и т.д.

«Расскажи мне обо мне»

Финальная свечка – о каждом участнике говорят другие: высказывает свое мнение один человек и нескольких называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.

 

Конфликтная

 

«Круг молчания – 1»

Участники свечки сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

 

«Круг молчания-2» (10-16 день)

Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих кругах молчания создаётся элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.

 

«Письмо другу»

Участники свечки устно «пишут» письмо другу, родным. (Принцип дневника) – переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.

 

«Разговор в темноте»

Свечка проводится в полной темноте. Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде.

 

«Электрический стул»

Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст, в случае его некорректности по отношению к человеку).

 

«Я не понимаю…»

Бессистемное расположение участников свечки в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику свечки с вопросом: «Я не понимаю, почему?..». Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.

 

«Молчание»

Ребята вместе с вожатым гуляют по вечернему лесу в полном молчании. При этом надо стараться не общаться с другими ребятами ни жестами, ни взглядом. Нужно погрузится в мир окружающей природы. Вечером после прогулки можно поделиться своими ощущениями.

 

«Черный и белый стул»

Каждый ребенок, по своему выбору, может сесть или на «золотой» или на «черный» стул. На «золотом» о нем будут говорить только хорошее, на «черном» – будут обсуждаться только недостатки, плохие черты его характера. Нельзя касаться физических недостатков ребенка.

 

Свечка-анализ

«Если бы я был…»

Ребятам задается такой вопрос: если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дня я бы исправил…; сделал…; добавил….

 

«Отряд для меня»

Финал смены – каждый участник свечки отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление детьми пережитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

 

«Лифт времени»

Нужно вспомнить и рассказать о трех важных, запоминающихся событиях в жизни: первый подарок на день рождения, поход в первый класс, выступление перед всем классом… Почему тебе запомнились именно они?

 

«Жаль, что его нет»

Все участники сидят в кругу, два или три ребенка выходят и садятся за кругом. Остальные должны представить и рассказать о том, что изменилось бы, если бы этих детей не было бы с начала смены.

 

«Клубок»

Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто сидит не рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых соткан целый узор.

 

«Звезды».

На вырезанных из картона звездах, заранее пишутся темы для обсуждений: «Чего я боюсь?», «Моя мечта», «Из-за чего бы я заплакал?», «Если бы я был волшебником». Каждый из участников выбирает себе звезду, и после небольшого обдумывания, раскрывает свою тему. Затем эту тему можно обсудить всем вместе.

 

«Три желания»

Давайте представим, что на волшебном огоньке могут сбыться три любые желания. Загадайте их. Давайте поделимся, друг с другом, какие желания кто загадал, расскажите о двух желаниях, а одно, самое сокровенное, оставьте при себе.

«Коллективный рассказ»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: