Вопрос № 20. Характеристика методики «Сложи круг»




Методика разработана по принципу методики В.Г. Петровой и предназначена для детей дошкольного возраста.

Цель:

1) выявление уровня и особенностей сформированости наглядно-действенного мышления;

2) выявление способности к переносу действия в новые условия при решении наглядно-действенных задач более сложного уровня.

Стимульный материал: цельный круг-образец № 1 диаметром 10 см. нейтрального серо-голубого цвета, такие же круги-трафареты, разделенные линиями на 2, 3, 4, 5, 6 частей разных форм и, соответственно, части кругов, разрезанные по этим линиям. Материал включает по два круга, разделенных на две, три, четыре, пять, шесть частей (см. Приложение 8, рис. 8.1.-8.4.).

Методика предусматривает последовательное усложнение заданий на комбинирование за счет увеличения количества частей в круге (от 2 до 6) и вариативности их пространственного расположения. Таким образом, материал представлен кругами с традиционными разрезами, т.е. разрезанными по диагонали (2а, 2б 3а, 4а, 5а, 6а) и с нетрадиционными разрезами (2б, 3б, 4б, 5б, 6б). Ход исследования Задание состоит в том, что, глядя на лежащий перед глазами круг, являющийся образцом, испытуемый должен сложить такую же фигуру сначала из двух частей, (2 круга), затем из трех (2 круга), из четырех (2 круга), из пяти (2 круга), из шести (2 круга). Все круги предъявляются последовательно. Круг 2а используется для объяснения задания и при подсчете баллов не учитывается.

Оценка результатов I уровень – испытуемый не понимает стоящей перед ним задачи, не осмысливает инструкцию, хаотично манипулирует частями фигуры либо вообще не приступает к выполнению задания. II уровень – испытуемый понимает инструкцию и пытается сложить фигуру, однако действует непродуктивно, применяет нерациональные приемы при решении стоящей перед ним задачи. III уровень – ребенок выполняет задание адекватно поставленной задаче, при этом он действует в наглядно-действенном плане, применяя метод проб. IV уровень – ребенок выполняет задание на уровне зрительного соотнесения.

Если на каком-то этапе эксперимента задание оказывается для ребенка непосильным, он показывает I или II уровни выполнения, ему последовательно предлагаются следующие виды помощи:

1. При первом уровне выполнения задания инструкция уточняется, сопровождается жестами.

2. При втором уровне выполнения дается сигнал о неверном выполнении задания: «Неправильно, подумай еще».

3. Ребенку предъявляется круг-трафарет, разделенный линиями на 2, 3, 4, 5, 6 частей таким образом, чтобы изображенные части соответствовали тем деталям, которые предъявляются испытуемому. При этом виде помощи ребенку предлагается сложить круг, ориентируясь на зрительное соотнесение, т.е. не разрешается накладывать части разрезного круга на кругтрафарет.

4. В тех случаях, когда предъявление расчерченного образца не способствует успешному выполнению задания, ребенку предлагают наложить имеющиеся у него части круга на соответствующие им части круга-трафарета, т.е. выполнить задание, прибегая к наглядно-действенному мышлению. Затем испытуемый должен из тех же частей составить круг вне круга-трафарета.

5. В ситуации неуспеха ребенка при использовании предыдущих видов помощи экспериментатор сам накладывает части на образец, затем побуждает к этому ребенка, после чего ребенок должен сам сложить круг.

Оценка результатов Оценка производится исходя из уровня сложности и необычности, разреза для ребенка. Круг 2а не оценивается, так как имеет обучающую цель, способствует пониманию ребенком смысла задания, позволяет ему вработаться в процесс деятельности. Задание 2б оценивается в 1 балл. Круги 3а, 4а, 5а, 6а имеют привычный для ребенка разрез, выполнение этих заданий оценивается в 2 балла. Круги 3б, 4б, 5б, 6б более сложны для синтезирования, их выполнение оценивается в 3 балла. Таким образом, максимальное количество баллов составляет 21 балл. Если испытуемый действовал на основе зрительного соотнесения, количество баллов не уменьшается. Использование проб уменьшает результат за каждый синтезированный круг на 0,5 балла. За каждый из видов помощи количество баллов за круг также уменьшается на 0,5 балла. Когда ни один из видов помощи не приводит к положительному результату, работа ребенка оценивается в 0 баллов.

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Группы детей Баллы
Нормально развивающиеся дети 14 – 21
Дошкольники с ЗПР 10,5 – 18,5
Дошкольники с УО 5,5 – 13,5

 

Нормально развивающиеся дошкольники выполняют все круги с традиционными разрезами на уровне зрительного соотнесения (IV уровень), при выполнении кругов с нетрадиционными разрезами показывают как III, так и IV уровни, т.е. в зависимости от сложности задания и количества разрезов пользуются при синтезировании кругов то зрительным соотнесением, то методом проб. В деятельности детей четко прослеживается способность к переносу усвоенного способа действия на новый этап задания – следующий разрезной круг.

Дошкольники с ЗПР понимают поставленную задачу и, как правило, легко складывают круги, разрезанные на 2-3 части, показывая IV уровень выполнения. Переход на метод проб начинается с круга 4б, разрезанного на 4 части. Чем сложнее конфигурация разреза и чем на большее количество частей разрезан круг, тем больше дошкольникам с ЗПР требуется помощь взрослого. Чаще всего дошкольники с ЗПР нуждаются во втором и третьем видах помощи.

Дошкольники с умственной отсталостью зачастую способны самостоятельно сложить круг только из 2 частей, для складывания остальных кругов им нужна помощь, которая, в зависимости от уровня развития перцептивной деятельности может носить разную степень успешности: одна группа дошкольников складывает круг с многочисленными пробами и с большой дозой помощи со стороны взрослого, по преимуществу обучающего характера (четвертый и пятый виды помощи), другая группа – показывает нулевой результат даже в условиях обучения. Вторая группа – это дошкольники, которые с самого начала не понимают поставленной задачи, используют в деятельности нецеленаправленные манипуляции.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: